Кадышева выдавала за народную авторскую песню «Виновата ли я» из антирелигиозного кино, где снялся Михалков
Надежда Кадышева выдавала за народную авторскую песню «Виновата ли я» из антирелигиозного кино, где снялся Михалков. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Коварство и любовь
Песня была написана в 1959 году для антирелигиозной картины «Тучи над Борском». Очередной случай, когда фильм давно забыт, а песня ушла в народ и стала знаменитой. Ленту не запрещали, но воздерживались от показов. Это не мудрено, так как в ней есть не только тема религии, но и спорные стороны советской школы. По сюжету дочь местного начальника леспромхоза в российской провинции Оля Рыжкова дружит с одноклассником Митей Саенко. Однажды вечером на берегу реки она признается Мите, что всё знает о нем, он для нее прочитанная книга, поэтому никогда не сможет его полюбить. Митя намекает: у него есть тайна, которую выдавать не время. Девушка просит раскрыть секрет и в шутку обещает за это откровение выйти за него замуж.
Финал разговора случайно услышал директор школы и на следующий день вызвал Олю к доске. Конечно, советский функционер от педагогики был далек от тонкостей подростковой психологии и в русле идейно-воспитательной работы дал понять всему классу, что Оля — девушка, потерявшая девичью честь. Рыжкова сказала, что он не педагог, а сплетник. И тут началось. Ее, комсомолку, лишили права работать с пионерами в качестве вожатой. Дома в разговоре с отцом она швырнула на стол комсомольский билет, что вызвало у папы сердечный приступ. Наконец Митя Саенко в приватном разговоре, с прищуром глядя за горизонт, раскрыл ей свою тайну: «Я и моя тетя — сектанты». В повести Семёна Лунгина, по которой снят фильм, черным по белому написано, что речь идет о пятидесятниках. Как поясняется, это религиозное течение, отколовшееся от традиционной православной церкви. Но дело не в этом. После того как отец Ольги угодил в больницу, коварные сектанты убеждают девушку в своей к ней братской любви, заселяются в ее дом и хозяйничают. Вынуждают уйти из школы. Превращают в юродивую. В конечном итоге психика девушки сломлена. Ее решают распять на кресте. Благо комсомольцы успевают спасти Олю.
Лунгин пояснял: повесть написана на основе реального события. В жизни прототип Ольги спасти не успели.
Виновата сама?

Феликс Даллада
По сюжету, когда от Ольги все отвернулись, она идет к реке, то ли чтобы утопиться, то ли сделать выбор на распутье жизненных дорог. Тут и должна была прозвучать песня, передающая ее внутреннее смятение. Для написания музыки режиссер Василий Ордынский пригласил композитора Алексея Муравлёва. Он в свою очередь позвал своего приятеля — поэта Феликса Далладу. Правда, Феликс Данилович, будучи профессором Университета дружбы народов, скрывал свое авторство. Считал песню безделицей. Сначала Муравлёву показалось, что задача перед ним слишком сложная, он не сдюжит. Картину снимали в райцентрах Нижегородской и Рязанской областей. Гуляя по старинным кварталам провинции, он вдруг услышал, как женщины вечерами затягивают разные песни, сходные в одном: в них по нескольку раз повторялись одни и те же строчки.

Алексей Муравлёв
Оттолкнувшись от этой манеры, композитор написал мелодию. Инструментировал ее, адаптировал для мужского вокала. Услышав произведение со словами, режиссер отверг предложенное. Ведь лента вовсе не о безответной любви. Главную героиню никто не целовал-миловал. Но потом Ордынский понял: в песне есть хорошая тема обманутых ожиданий. Решил включить ее в картину не на первом плане, а фоном, наряду с гудками пароходов, плеском реки, разговорами на палубе. Так она и звучит на 30-й минуте фильма, когда Ольга переходит Волгу по понтонному передвижному мосту. Мелодию можно и не заметить. Но те, кому хотелось, заметили. Интересно, что в ленте ее исполняют под балалайку и гитару мужчины за кадром. В отличие от женского исполнения в мужском варианте многие слова звучат как обвинение. Например: «Виновата сама, виновата во всем, еще хочешь себя оправдать. Так зачем же тогда в эту лунную ночь позволяла себя целовать?» Когда то же поет женщина, эти строчки звучат укором самой себе. Также в оригинале не было слов о маме, в отличие от существующих в современном варианте: «Ой ты, мама моя, ой ты, мама моя! Отпусти ты меня погулять. Ночью звезды горят, ночью ласки дарят, ночью все о любви говорят». Дело в том, что у героини фильма не было мамы.
Феномен слов поэта в том, что в них никак не описывается, какой поступок совершил молодой человек, обидев девушку. Есть только ее сожаление о случившейся близости. Но из этого по умолчанию понятно, что поматросил и бросил.
Пели без спроса
В фильме много споров атеистов и верующих. В их диалогах есть любопытные фразы. Например: «Пушкин бы, услышав радио, принял его за чудо Господне».
В картине много актерских дебютов. Юная Инна Чурикова стала сердобольной одноклассницей героини, впервые появившись на экране. Пионера-активиста сыграл 13-летний Никита Михалков. В одной из сцен он в сатирическом школьном спектакле с наклеенной бородой и в рясе исполняет роль священника. Персонаж Никиты Сергеевича не лишен коммерческой хватки. Он спрашивает у дьякона: «Свечи в продмаге почем брал?» Тот отвечает: «По рубль двадцать». Будущий киноклассик резюмирует: «Дело! Пустим в церкви по пятерке».
Роль Оли Рыжковой исполнила Инна Гулая. Это тоже дебют. Позднее друзья считали, что такой сложный образ в раннем возрасте оказал влияние на ее психику. Актриса была известна несносным нравом. Вхожие в семью знакомые полагали: именно она довела своего супруга — поэта и сценариста Геннадия Шпаликова — до самоубийства. Сама Инна Иосифовна умерла от передозировки снотворного.

Надежда Кадышева
Фильм не показывают в эфире и сегодня — из опаски обвинений в оскорблении чувств верующих. И дело не в пятидесятниках. В том же сатирическом спектакле к настоящей иконе школьники приделывают трубочки, подключают воду, и икона якобы мироточит, пуская, под общий хохот, фонтаны слез, как царевна Несмеяна.
С появлением группы «Золотое кольцо» в конце 1980-х и других подобных коллективов начали выходить их виниловые пластинки, а потом диски. На конвертах и коробках в оглавлении напротив названия песни указывалось: «русская народная». Ни поэт, ни композитор не упомянуты. Ф. Даллада к тому времени ушел из жизни. Муравлёв ни с кем не судился, пустил дело на самотек. Одна из причин в том, что, когда появилась новоявленная русская фольклорная эстрада в 1990-е, он был в преклонном возрасте. Тратить время на суды ему не хотелось. Он и сейчас жив. Ему 97 лет. Здоровья композитору, написавшему музыку для белорусских картин «Руины стреляют» (1970–1972), «Черная береза» (1977)!
Еще материалы рубрики:
«И вновь продолжается бой…». Почему песню Пахмутовой и Добронравова запретили сразу после премьеры
Кому Юрий Визбор посвятил свою знаменитую песню «Солнышко лесное…»