1200 90

«Течет река Волга». Как новая песня во здравие великой реки невольно стала реквиемом панорамному кино в СССР

Как новая песня во здравие великой реки невольно стала реквиемом панорамному кино в СССР? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

волга круиз по реке

Фото Depositphotos

Грандиозный фильм

Поэт Лев Ошанин родился в Рыбинске на Волге и всегда хотел написать стихотворение о знаменитой реке. Но останавливало существование таких шедевров, как «Из-за острова на стрежень», «Вниз по матушке по Волге». Не верил он, что сможет сочинить более достойные строки.

Lev Oshanin

Лев Ошанин

В 1962 году наш земляк композитор Марк Фрадкин позвонил поэту. Рассказал, что создает музыку для нового фильма Якова Сегеля «Течет Волга», нужны стихи. Воображение Льва Ивановича поразило не само предложение о сотрудничестве, а формат фильма, в котором прозвучит песня.

mark fradkin

Марк Фрадкин

Все помнят, что в СССР снимали стереокино, имитирующее наличие третьего измерения или вызывающее у зрителя иллюзию глубины пространства изображения. На съемках использовали две кинокамеры, каждая запечатлевала левый и правый сектора кадра. За счет этого появлялся эффект — предтеча технологии 3D. В Минске такие ленты демонстрировали в кинотеатре «Мир».

Но не все помнят еще более масштабный проект — панорамное кино, набиравшее обороты на Западе и в советской стране в 1950-е годы. Каждый кадр снимался не двумя, а тремя камерами. Две боковые стояли под углом, центральная — ровно. В результате получался эффект панорамы. Изображения с трех кинопленок показывали синхронно с трех проекторов. Центральный давал картинку на центральную часть экрана, левый — на правую часть, а правый — на левую. Таким образом, угол обзора превосходил человеческое поле зрения, включая периферийное. Это вызывало ощущение присутствия, погружения в сюжет. Границ экрана зритель не видел и находился в гуще событий. Но для показа нужны были не плоские экраны, а гигантские изогнутые, как половина цилиндра. 28 февраля 1958 года в Москве заработал кинотеатр «Мир» на Цветном бульваре с крупнейшим в Европе экраном — 350 м2. Полотно занимало всю высоту зала от пола до потолка и совпадало по ширине с помещением. Аналогичные московскому «Миру» кинотеатры возвели в Ленинграде, Киеве, Донецке, Ташкенте, Таллине. Казалось, за технологией будущее.

Несложно представить желание Ошанина услышать свою песню в таком необычном кино. Тем более картина хоть и была художественной, но делалась студией имени Горького по заказу французских турагентств, которые хотели показать прелести Волги потенциальным туристам.

По сюжету капитан буксира «Богатырь» ведет свое старенькое списанное суденышко на разрезку, останавливаясь у каждого пирса и вспоминая реку, на которой вырос и прожил всю жизнь. Через личную историю капитана рассказывается о судьбе великой реки.

На опережение

В советское время понимали: для творчества нужно вдохновение. Фрадкина и Ошанина командировали в Астрахань, где они сели на корабль «Аргунь», прошли по реке и создали произведение. Поэт вложил в строки личные впечатления. В прологе герою песни 17 лет, его напутствует мать. Потом ему 30, но он уверен: Волга помнит его мальчишкой. Годы идут, мы стареем, а река остается неизменной: «Твой первый взгляд и первый плеск весла — всё было, только речка унесла. Я не грущу о той весне былой, взамен ее твоя любовь со мной».

Kadr iz filma Techet Volga.

Кадр из фильма «Течет Волга»

Сначала исполнение предложили Марку Бернесу, но он наотрез отказался, сказав, что это не его тема. Тогда для фильма ее спел певец и актер Владимир Трошин. Еще до премьеры картины в июле 1962 года о песне решили рассказать в радиопрограмме «С добрым утром!». Кино еще монтировалось, и фонограмму из него с песней в исполнении Трошина киностудия предоставить отказалась. Московские киношники опасались претензий по поводу нарушения авторских прав со стороны французских заказчиков. Команда редакторов «С добрым утром!» всегда выручала Марка Бернеса. Поэтому он отреагировал на просьбы друзей и всё-таки спел «Течет река Волга» по радио. А потом вошел во вкус, исполнил ее в телепередаче «Голубой огонек». Записал пластинку. Это еще раз подтверждает: понятие об авторском праве в СССР носило условный характер!

Премьера кинокартины состоялась 1 марта 1963 года. Она имела успех как видовое зрелище. Но песня в ней уже выглядела вторичной. Трошин пытался исполнять ее на своих концертах, но она не стала его визитной карточкой.

Последний показ

Lyudmila Zykina2

Людмила Зыкина

В том же 1963 году песню «Течет река Волга» подхватила Людмила Зыкина. Ошанин писал, что Людмила Георгиевна подняла все пласты и глубины, будто это пела сама река вместе со всей Россией. Сложно с этим поспорить.

Западная пресса присвоила исполнительнице звание «Мисс Волга». На протяжении всей карьеры произведение оставалось одним из центральных в ее репертуаре. В постсоветские годы она пела его и с Николаем Расторгуевым из группы «Любэ».

Технология панорамной съемки сыграла с картиной «Течет Волга» злую шутку. Трехпроекционный вариант непригоден к показу по телевидению. Сейчас есть методы переформатирования кино в видеоверсию, но пока это не сделано. Фильм стал последним советским панорамным. В знак прощания его еще раз показали 6 января 1966 года всё в том же московском специализированном кинотеатре «Мир». Песня звучала как панихида. А потом из-за дороговизны и несовместимости с массовой киносетью от технологии панорамирования постепенно отказались все специализированные советские и зарубежные кинотеатры. Это было связано с появлением широкоформатной кинематографической системы, в которой съемки производили одной камерой на пленку 70 мм — в два раза шире стандартной (35 мм). В результате размеры изображения тоже превышали поле зрения человека, сидящего на любом месте в зале. Показ не требовал трех кинопроекторов и выгнутого экрана для демонстрации. Все панорамные кинотеатры переоборудовали в широкоформатные.

Сейчас в различных шоу используют панорамное изображение. Применяют экраны в виде гигантского триптиха. Картинку на них изготавливают и расширяют с помощью компьютерных технологий.

Что касается песни, она попала в категорию неувядаемых. Отдельно исполнять ее пробовали Александр Барыкин, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Тамара Миансарова, Леонид Утесов, группы «Пикник» и «Мегаполис». Секрет успеха не только в таланте авторов. На берегах Волги расположены 87 населенных пунктов России, среди которых и крупные города. Каждый их житель, слыша слова «Когда домой придешь в конце пути, свои ладони в Волгу опусти», вспоминает что-то личное, сокровенное.

Еще материалы рубрики:

За всех женщин за кадром спела Лариса Долина. Кто еще исполнял песни в культовом фильме «Обыкновенное чудо»

Борис Грачевский считал, что хит из «Ералаша» и песня из «Приключений Буратино» написаны как под копирку

«И вновь продолжается бой…». Почему песню Пахмутовой и Добронравова запретили сразу после премьеры

Кому Юрий Визбор посвятил свою знаменитую песню «Солнышко лесное…»

«Взвейтесь кострами…». Авторы этой песни не скрывали, что мелодию позаимствовали на стороне

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Беларуси похолодает. Мокрый снег и до +8 °С обещают синоптики 2 ноября

В субботу, 2 ноября, в Беларуси будет облачно с прояснениями. Утром и днем ожидается мокрый снег, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

снег зима погода

Во многих районах страны пройдут кратковременные дожди. Ветер прогнозируется северо-западный, местами сильный порывистый.

В темное время суток температура воздуха в некоторых районах опустится до 0 °С. Днем воздух в стране прогреется до +2… +8 °С.

При этом в Бресте, Гомеле и Гродно ожидается +6… +8 °С, в Минске и Могилёве — от +4 до +6 °С, в Витебске +2… +4 °С.

Классика белорусского авангарда. Выставка «Эхо модернизма. От Моне до Кандинского» проходит в Минске

В Национальном центре современных искусств проходит необычная выставка «Эхо модернизма. От Моне до Кандинского», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Экспозиция демонстрирует современный взгляд белорусских живописцев на мировое художественное наследие европейского искусства конца XIX — начала XX века.

На выставке представлена классика авангарда Беларуси: работы из Национального центра современных искусств и частных коллекций.

Посетители смогут полюбоваться произведениями как известных отечественных авторов, так и начинающих.

Подробности — в видео.

Клод Моне, Винсент Ван Гог и Хуан Грис || Как их видят белорусские художники? || Сложное искусствоКлод Моне, Винсент Ван Гог и Хуан Грис || Как их видят белорусские художники? || Сложное искусство