Как Евгений Леонов убедил КГБ разрешить съемки «О бедном гусаре замолвите слово» в олимпийской Москве
Евгений Леонов сумел уговорить генералов КГБ разрешить съемки фильма «О бедном гусаре замолвите слово» в Москве в дни Олимпиады-80. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В Губернск прибывает чиновник Мерзляев с поручением проверить офицеров гусарского полка на благонадежность. Для этого он придумывает хитроумный план: расстрел актера Бубенцова, изображающего бунтовщика. Гусары не знают, что в их ружьях холостые патроны, и решают спасти Бубенцова…
Правки и переделки
Сценарии к своим лучшим кинолентам Эльдар Рязанов писал с Эмилем Брагинским. В 1979-м соавторы разругались. Для реализации своей новой идеи — исторического костюмированного фильма — режиссер решил привлечь знаменитого в те годы литератора Григория Горина, чьи пьесы с успехом шли в сотнях театров страны, а фильмы «Тот самый Мюнхгаузен», «Ты — мне, я — тебе» побывали в телеэфире.
Когда материал был готов, постановщик начал обивать пороги «Мосфильма» и Госкино СССР. Сценарий для прочтения брали, но месяцами не принимали никакого решения, а потом давали понять, что тема не своевременная. Тогда опытный Рязанов попробовал альтернативный вариант: отправился на прием к председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину и предложил экранизировать написанное силами телевидения. Ответа ждал долго. Однако осенью того же 1979 года раздался звонок, и директор телевизионного творческого объединения «Экран» сообщил, что принято положительное решение, и объявил: производство будет осуществляться на базе «Мосфильма» за телевизионные деньги. Директор киностудии Николай Сизов обрадовался такому повороту событий, поскольку, с одной стороны, ему не придется нести ответственность за содержание ленты перед начальством, а с другой — двухсерийный фильм закрывал сразу две единицы в плане, которых как раз не хватало.
Начались подготовка к съемкам, пошив костюмов — и вдруг в конце декабря 1979-го советские войска вошли в Афганистан. Над картиной сгустились тучи. Но Рязанов не унывал и продолжал подготовку. По первоначальному замыслу персонаж Олега Басилашвили Мерзляев был майором жандармерии. Лапин вызвал Рязанова и заявил, что он не может допустить съемки фильма, в котором жандармы проверяют неблагонадежных военных, на фоне событий в Афганистане. И не важно, что события в ленте происходят в эпоху Николая I. Режиссер предложил внести правки: Мерзляева сделали чиновником, действительным тайным советником.
За две недели до съемок создателей еще раз ошарашили сообщением о закрытии производства, так как чин действительного тайного советника ассоциировался с КГБ, к тому же «Заведение мадам Жозефины», куда ходили гусары, однозначно публичный дом. Сообщение об очередном запрете застало Рязанова в павильоне, где проходили кинопробы Станислава Садальского на роль Плетнева. Он в гусарском костюме разрыдался как ребенок, и ассистенты его долго утешали.
Горин и Рязанов снова сели за правки. Эвфемизм «заведение» стал «Салоном мод мадам Жозефины». Некоторые сцены с Мерзляевым пришлось удалить. И съемки наконец начались.
Хитрости и уловки
На роль Настеньки Бубенцовой режиссер долго не мог подобрать актрису и поручил помощникам съездить в Ленинград, чтобы поискать кандидатуру там. Так в колоде претенденток появилась актриса Театра имени Ленсовета, уроженка Мозыря Ирина Мазуркевич. Для проб с ней взяли сцену, где девушка остается наедине с Мерзляевым и начинает расстегивать пуговки своего платья, давая понять, что готова на все. Рязанов утвердил Мазуркевич, поскольку она делала это невинно, а остальные — так, словно это привычное занятие!
Еще один наш земляк Зиновий Гердт сыграл комичного продавца попугаев и по совместительству тайного агента охранки.
На роль Плетнева изначально приглашали Александра Абдулова, но он отказался, сославшись на занятость в театре. Тогда и появилась кандидатура Садальского. Постановщик случайно увидел его в коридорах студии и решил дать шанс сменить амплуа: после только что вышедшего на экраны сериала «Место встречи изменить нельзя» за актером прочно закрепился образ шепелявого карманника Кости Кирпича.
Наталья Гундарева сначала тоже отказалась играть модистку Жужу, тем более в персонаже есть намек на даму древнейшей профессии, но Горин и Рязанов все подстроили так, что в театре ее наперебой с удивлением спрашивали: «Как она могла отказаться сыграть у Эльдара Александровича?» И актриса дала согласие.
На роль актера Бубенцова претендовали Леонид Броневой и Александр Калягин, однако предпочтение было отдано обаянию Евгения Леонова.
Как известно, у Рязанова была постоянная когорта актеров, которых он по мере возможности приглашал из картины в картину. Вот и в этой ленте второстепенные роли исполнили такие знаменитости, как Светлана Немоляева, Георгий Бурков, Лия Ахеджакова, Валентина Талызина, Александр Белявский, Готлиб Ронинсон. Сам Рязанов сыграл трактирщика, а Андрей Миронов прочел авторский текст за кадром.
Не дают расстрелять
Съемки фильма прошли в Ленинграде, Павловске и московской усадьбе Братцево. По поводу последней особая история. Дело в том, что началась Олимпиада-80, и поступил строжайший запрет на все натурные съемки в Москве. А в Братцево (это тоже Москва) должны были запечатлеть кадры расстрела и смерти персонажа Леонова. Никто не мог помочь кинематографистам. И тогда директор съемочной группы Борис Криштул взял Евгения Александровича и поехал без приглашения прямо в Управление КГБ по Москве и Московской области. Каким-то образом они зашли в кабинет начальника, где шло совещание генералов. Когда они увидели любимого актера, то разомлели. А Леонов с присущей ему непосредственностью начал рассказывать, что его должны расстрелять, но до окончания Олимпиады не дают это сделать, а у него через три дня отпуск и куплены билеты в Крым. Директор группы, проявив смекалку, подсунул обезоруженному начальнику управления бумагу с разрешением, и тот ее не глядя подписал!
Так совпало, что в съемочный период Басилашвили слег с воспалением легких, да еще с осложнениями. Ленту снимали без него, оставляя сцены с Мерзляевым напоследок. Но и к этому времени актер не выздоровел — его перевели в санаторий. Пришлось каждое утро похищать Басилашвили оттуда и увозить на площадку. Как назло, кто-то доложил главному режиссеру БДТ Товстоногову, что для театра Олег Валерьянович на бюллетене, на репетиции не ходит, а в кино снимается. И вновь директор группы взял все на себя и отправился к Георгию Александровичу. Мастер был категоричен. Тогда Борису пришлось обмануть актера и сказать, что Гога, так звали режиссера за глаза, дал добро. Потом, конечно, были неприятности.
Принимая кино, долго полемизировали. Чиновники хотели, чтобы Бубенцов выжил, но оставили все как есть.
Картину показали 1 января 1981 года после 21:00, когда все доедают и допивают новогодние припасы. По этой причине фильм прошел незамеченным и не вызвал резонанса. К тому же телевизионщики самовольно вырезали несколько сцен. Рязанов ждал повтора, но он состоялся лишь спустя пять лет. Говорят, лента не понравилась Андропову, который возглавлял КГБ, а потом встал у руля государства.
К счастью, в 1990-е режиссер смог вернуть вырезанные эпизоды, и на Первом канале вышла полная версия.
Еще материалы рубрики:
Приклеивали веки и пичкали жирной пищей. Интересное о съемках фильма «Три толстяка»
Во время съемок фильма «Высота» Рыбников и Макарова почти все трюки выполнили самостоятельно
«Ворошиловский стрелок»: прокат этого народного фильма поначалу запретили в кинотеатрах России
«Сто дней после детства»: как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр
Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»