КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Руины стреляют…»
Фильм «Руины стреляют…» помог столице Беларуси получить звание «Город-герой». Что это за кинолента и о чем она — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
События происходят в Минске с июня 1941-го по 1944-й. Исай Казинец с отступающими частями Красной армии из Бреста добрался до Минска.
Иван Кабушкин попал в окружение и плен. Был доставлен в лагерь военнопленных. Девушкам Шуре Назаровой и Марысе за свои серьги и кольца удается выкупить у надзирателей нескольких бойцов. Кабушкин среди них.
Журналист Владимир Омельянюк пытается покинуть Минск с колонной беженцев. Они попадают под обстрел. Омельянюк возвращается в город.
Оказавшись в Минске разными путями, Кабушкин, Омельянюк, Казинец начинают создавать подпольные группы, искать связь с партизанами.
Кабушкин выполняет разведывательные операции, совершает налеты на вражеские автомашины, добывает оружие, боеприпасы, медикаменты. Омельянюк организовывает побеги советских военнопленных из немецких лагерей, принимает сводки Совинформбюро и распространяет их среди населения. С мая 1942 года он становится редактором газеты «Звязда», которая тайно набирается в немецкой типографии.
Под руководством Казинца в Минске проводят диверсионные акции против оккупантов.
В центре сюжета реально существовавшие подпольщики. Многие из них не дожили до победы. Лента об их судьбах и их борьбе.
Цель фильма
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР пяти городам присвоено почетное звание «Город-герой», а Брестской крепости — «Крепость-герой». Киев в списке значился, а Минск — нет. А ведь в обоих городах в период оккупации действовало подполье, в лесах — партизаны. Почему же Звезду героя вручили Киеву, а Минск обделили?
В 1957–1963 годах — первый секретарь ЦК КП Украины, а в 1965-м секретарь ЦК КПСС Николай Подгорный был одним из главных организаторов смещения Хрущева. Уроженец Украины Брежнев, заняв пост первого секретаря ЦК, был благодарен Подгорному. Поэтому поддержал его инициативу вручить Золотую звезду только Киеву. Звание сулило городу и республике особые возможности и статус.
Первый секретарь белорусской компартии Петр Машеров не опускал руки, продолжал бороться. Инициировал создание произведений в литературе и кино о героической борьбе минских подпольщиков. Задачей было не преувеличить заслуги героев, а донести ту правду, которая ранее не была общеизвестна, тем самым вызвав общественный резонанс. После выхода на телеэкраны многосерийного фильма «Щит и меч» (1968) сериалы о войне обрели популярность. Их ждали. За ними следили и члены ЦК КПСС. Показ по Центральному телевидению шестисерийного фильма «Руины стреляют…» — часть замысла Машерова.
Подготовили почву
Первая книга трилогии «Минский фронт» — «Руины стреляют в упор» — была издана в 1965 году. Вторая — «Дороги скрестились в Минске» — в 1966-м. Автор — писатель, журналист Иван Новиков — в те годы заведующий корреспондентским пунктом газеты «Правда» в БССР. За написание сценария по книгам вместе с Новиковым взялся драматург, публицист Иван Чигринов. Для них открыли архивы. Чтобы фильму поверили, требовалось воссоздать в нем максимально честную атмосферу тех лет, не допустить эффекта очередной агитки. Машеров доверял молодым авторам. Поэтому режиссером фильма стал 35-летний Виталий Четвериков, успевший снять ранее только короткометражку и комедию «Саша-Сашенька».
Однако работа над сложнопостановочным фильмом растянулась на три года — с 1969-го по 1972-й. Едва лента увидела свет и настроения от увиденного на телеэкране только формировались, как в 1973-м произошло очередное награждение городов, в числе которых снова не оказалось Минска.
И вновь по инициативе Машерова теперь уже собкор газеты «Известия» в Беларуси Николай Матуковский пишет материал о минском подполье «1 100 дней». Его опубликовали в трех номерах ежедневной газеты, печатавшейся тиражом 9,5 млн экземпляров. Когда из редакции «Известий» позвонили в секретариат ЦК КПСС с вопросом: «Что делать с мешками писем граждан, требующих присвоения белорусской столице почетного звания?», там ответили: «У нас такие же мешки писем с аналогичным требованием». В 1974 году Минск стал городом-героем.
Изменил судьбы
На момент начала съемок актер Игорь Ледогоров, сыгравший Кабушкина, работал в Ленинграде в театре имени Ленсовета. Из-за постоянных поездок в Минск на съемки у актера произошел конфликт с руководителем театра Игорем Владимировым. Из театра пришлось уйти. Когда фильм вышел, Ледогоров стал более узнаваем, его пригласили в Москву в Театр Советской армии.
В образе Исая Казинца все узнали Владимира Козела, больше в те годы известного как пан Беспальчик из популярной передачи «Кабачок «13 стульев».
Роль Владимира Омельянюка исполнил минский актер Владимир Поночевный. Когда снимали четвертую серию картины, Четвериков предложил ему попробовать себя в качестве второго режиссера. Владимир сделал выбор в пользу работы за кадром, иногда продолжая сниматься в эпизодах.
В ленте множество сюжетных линий и персонажей, роли которых сыграли знаменитые минские актеры Галина Макарова, Виктор Тарасов, Лилия Давидович, Павел Кормунин и другие.
Немига, которой нет
Съемки начались в 1969-м. В первой же сцене, где гитлеровцы ведут русских пленных по Минску, можем увидеть старую Немигу, которой уже нет. К моменту съемок жильцов расположенных вдоль улицы ветхих двухэтажек расселили, окна зияли пустотой. Часть зданий на соседней улице Островского, ныне Раковской, уже пережили удар строительным шаром. И вид квартала вполне соответствовал военному времени. В этих же руинах летом снимали и зимние сцены. Снег имитировали пожарной пеной, что на черно-белом изображении сложно заметить.
Минском в этом кино стали и некоторые объекты в Барановичах — вокзал станции Барановичи-Полесские с табличкой «Minsk-Менск», Покровский собор, часть улицы Куйбышева и мост на Слонимском шоссе.