«Картошку все мы уважаем». Как проводились обязательные сельхозработы в СССР
Одни вспоминают вынужденные сельхозработы в СССР с отвращением, другие — с восторгом, проводя там светлые романтичные дни. Как советские люди трудились и отдыхали на картофельных полях, вспоминал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Едем в поля
Некоторые наверняка не забыли слов песни Владимира Высоцкого:
Товарищи ученые, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
Значит так: автобусом к Тамбову подъезжаем,
А там — рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сальцой ее намять.
Привлечение граждан из других сфер народного хозяйства к сезонным сельскохозяйственным работам в Союзе имело массовый характер. Речь шла преимущественно об уборке урожая. По статистике, до 75 % годового объема трудозатрат на селе требовалось именно для этой завершающей фазы.
Можно спросить: а куда делись картофелеуборочные комбайны? Картофелекопатели на конной тяге запрягали еще в XIX веке. В 1949-м в СССР появился первый картофелеуборочный комбайн КОК-2. Это был прицепной механизм для гусеничного трактора. Но после него все равно приходилось искать остатки урожая вручную. Опять же, далеко не каждый колхоз располагал подобной техникой, и не вся она постоянно находилась в исправном состоянии. Осенью десятки тысяч школьников, студентов, работников НИИ и прочих организаций вывозили в поля бороться за урожай. Привлекали рядовых из действующей армии. Формально последний факт был засекречен. Вот анекдот на тему:
Прапорщик построил роту и говорит:
— Кто поедет на картошку — два шага вперед!
Вышли два солдата. Прапорщик:
— Хорошо. Остальные пойдут пешком.
Убирали не только картофель, но и свеклу, капусту. В европейской части СССР в разговорной речи устоялось понятие «поехать на картошку», какую бы из овощных культур ни собирали. Примечательно то, что из учреждений на бескрайние картофельные поля старались направлять лиц комсомольского возраста. Не гонять же туда граждан в академических чепчиках с радикулитом и подагрой! Словом, все происходило не без гуманизма.
В южных республиках таким же образом убирали виноград, фрукты и хлопок. В Москву поступали жалобы, будто в Узбекистане учеников старших классов и студентов привлекали к уборке хлопка не на несколько недель или 30 дней. Молодые люди вместо учебных аудиторий проводили всю осень на хлопковых полях.
С овощных баз нередко приходили запросы в научные учреждения. Тогда кандидаты наук вынуждены были перебирать огурцы, помидоры, редьку. В эпоху дефицита каждому позволяли унести домой авоську с плодами. За труд не платили, но сохраняли заработок за проведенные вне организации дни, а студентам — стипендию.
Самой нерадостной для деятелей науки считалась отправка в квасильно-засолочные пункты, где мариновали овощи. Увидев, в каких условиях, часто антисанитарных, шел процесс приготовления солений, призванные в помощь долго проходили мимо них в госмагазинах.
Неформальная обстановка
Во второй половине 1980-х, в годы перестройки, школьников направляли в колхозы без ночевки. Рано утром подростки с бутербродами в хозяйственных сумках собирались возле школ. Затем ребят везли в колхоз в автобусе или закрытом фургоне с надписью «Люди». Это были ученики старших классов в сопровождении классных руководителей. Конечно, кто-то добывал справку от врача, однако массового сопротивления не наблюдалось. Молодежь воспринимала такой выезд как вылазку на природу с компанией. Некоторые в Сети вспоминают, будто ученики оставляли в бороздах на поле до 80 % картофеля. Наверное, и такое случалось. Но с этим можно поспорить. Свою роль играло желание провести время с одноклассниками в неформальной обстановке, проявить себя не за партой или в школьных коридорах.
Не говоря о том, что имелась возможность оказаться в одной картофельной борозде с тем, кто давно вызывал симпатию. Завязать диалог. При школьных официозе и суете такие оказии для сближения нечасты. Опять же, вдруг выяснялось, что двоечник с соседней парты, на которого махнули рукой учителя, трудяга.
Да и подвиги там совершали! То грузовик, в который ссыпали овощи из ведер, трогался некорректно, и школьник в последнюю секунду выталкивал товарища из-под колес. То кто-то, отлучившись в лес, встречался с ядовитой змеей, и смельчак из одноклассников приходил на помощь. Когда ждали транспорт для возвращения в город, разжигали костер, пекли картофель. Прослывший занудой и ботаником парень вдруг брал в руки гитару, пел как виртуоз и одаренный поэт. Всего один день на картофельном поле мог изменить сложившиеся представления об одноклассниках.
Был бы повод
Студенческая поездка на картошку на месяц — отдельная тема. 30 дней в сельской местности на 1-м курсе определяли дальнейшую дружбу, а порой и судьбу. Совершенно чужие 1 сентября люди после возвращения в институт в октябре казались теми, кого знаешь 100 лет. Не бывает так, чтобы все студенты курса повально дружили друг с другом. Именно в селе образовывались группы по интересам в зависимости от общности взглядов на жизнь и других факторов. Способствовали сближению и танцы в деревенском Доме культуры со всеми последствиями: с ночными прогулками, реализацией взаимного движения душ и, конечно же, драками с местными за честь однокурсниц!
Некоторые студенты 1970-х вспоминают картошку как бесконечную пьянку. Во второй половине 1980-х действовал сухой закон, который ругают и сегодня. А он во многом помог. Подростки не пили портвейн в подворотнях, студенты не перебирали с пивом. И это не ханжество. Если нет пристрастия, то отсутствие алкоголя в свободной продаже вычеркивает его существование из сознания. Всякое в ту пору случалось. Если в группе учился, скажем, студент из Молдавии, который приезжал после выходных на родине с бочонком домашнего вина, то он угощал всех! Вечерние танцы в Доме культуры становились безудержными и пылкими. Кто-то даже пускался в буйный брейк-данс, входивший тогда в моду. А девушки пытались исполнить зажигательную «Ламбаду».
Студенческий курс все дни, кроме воскресенья, проводил в поле. Но запомнилось ребятам не это, а прочий антураж: романтические вечерние посиделки, ночные бдения в компании новых друзей.
Читайте также:
Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда
Как закладывалась традиция празднования Дня города, и почему Минск отмечает день рождения в сентябре
Когда появилась школьная форма, и как она менялась
В молоко бросали лягушек, чтобы не испортилось. Как холодильники изменили жизнь минчан
От продуктов и одежды до чайников и кастрюль. Как и когда появились киоски