Кем были минские градоначальники, и почему пробыли они на своих постах не долго
Как сложились судьбы большинства минских губернаторов предреволюционного десятилетия и жизненные пути первых советских градоначальников Минска, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
Уехать или остаться
В сравнении с XIX веком с 1902 г. минские губернаторы оставались в должности недолго. Александр Мусин-Пушкин руководил городом менее трех лет, а его преемник Павел Курлов — менее года. Деятельность второго пришлась на время революционных волнений. 18 октября 1905-го на Привокзальной площади он санкционировал событие, известное как Курловский расстрел. На губернатора покушались. В частности, 14 января 1906 г. эсер Иван Пулихов метнул в него бомбу, однако та не взорвалась. После революции Курлов сбежал за границу. Умер в 1923-м в Берлине.
Якова Эрдели можно назвать долгожителем на посту, если сравнивать его с предшественниками. Он прослужил с 1906-го по 25 ноября 1912 г. Предки Эрдели в XVIII ст. приехали из Венгрии в Россию и поселились в Херсонской губернии. Можно сказать, Якову Егоровичу повезло. Период его руководства стал затишьем перед бурей. В это время в городе открыли кинотеатры «Модерн», «Эден». Минчане жили каждодневными заботами. Никто не мог представить, что вскоре начнется Первая мировая война, а за ней — революция и Гражданская, советско-польская войны. Достоверно известно: в 1919-м Эрдели замучили большевики в Елисаветграде (город Кропивницкий, Украина).
Его преемник Алексей Гирс служил с 26 ноября 1912 г. по 30 апреля 1915-го. Легендарная личность. До Минска он был градоначальником Киева. В тот период туда приехал председатель Совета министров Российской империи Петр Столыпин, на него совершили покушение. Чтобы об инциденте поскорее забыли, Гирса перевели к нам на ту же должность. После начала Первой мировой в городе появилось много военных госпиталей. Свой дом по адресу: пл. Свободы, 7, семья Алексея Федоровича отдала под лазарет. В это время в Минске побывал Николай II. Он растрогался от поступка чиновника. После революции Гирс успел эмигрировать. Прожил долго — 86 лет. Умер в Париже в 1958-м.
Андрею Чернявскому, занимавшему пост губернатора с 30 апреля 1915-го по август 1916 г., фортуна не улыбнулась. Покинуть молодое советское государство он не успел. Судьба занесла его в Грузию. В Тбилисской музыкальной студии он трудоустроился кассиром. В декабре 1937-го его приговорили к высшей мере наказания за шпионаж.
Прозорливее оказался Владимир Друцкой-Соколинский, последний царский губернатор в Минске. Он стал самым молодым градоначальником в стране (36 лет). Занимал должность шесть месяцев (август 1916-го — март 1917 года), успел уехать в Италию, где прожил 25 лет.
Дети революции
Разве можно назвать скромным словом «перегибы» то, что из 15 председателей Минского городского исполнительного комитета с 1917 по 1941 г. 12 расстреляли в 1937-м и 1938-м как врагов народа? Карл Иванович Ландер умер своей смертью от туберкулеза в 1937 г. Что сказать: многие из этих людей революционеры со стажем, а революция, как известно, пожирает собственных детей.
Первым председателем исполкома Минского городского Совета (так назывался будущий Мингорисполком, он объединял законодательную и исполнительную власть на территории города и округа) стал Борис Позерн (с марта по июль 1917-го).
Позже, в период массового террора (1937-1938 гг.), он был прокурором Ленинградской области. Входил в состав «особых троек». В июле 1938-го его самого арестовали и приговорили к высшей мере наказания.
Еще пример: Виктор Иванович Яркин с марта 1918 г. по май 1919-го возглавлял исполком Минского городского Совета и одновременно республиканскую ЧК! По словам Янки Купалы, вядомы сваёй крывавай ненасытнасцю. Яркина расстреляли в 1937-м.
Известны и альтернативные примеры. Никифор Лукич Аксючиц руководил городом с апреля 1929-го по декабрь 1930 г. Он не был большевиком до революции. В 1922-м после демобилизации из Красной армии включился в общественную жизнь. Организовал Белсельбанк, выдававший кредиты крестьянам, но нэп быстро завершился. Аксючица обвинили в выдаче кредитов кулакам, а банк закрыли. Однако он зарекомендовал себя крепким хозяйственником. При нем достроили городскую канализацию и заключили в коллектор ставшую антисанитарной реку Немигу. Еще раньше гору на спуске нынешнего пр. Независимости к цирку сделали более пологой, чтобы трамваи не шли накатом к новому железобетонному мосту через Свислочь. Но хватало и нерешенных проблем: квартирный вопрос, перебои в работе водопровода. Глава городского исполкома не деликатничал, в ответ на замечания вступал в споры с сотрудниками Минского горкома партии. После выговора за допущение оппортунистических ошибок Никифора Лукича сняли с должности. Казалось, он пошел на повышение, возглавил Народный комиссариат коммунального хозяйства БССР. Однако в 1934-м пропал без вести. По одной версии, его арестовали и расстреляли, по другой — он получил длительный срок и сгинул в лагерях. Снимка Аксючица не сохранилось.
Антон Кореневский тоже не был участником революционного движения до 1917-го. Руководителем исполкома Мингорсовета работал с марта 1933 г. по январь 1934-го. Как на грех, в период его деятельности в БССР приехал новый представитель ОГПУ в Беларуси Леонид Заковский, обладавший неисчерпаемой фантазией. Неоспоримо, что в СССР находились иностранные шпионы, оппозиционно настроенные граждане. Заковский в собственном воображении умножил их примерно на 200. На селе он нашел 1,5 тыс. контрреволюционных группировок. В Минске раскрыл 59 «повстанческих» ячеек, 19 диверсионных и 4 террористические группы, 20 шпионских ячеек и резидентур, молодежную организацию. Все это рассказали на страницах газеты «Правда», что предрешило судьбу Кореневского. В 1937-м его расстреляли. Через год та же участь ожидала и Заковского.
Из 15 довоенных руководителей исполкома Мингорсовета выжил только Константин Иванович Бударин, потому что его назначили на пост в сентябре 1940-го, когда массовые репрессии поутихли. 24 июня 1941 г. он эвакуировался из столицы БССР. После ее освобождения в июле 1944-го еще год возглавлял исполком. Позже занимал другие должности. Бударин прожил 88 лет, умер в 1987-м.
Еще материалы рубрики:
Лекарство против страха. Как военнопленный Николай Кюнг организовал в Бухенвальде подпольную школу
«Криминальная Россия» ХХ века: как жил и работал сыщик Аркадий Кошко