Констанция навсегда. Путь к славе Ирины Алферовой, которую называли секс-символом позднего СССР
Само воплощение женственности, Ирина Алферова не раз говорила, что наполовину белоруска. О жизни и судьбе великолепной актрисы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Повод для печали
Ее мать, Ксенья Архиповна, родилась в 1922 г. под Витебском. В 1930-е семья переехала в Новосибирскую область. Когда началась война, Ксенья Архиповна работала на военном заводе, потом добровольцем ушла на фронт, где познакомилась с будущим мужем, офицером Иваном Кузьмичом. Расписались. А после Победы поехали в Новосибирск. Бравый военный был направлен на работу в местное отделение МГБ (позже КГБ) на должность оперативника. А его супруга, окончив юридический институт, стала адвокатом. В 1951-м на свет появилась Ирина. Первые пять лет детства были безоблачными, а потом начались испытания на прочность. В 1956 году к Алферовым нагрянул погостить родственник. Он прошел войну, имел награды. Неизвестно, откуда поступил сигнал, но Ивана Кузьмича вызвали к начальству и сообщили: у него в квартире находится человек, ранее отбывавший наказание по статье «измена Родине». С одной стороны, в ту пору уже миновал ХХ съезд КПСС, где разоблачили культ личности Сталина. С другой, борьба за чистоту рядов в органах госбезопасности велась еще усерднее. Отца будущей актрисы понизили в звании за отсутствие бдительности, перевели на работу в милицию. От отчаяния он стал безудержно выпивать, скандалить дома. Во время задержания преступника тот толкнул отца Ирины под электричку. Иван Кузьмич лишился ног. Молодой человек 35 лет оказался в инвалидном кресле. Пить стал еще шибче в желании забыться. При этом семья будущей звезды не бедствовала благодаря заработкам мамы-адвоката. Ира занималась в театральной студии при Доме ученых Академгородка. А окончив школу в 1968 г., отправилась в Москву поступать в ГИТИС. Педагог Владимир Дудин не мог пропустить ее бездонные голубые глаза и зачислил в свои ученицы. Ирина столкнулась с трудностями: драматические роли ей удавались. А вот в комедиях она не могла раскрепоститься и продемонстрировать безудержный задор. Даже когда улыбалась, взгляд оставался немного печальным.
Ходила по мукам
В 1972 г. на четвертом курсе режиссер Василий Ордынский предложил студентке одну из главных ролей в сериале «Хождение по мукам». Он выдвинул кабальные условия: в процессе работы больше нигде не сниматься, не играть в театрах. А ведь век киноактрис короток, в отличие от мужчин, многие из которых и в 50+ играют героев-любовников. Девушка поддалась на уговоры, рассчитывая на грядущую славу, и условия режиссера приняла. Процесс, сообразно названию проекта, растянулся на пять лет. В ту пору как при производстве большого кино, так и сериалов ежедневная выработка полезного отснятого времени составляла в среднем две минуты в день. Снимали бесконечные дубли. Время смены составляло восемь часов. Сегодня такую 13-серийную драму сделали бы за 60 дней. Технологии и подходы изменились.
В длинных перерывах между съемками серий Ирина успела познакомиться с сыном посла Болгарии в СССР Бойко Гюровым. Выйти за него замуж. Родить дочь Ксению и развестись, не поладив с родней суженого.
Премьера «Хождения по мукам» в 1977 году действительно сделала Алферову узнаваемой, но фильм повторяли редко. Он не стал обожаемым зрителями.
В том же году белорусский постановщик Виталий Четвериков пригласил Ирину в Минск на одну из центральных ролей в военной ленте «Черная береза». Актриса согласилась участвовать в эпизоде, где она обнаженная выбегает из озера, долго удирает без одежды от пикирующего немецкого самолета и попадает прямо в объятия главного героя. Беспрецедентные для тех времен кадры.
В 1976 г. Алферову позвали работать в Московский государственный театр имени Ленинского комсомола. Худрук Марк Захаров сказал, что у него для ее типажа много ролей, и попросил воздерживаться от съемок в кино. Она снова дала зарок. Ирину звали кинорежиссеры, а Марк Анатольевич не отпускал. Снималась во время отпусков. В то же время, вначале Захарову не хватало в ней сценического темперамента. А когда она творчески выросла, то стала неинтересна худруку. За 16 лет работы в «Ленкоме» ее большие роли на сцене можно перечесть на пальцах одной руки. Главным ее приобретением в этом театре стала любовь. В спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» девушка увидела Александра Абдулова, ощутила движение души. Вскоре молодые поженились. Их объективно считали самой красивой актерской парой в СССР.
Бонасье навсегда
Венцом творчества альянса Абдулова и Алферовой стала мелодрама «С любимыми не расставайтесь» (1979) о сложностях отношений в молодой семье, где они сыграли главных героев. В том же году, 25 декабря, по Центральному телевидению состоялась премьера «Д’Артаньян и три мушкетера». Роль Констанции Бонасье сделала Ирину образчиком красоты для многих советских мужчин. Ее портрет с обложки журнала «Советский экран» клеили на стенах комнат в общежитиях. Это был настоящий успех, при том, что Алферова не сыграла фееричной искрометной героини, которая прописана у Дюма-отца. Но глаза с поволокой, речь с придыханием сделали свое дело.
Еще запомнилась ее эпизодическая роль Ольги Винтер в шпионском многосерийном фильме «ТАСС уполномочен заявить». После этого звезда продолжала много сниматься в кино, но выпала из поля зрения. Образы предлагали не такие яркие. Да и времена изменились. Настала эпоха видеосалонов, американского кино.
В 1993 г. Алферова и Абдулов развелись. Одновременно с этим актриса покинула «Ленком». Была приглашена в Московский театр «Школа современной пьесы». Там она раскрылась как театральная актриса, сыграв много любопытных ролей. Режиссер Иосиф Райхельгауз смог разглядеть в исполнительнице то, чего не замечал Марк Захаров: ее трогательность, хрупкость и… трудоспособность.
Ирина Ивановна еще раз вышла замуж за коллегу Сергея Мартынова. Воспитала трех приемных детей. В последние два десятилетия не прекращает сниматься в кино. Но для большинства поклонников так и остается волшебной красавицей Констанцией, которую безжалостно отравила Миледи в исполнении Маргариты Тереховой.
Еще материалы рубрики:
Чушпан или тварь дрожащая? Какие роли стали знаковыми в карьере Ивана Янковского
«Его молчание говорило больше, чем слова». Как столица БССР изменила жизнь Олега Янковского
«Казавшийся строгим, был не прочь похулиганить на экране». Как Юрий Соломин стал успешным артистом