Костолевского заковали в кандалы и забыли в Петропавловской крепости. Как снимали «Звезду пленительного счастья»
Во время съемок фильма «Звезда пленительного счастья» актера Игоря Костолевского заковали в кандалы и забыли в Петропавловской крепости. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Фильм рассказывает о подвиге жен декабристов Полины Гёбль, Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и других, нашедших в себе силы отправиться в Сибирь вслед за своими супругами.
Обойти запреты
Тема декабристов была для режиссера Владимира Мотыля личной. Она напоминала ему о событиях, произошедших через 100 с небольшим лет после восстания в декабре 1825 года в Петербурге.
Родился будущий постановщик в белорусском городке Лепеле в 1927-м. Отец работал слесарем на минском заводе «Коммунар». Когда Володе было 3 года, папу арестовали, а мать, Берта Антоновна, с малышом на руках отправилась за этапом, поскольку не успела попрощаться. На станции Медвежьегорск она нагнала конвой, смогла в последний раз обнять мужа и дать ему подержать сына. Через год глава семьи сгинул на Соловках. Поэтому кадр, где Мария Волконская по слякоти бежит за тюремной повозкой, в которой везут ее мужа, получился реалистичным, так как был пережит на личном опыте.
Вообще начальство считало Мотыля неблагонадежным. Никто не собирался позволять ему снимать кино на исторические темы. В Москве заявку на фильм «Звезда пленительного счастья» отвергли. Но все же Владимир Яковлевич был обаятельным и интересным мужчиной, режиссером мегапопулярного фильма «Белое солнце пустыни». И если с мужчинами-чиновниками у него не ладилось, то женщины из «высоких» кабинетов относились к нему с симпатией. Им льстило дружить с известным постановщиком. Поэтому Мотыль поехал в Ленинград и вручил забракованный в столице сценарий второму секретарю обкома партии Кругловой.
Та любила проверять художественные изыски на дочери-старшекласснице и дала ей почитать произведение. Девушка пришла в восторг. Тогда Круглова позвонила на «Ленфильм» и распорядилась принять сценарий в работу. Нашла формальный повод: 150-летие восстания на Сенатской площади. Тем более все это происходило в их городе, где тема декабристов считалась местной, а дворяне, восставшие против царского режима, — героями. Правда, Москва урезала бюджет ленты вдвое, но ленинградский обком выделил средства из фонда историко-культурных мероприятий.
Впрочем, не все было так гладко. Фильм в процессе работы закрывали трижды. Однако всякий раз постановщик находил способ продолжить работу.
Не Холмс, но Николай I
На роль Полины Гёбль-Анненковой Мотылю нужна была актриса с европейской внешностью. Ведь героиня — реально существовавшая француженка. Сначала режиссер замахнулся на французских киноактрис, но все они имели плотный график, а может, и боялись ехать в СССР. Тогда пришлось переключиться на поиск в социалистических странах. В итоге в Варшаве он встретил Эву Шикульску и понял: она та, кого искал. Озорная, смелая от природы, готовая на безрассудные поступки. И при этом красавица. Ее героиня устремляется в Сибирь вслед за Иваном Анненковым, которого сыграл Игорь Костолевский. На тот момент у актера в творческом багаже были всего две эпизодические роли. Все боялись, что юноша не справится. Мотыль сказал ему: «Это твой Аустерлиц, пан или пропал». Проблема в том, что роль требовала всего, чего молодой человек не умел: ездить верхом и говорить по-французски. Но Игорь начал посещать школу верховой езды, ходил на уроки французского и сполна использовал предоставленный ему шанс.
Пары в фильме подобраны удивительно точно по своей совместимости в кадре. Чету Трубецких сыграли Алексей Баталов и Ирина Купченко. Олег Янковский и Татьяна Федорова стали на экране семьей Рылеевых, а Наталья Бондарчук и Олег Стриженов — Волконскими. Кстати, именно Стриженов посоветовал режиссеру на роль императора Николая I пригласить Василия Ливанова. Он действительно внешне походил на императора. Единственное несовпадение заключалась в том, что рост актера был 177 см, а царь вымахал под 2 метра!
Забавно, что одного из декабристов начал играть Михаил Боярский, однако после сьемок первого эпизода его забрали в армию. Кадры с ним все же вошли в картину.
Настоящий острог
Фильм снимали в Ленинграде и на берегу Байкала. Ленинградские съемки имели свои сложности в связи с огромным числом людей из массовки, которое едва вместилось на Дворцовой площади возле Зимнего дворца. Организовать согласованное действие при таком скоплении людей в полузамкнутом пространстве невероятно сложно. Но Владимир Мотыль справился. Тем более он дотошно следил за всеми деталями, и, если вдруг обнаруживался эпизод, где орден на чьем-либо кителе висит не с той стороны, сцену переснимали полностью.
Когда группа с Дворцовой площади переместилась внутрь Эрмитажа, ей выделили ограниченное время. Мотыль в него не уложился, а директор музея академик Пиотровский ни в какую не хотел выделять дополнительные часы. Тем более киношники накануне из-за короткого замыкания в проводах в одном из залов испортили пол. Умолять академика вместе с режиссером отправился Ливанов в костюме Николая I. Выслушав пришедших, Пиотровский сказал: «Не имею права указывать царю, сколько тот может находиться в собственном же доме». И работа продолжилась!
Интересный случай произошел с Игорем Костолевским. В начале одного из съемочных дней его привели в камеру Петропавловской крепости, чтобы примерить кандалы. Надели их. А потом началась съемка в другой точке объекта, и об актере забыли. Костолевский думал, что таким образом его готовят к работе над эпизодом. Поэтому не звал на помощь. Когда через шесть часов настала его очередь сниматься, у Игоря от холода не ворочался язык. Он не мог выговорить текст. Но так как, по задумке, эта сцена должна быть страдальческой, то она получилась одной из самых ярких в картине, несмотря на сложности с дикцией.
Для той части ленты, где арестованные прибыли в место заключения, на берегу Байкала в натуральную величину выстроили деревянный острог, а также избы для жен декабристов. Это была не половинчатая декорация, как бывает, когда возводят лишь две лицевые стены, а цельная. Строительство шло зимой в 35-градусный мороз. Топоры звенели и отскакивали от дерева, как от железа. Но все удалось сделать вовремя. В домах скрипели половицы, и вообще в них можно было жить круглый год, топить печь. Кино — затратная штука.
Несмотря на критику и разговоры об исторических неточностях, только в 1975 году ленту посмотрели 40 млн зрителей. Историю декабристов советская власть обширно использовала в своей пропаганде. Но, поскольку акцент в кино сделан на лирико-романтической ноте, в кадре много живых человеческих историй. Картина актуальна и сегодня, спустя 47 лет после премьеры.
Еще материалы рубрики:
Почему Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке
«Вдовы». Благодаря этой ленте женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию
«Следствие ведут ЗнаТоКи». Какие события вынудили актера Каневского остаться в этом проекте