Куда исчезает скошенная трава с городских улиц и дворов и как превращается в полезное удобрение
Некоторые газоны в Минске в этом году косили уже по пять-шесть раз. Во что перерабатывают скошенную траву и как она послужит будущим насаждениям, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Коси не только ради красы
К покосу в столице приступили 4 мая, и большинство горожан уже успели услышать трели газонокосилок под своими окнами. Стрижку растительности начали с центральных улиц и въездов в город, а с 14 мая эта работа ведется на МКАД. Кольцевую сейчас выкашивают повторно, а вдоль главных проспектов техника и вовсе работает по пятому-шестому кругу. В арсенале озеленителей – современные райдеры, мини-тракторы, ручные триммеры для обкоса откосов и участков вокруг насаждений.
Обязательное условие при покосе травы — оставлять не менее 3–4 см в высоту. В парках и лесопарках выкашиваются только 5-метровые зоны вдоль дорожек, детских площадок и мест установки аттракционов и других активностей.
К слову, у стрижки газонов не только эстетическая функция. Высокую траву любят клещи, с нее они легко перемещаются на людей и животных. А когда растения высыхают, они становятся пожароопасными. Без своевременного покоса газон портится. Сорные растения, более устойчивые к естественной среде и имеющие более развитую корневую систему, могут вытеснить культурные.
— Общая площадь газонов, обслуживаемых предприятиями зеленого хозяйства, превышает 6 тыс. га, из них 472 га — вдоль кольцевой, — рассказывает руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов зеленого хозяйства «Минскзеленстроя» Екатерина Короткина. — Ежедневно в покосе задействовано 250 единиц техники. В 2021 году для предприятий зеленого строительства закупили дополнительно 23 райдера — многофункциональные машины, которые могут косить траву, убирать листву, чистить стыки плитки от мха и другой растительности, а зимой использоваться как снегоуборочная техника. Бригады сформированы, в летний период озеленители привлекают к покосу и студотряды. Рабочий день у косцов – с 7:00 до 16:00, но при необходимости его продлевают. Периодичность выкашивания зависит от категории объекта, а также от степени отрастания травы: она должна быть выше 15 см.
Покос травы — забота не только предприятий зеленого хозяйства. Высоту растительности контролируют и в наших дворах. В Минском городском жилищном хозяйстве подчеркивают: при планировании стрижки газонов жилищные организации руководствуются «Отраслевыми нормами времени, нормами обслуживания и нормами расхода материалов на поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории», утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 15.06.2021 г. № 44. Этот документ гласит: скашивание газонов должно выполняться не реже одного раза в месяц с мая по сентябрь.
Подстричь отросшую траву — полдела, еще ее нужно собрать и вывезти. И если раньше последний путь растений был на полигон твердых коммунальных отходов для захоронения, то теперь трава, как и другие растительные отходы, подлежит переработке.
Трава превращается…
Минувшей осенью «Минскзеленстрой» запустил собственную станцию компостирования растительных отходов. Цель ее создания — снизить объемы захоронения мусора на полигоне и вовлечь опавшую листву, скошенную траву и древесные отходы в повторный оборот. Сюда и попадает трава с городских улиц и дворов. Корреспонденты «Вечерки» отправились в промзону на ул. Монтажников, чтобы посмотреть, что происходит с зеленью дальше.
С утра здесь уже оживленно. Время от времени подъезжают тракторы с прицепами и выгружают «сырье». На части территории видим насыпи из травы и прошлогодней листвы, перемешанных с древесиной, которую предварительно измельчили в щепу. Это бурты, в них и идет процесс компостирования. Между ними проезжает трактор с насадкой-ворошителем.
— С его помощью будущий компост дополнительно измельчается и насыщается кислородом, благодаря чему ускоряется процесс компостирования, — объясняет начальник производственного отдела «Минскзеленстроя» Андрей Процук. — Видите пар, который поднимается над буртом при ворошении? Он как раз свидетельствует о том, что процесс компостирования идет. Все происходит естественным путем, без добавления дополнительных веществ. Первые бурты заложили еще в декабре прошлого года, но зимой температура не подходила для компостирования. Рассчитываем, что через месяц-полтора будет готовая продукция.
Но это только на первый взгляд все просто и происходит само собой. На самом деле есть и свои тонкости. Если в бурте становится слишком горячо, смесь травы и щепы поливают водой, чтобы снизить температуру и не допустить горения. То же самое с влажностью: если она будет менее 50 %, гниение не произойдет. Поэтому специалисты постоянно отслеживают эти параметры. Сама площадка оснащена водоприемными воронками, через которые лишняя жидкость отводится в специальный отстойник, откуда попадает на очистку, а после в ливневую канализацию.
Обращаем внимание на примеси мусора в содержимом буртов, в основном пластика. Собеседник говорит, что на финальном этапе он, как и крупные фракции щепы, отсеется при помощи барабанного грохота и отправится на утилизацию.
Готовый компост будут использовать в создании плодородного грунта. Участок по его производству граничит со станцией компостирования. Туда свозят землю со стройплощадок. Прежде ее удобряли при помощи торфа, теперь его заменят компостом. Когда этот продукт будет готов, специалисты проведут его химический анализ, на основании результатов разработают рецептуру и выведут пропорции, в которых будут смешивать его с землей. Получившийся плодородный грунт озеленители используют для создания цветников, а также при посадке зеленых насаждений на городских территориях.
Ежемесячно на станцию компостирования поступает около 4 000 м3 растительных отходов — древесины и травы. Станция работает круглый год: весной и летом сюда свозят траву, осенью — листву. Зима — период обрезки деревьев, тогда здесь преобладают ветки и другие порубочные остатки.
Сейчас на площадке компостирования находится 16 000 м3 растительных отходов — столько поступило сюда с начала года. Запас мощности еще большой: проектные объемы производства предполагают прием 70 000 м3 отходов в год. Из этого объема намерены получать 28 000 м3 компоста.
Фото Павла Русака