1200 90

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

Любительские коллективы действовали в СССР в домах культуры, на фабриках и заводах, в научных институтах. Символ прошедшей эпохи — художественная самодеятельность. Как она развивалась в те времена, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

beregis avtomobilya

Гамлет в противогазе

Помните, герой Евгения Евстигнеева в фильме «Берегись автомобиля» рассуждал: «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят наконец театры профессиональные! И это правильно! Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем работала у шлифовального станка?» В ленте это ирония. На деле самодеятельность в СССР нередко конкурировала с коллективами мастеров.

В эпоху развитого социализма любительские драматические, танцевальные, музыкальные коллективы действовали при клубах, домах культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, научных институтах. Движение имело массовый характер. КВН — это, по сути, та же самодеятельность. К середине 1970-х в непрофессиональных труппах в Союзе насчитывались 14 млн взрослых и 10 млн подростков. Готовили постановки и концерты 150 тыс. штатных работников и более 500 тыс. общественных руководителей. Вспомним, что в той же картине «Берегись автомобиля» театральный коллектив состоял из милиционеров и шоферов. И это не шутка. Не то чтобы сотрудники советской милиции жаждали выступать на сцене (хотя встречались и такие), просто в порядке отчетности от милицейского начальства требовали привлекать своих работников к народному творчеству. Если отбросить фактор стремления реализовать художественные амбиции, то не только правоохранителей, но и иных граждан, участвовавших в самодеятельности, интересовали преференции: премии, путевки, благодарности от руководства. Творческая активность — дополнительный плюс в личной анкете. Когда человек по вечерам поет «Вечерний звон» или пляшет вприсядку, значит, он не слушает вражеские голоса и не является единоличником — с утра до вечера на глазах у товарищей.

Изначально развитие любительского творчества в СССР было способом приобщения малограмотного населения к культуре. Репертуар подбирали агитационно-просветительский. Как только стали открываться минские вузы, в каждом из них создавали студенческий театр. Например, в Белорусском политехническом институте (ныне БНТУ) такой начал действовать осенью 1920-го. Зародилось движение Театров рабочей молодежи (ТРАМ). Юноши и девушки тянулись в труппы. Это было отдушиной в череде серых будней. Любой коллектив становился социальной группой по интересам, где обретали друзей и единомышленников, поддержку, а иногда и понимание себя. Кроме того, сцена раскрепощает. Замкнутые в себе молодые люди получали навыки публичной декламации, что полезно и в студенческие годы, и в дальнейшей карьере. Важным был и элемент состязательности. В одной из самых популярных лент 1930-х «Волга-Волга» самодеятельные артисты едут в Москву на фестиваль! Сюжет только указывает на популярность этого движения в СССР. Проходили смотры, олимпиады, конкурсы. Часто их посвящали определенным темам, чтобы направить режиссерскую мысль в нужное русло. Например, если темой смотра объявляли гражданскую оборону, то могло дойти до смешного: на сцене Гамлет и Горацио в противогазах и с носилками спасают Офелию от газовой атаки! Впрочем, подобное устраивали больше для отчетности.

1

Путь к вершине

Увлечение самодеятельным театром часто переворачивало сознание артистов-любителей. Они оставляли прежнюю работу и шли покорять профессиональную сцену, поступали в профильные вузы. Даже детский драмкружок порой помогал с выбором профессии.

Например, Леонид Гайдай в 1930-е участвовал в школьных театральных кружках. То же происходило со звездой современного российского кино Евгением Мироновым. Михаил Глузский трудился электромонтером в Центральном универмаге Мосторга и учился в вечерней школе. Там он выступал в драматическом коллективе и позже стал народным артистом СССР. Николай Крючков обучался профессии гравера, а по вечерам ходил в драмстудию. Легендарный белорусский артист Ростислав Янковский после войны был диспетчером на автобазе в Ленинабаде (Худжанд, Таджикистан) и посещал любительский театр. На самодеятельной сцене его заметил режиссер местного профессионального театра, пригласил парня на ставку во вспомогательный актерский состав. А дальше — учеба, карьера. Еще один современный популярный артист кино Александр Яцко в 1970-е учился в БНТУ. Его страстью стал студенческий театр «Колизей». В результате, получив диплом архитектора в Минске, он поступил в Школу-студию МХАТ.

Действовали самодеятельные кружки и в местах лишения свободы. В 1943 году Пётр Вельяминов в возрасте 16 лет был осужден за участие в несуществовавшей антисоветской организации. В лагере играл в любительских спектаклях. После освобождения в 1952-м его без специального образования приняли на работу в профессиональный театр Абакана. Потом он служил в московском «Современнике».

От термина отказались

Любительские театры не организовывали стихийно. Например, сегодня, как и в советские годы, в вузах существуют отделы, управления культуры и идеологии — в зависимости от масштабов учебного заведения. С 1959-го в СССР успешным непрофессиональным труппам присваивали звание «Народный театр». Каждые четыре года создавали комиссию из специалистов, оценивавших уровень актерского мастерства. Согласно ее решению, театр либо лишали звания народного, либо продлевали его действие. Это влияло на финансирование, количество штатных единиц режиссеров, получавших зарплату. В Беларуси традиция сохранилась. Однако теперь жюри или комиссию формирует Отдел по работе с коллективами народного творчества и культурно-просветительными учреждениями «Минскконцерта». Никуда не делись народные коллективы. Только в выше упомянутом БНТУ функционируют два студенческих театра, танцевальная и хоровая труппы, ансамбли скрипачей и народных инструментов. С 2004-го в БГУ проходит фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар». Правда, слово «самодеятельность» сейчас не употребляют. Оно стало синонимом понятия «безвкусица».

Справочно

В 1960-х при Белорусском государственном Большом театре оперы и балета работала студия, в которой обучали режиссеров самодеятельных коллективов. С 1975 года таких специалистов стал готовить Минский институт культуры (ныне БГУКИ).

Читайте также:

«Картошку все мы уважаем». Как проводились обязательные сельхозработы в СССР

Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда

Как закладывалась традиция празднования Дня города, и почему Минск отмечает день рождения в сентябре

Когда появилась школьная форма, и как она менялась

В молоко бросали лягушек, чтобы не испортилось. Как холодильники изменили жизнь минчан

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Площадка для зимних катаний появится в обновленном парке Горького

Горка для катания в зимнее время, павильон проката «ватрушек» и велосипедов и новая детская площадка появятся в Центральном детском парке им. М. Горького после реконструкции, сообщил корреспонденту агентства «Минск-Новости» начальник парка Глеб Кузнецов.

hamiczevich 40 1

Приемка работ по горке для катания в зимнее время, согласно проекту, также как и остальные работы по реконструкции, запланирована на февраль 2025-го, — уточнил Г. Кузнецов. — В парке также появится павильон проката «ватрушек» и велосипедов. Новый детский игровой комплекс разместится по соседству с «Бригантиной» — площадкой в виде корабля в части парка, которая выходит на ул. Первомайскую.

Напомним, подготовительные мероприятия по реконструкции парка начались 7 октября 2024-го. Завершить ее «Минскзеленстрой» намерен до начала следующего сезона аттракционов. Традиционно их запускают в конце апреля.

Проект предусматривает также замену инженерных сетей и частично освещения.

 Читайте также:

Новые павильоны и площадка для малышей: реконструкция парка им. М. Горького начнется в октябре

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге 24 октября. В течение двух дней пройдут ярмарка с участием белорусских предприятий, выставка продукции машиностроения, деловая и культурная программы, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе Мингорисполкома.

img 20240512 143245

В первый день состоятся встречи председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым, а также с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Ожидается подписание документов о сотрудничестве по различным направлениям.

Также пройдет товарищеский матч по гандболу. В Мариинском театре покажут постановку Большого театра Беларуси — оперу Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха».

Во второй день, 25 октября, запланирована экскурсия по историко-мемориальному музею «Смольный». Затем состоится заседание XIV Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга с участием премьер-министра Беларуси Романа Головченко.

В историческом парке «Россия — моя история» с 10:00 до 20:00 пройдет ярмарка предприятий — производителей белорусских товаров, а также выставка промышленной техники. Гостей ожидает концертная программа с участием белорусских коллективов народного творчества и исполнителей: Белорусского государственного ансамбля «Песняры», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народного ансамбля музыки и песни «Щодрыца», фольк-группы «Неруш», народного ансамбля песни «Ярыца», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь «Белый птах», арт-группы «Брэнд бай» и других.

В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева состоится концертная программа «Мінск вітае сяброў» с участием мастеров искусств и лучших коллективов художественного творчества белорусской столицы.

Кроме того, Минск презентует туристический и культурный потенциал. С 24 по 25 октября в Музее истории города Санкт-Петербурга пройдет выставка работ Героя Беларуси, народного художника Беларуси, почетного гражданина города Минска Михаила Савицкого «Цена крови. Геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».