Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР
Любительские коллективы действовали в СССР в домах культуры, на фабриках и заводах, в научных институтах. Символ прошедшей эпохи — художественная самодеятельность. Как она развивалась в те времена, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Гамлет в противогазе
Помните, герой Евгения Евстигнеева в фильме «Берегись автомобиля» рассуждал: «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят наконец театры профессиональные! И это правильно! Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем работала у шлифовального станка?» В ленте это ирония. На деле самодеятельность в СССР нередко конкурировала с коллективами мастеров.
В эпоху развитого социализма любительские драматические, танцевальные, музыкальные коллективы действовали при клубах, домах культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, научных институтах. Движение имело массовый характер. КВН — это, по сути, та же самодеятельность. К середине 1970-х в непрофессиональных труппах в Союзе насчитывались 14 млн взрослых и 10 млн подростков. Готовили постановки и концерты 150 тыс. штатных работников и более 500 тыс. общественных руководителей. Вспомним, что в той же картине «Берегись автомобиля» театральный коллектив состоял из милиционеров и шоферов. И это не шутка. Не то чтобы сотрудники советской милиции жаждали выступать на сцене (хотя встречались и такие), просто в порядке отчетности от милицейского начальства требовали привлекать своих работников к народному творчеству. Если отбросить фактор стремления реализовать художественные амбиции, то не только правоохранителей, но и иных граждан, участвовавших в самодеятельности, интересовали преференции: премии, путевки, благодарности от руководства. Творческая активность — дополнительный плюс в личной анкете. Когда человек по вечерам поет «Вечерний звон» или пляшет вприсядку, значит, он не слушает вражеские голоса и не является единоличником — с утра до вечера на глазах у товарищей.
Изначально развитие любительского творчества в СССР было способом приобщения малограмотного населения к культуре. Репертуар подбирали агитационно-просветительский. Как только стали открываться минские вузы, в каждом из них создавали студенческий театр. Например, в Белорусском политехническом институте (ныне БНТУ) такой начал действовать осенью 1920-го. Зародилось движение Театров рабочей молодежи (ТРАМ). Юноши и девушки тянулись в труппы. Это было отдушиной в череде серых будней. Любой коллектив становился социальной группой по интересам, где обретали друзей и единомышленников, поддержку, а иногда и понимание себя. Кроме того, сцена раскрепощает. Замкнутые в себе молодые люди получали навыки публичной декламации, что полезно и в студенческие годы, и в дальнейшей карьере. Важным был и элемент состязательности. В одной из самых популярных лент 1930-х «Волга-Волга» самодеятельные артисты едут в Москву на фестиваль! Сюжет только указывает на популярность этого движения в СССР. Проходили смотры, олимпиады, конкурсы. Часто их посвящали определенным темам, чтобы направить режиссерскую мысль в нужное русло. Например, если темой смотра объявляли гражданскую оборону, то могло дойти до смешного: на сцене Гамлет и Горацио в противогазах и с носилками спасают Офелию от газовой атаки! Впрочем, подобное устраивали больше для отчетности.
Путь к вершине
Увлечение самодеятельным театром часто переворачивало сознание артистов-любителей. Они оставляли прежнюю работу и шли покорять профессиональную сцену, поступали в профильные вузы. Даже детский драмкружок порой помогал с выбором профессии.
Например, Леонид Гайдай в 1930-е участвовал в школьных театральных кружках. То же происходило со звездой современного российского кино Евгением Мироновым. Михаил Глузский трудился электромонтером в Центральном универмаге Мосторга и учился в вечерней школе. Там он выступал в драматическом коллективе и позже стал народным артистом СССР. Николай Крючков обучался профессии гравера, а по вечерам ходил в драмстудию. Легендарный белорусский артист Ростислав Янковский после войны был диспетчером на автобазе в Ленинабаде (Худжанд, Таджикистан) и посещал любительский театр. На самодеятельной сцене его заметил режиссер местного профессионального театра, пригласил парня на ставку во вспомогательный актерский состав. А дальше — учеба, карьера. Еще один современный популярный артист кино Александр Яцко в 1970-е учился в БНТУ. Его страстью стал студенческий театр «Колизей». В результате, получив диплом архитектора в Минске, он поступил в Школу-студию МХАТ.
Действовали самодеятельные кружки и в местах лишения свободы. В 1943 году Пётр Вельяминов в возрасте 16 лет был осужден за участие в несуществовавшей антисоветской организации. В лагере играл в любительских спектаклях. После освобождения в 1952-м его без специального образования приняли на работу в профессиональный театр Абакана. Потом он служил в московском «Современнике».
От термина отказались
Любительские театры не организовывали стихийно. Например, сегодня, как и в советские годы, в вузах существуют отделы, управления культуры и идеологии — в зависимости от масштабов учебного заведения. С 1959-го в СССР успешным непрофессиональным труппам присваивали звание «Народный театр». Каждые четыре года создавали комиссию из специалистов, оценивавших уровень актерского мастерства. Согласно ее решению, театр либо лишали звания народного, либо продлевали его действие. Это влияло на финансирование, количество штатных единиц режиссеров, получавших зарплату. В Беларуси традиция сохранилась. Однако теперь жюри или комиссию формирует Отдел по работе с коллективами народного творчества и культурно-просветительными учреждениями «Минскконцерта». Никуда не делись народные коллективы. Только в выше упомянутом БНТУ функционируют два студенческих театра, танцевальная и хоровая труппы, ансамбли скрипачей и народных инструментов. С 2004-го в БГУ проходит фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар». Правда, слово «самодеятельность» сейчас не употребляют. Оно стало синонимом понятия «безвкусица».
Справочно
В 1960-х при Белорусском государственном Большом театре оперы и балета работала студия, в которой обучали режиссеров самодеятельных коллективов. С 1975 года таких специалистов стал готовить Минский институт культуры (ныне БГУКИ).
Читайте также:
«Картошку все мы уважаем». Как проводились обязательные сельхозработы в СССР
Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда
Как закладывалась традиция празднования Дня города, и почему Минск отмечает день рождения в сентябре
Когда появилась школьная форма, и как она менялась
В молоко бросали лягушек, чтобы не испортилось. Как холодильники изменили жизнь минчан