Минчане поинтересовались, заменят ли асфальт на ул. Октябрьской. Мы попытались это выяснить
Во время недавней встречи начальника главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома Ольги Чемодановой с коллективом предприятия «Минск Кристалл» работники поинтересовались планами города насчет обновления асфальтового покрытия на ул. Октябрьской. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» попытались найти ответ на этот вопрос.
Прежде всего мы выехали на место, чтобы посмотреть, что не так с дорожным полотном. Прогулявшись, сделали вывод, что покрытие – как на тротуарах, так и на проезжей части – действительно «уставшее», хотя критических дефектов обнаружено не было. Вокруг неэксплуатируемых трамвайных путей – сетка трещин, которая в чем-то даже гармонирует с окружающим пейзажем старых заводских корпусов. Октябрьская – место особое. Это исторический промышленный уголок в центре города, который в последние годы стал точкой притяжения горожан и гостей столицы. Здесь можно увидеть здания, возведенные еще в XIX в. А возраст самой улицы исчисляется примерно пятью столетиями. Около 10 лет назад историческую застройку стали заселять антуражные заведения общепита, здесь появилось art-пространство, прошло несколько фестивалей Vulica Brasil, в результате которых промышленный аппендикс стал ярче и еще уникальнее.
Так что же ждет здешнее асфальтовое покрытие? Как объяснил первый заместитель главы администрации Ленинского района Николай Строк, «Ремавтодор» выполняет свои обязанности по текущему содержанию дорожного полотна и устраняет образующиеся дефекты. Более глобальные работы, например полная замена покрытия или реконструкция, нецелесообразны отдельно от трамвайных путей. С последними нужно определиться: либо приводить их в пригодное для эксплуатации состояние, либо демонтировать.
Трамваи по Октябрьской не ездят с 2015 г. С тех пор на этом участке демонтировали контактную сеть. Убрали и часть рельсов, отрезав пути от линии, идущей от ул. Мясникова через ул. Ульяновскую. В пресс-службе УП «Минсктранс» нам рассказали, что трамвайные пути здесь были проложены еще в 1930 г. Хоть поначалу создавать здесь линию не планировали, рабочие из Ляховки взяли инициативу в свои руки, даже сами добывали материалы для рельсового полотна. С тех пор как семь лет назад трамвайный маршрут № 2 прекратил свою работу, по поводу дальнейшего использования путей выдвигались разные предложения. Например, после того как в 2016 г. во время очередного Vulica Brasil уличные художники расписали здесь два трамвая, возникла идея превратить один из вагонов в кафе. Воплотить ее так и не удалось.
Но в 2020 г. поступило новое предложение – организовать здесь экскурсионный маршрут конки. Работники филиала «Трамвайный парк» ГП «Минсктранс» даже разработали дизайн-проекты стилизованного туристического трамвая. Рассматривалась возможность приведения в надлежащее эксплуатационное состояние самих путей, создания разворотного треугольника, при помощи которого имитация конки с электроприводом от аккумуляторных батарей могла бы разворачиваться и курсировать по улице по кругу. Но пандемия коронавируса скорректировала эти планы. Пока «Минсктранс» к ним не возвращается.
Решение о демонтаже принимать тоже не спешат. В соответствии со скорректированным ПДП на эту территорию, предусматривается сохранение трамвайной линии и разворотного кольца трамвая на ул. Октябрьской на 1-м этапе с последующим переносом ее на 2-м этапе на ул. Ленина и выносом технологического кольца с территории общественной зоны. В перспективе часть исторической улицы от здания № 16 и до разворотного кольца должна стать пешеходной галереей. Да и в целом проект предусматривает трансформацию этой территории с выносом производственных объектов, реставрацию и приспособление объектов историко-культурного наследия, строительство зданий административно-делового, торгово-бытового, культурно-просветительского назначения.
На такие масштабные перемены требуются большие деньги, в том числе вложения инвесторов. Для них в ПДП предусмотрены 24 участка. Сложно предугадать, в какие сроки удастся воплотить проект в жизнь.
Фото Сергея Лукашова