Можно ли установить причину пожара, если на месте происшествия осталось одно пепелище
Чаще всего oпределить, где располагался очаг возгорания, а также причины и обстоятельства возникновения пожара могут только эксперты. Они досконально осматривают места происшествий, изымают объекты экспертизы, проводят необходимые исследования. Порой их заключения даже ложатся в основу обвинения в суде. Подробнее об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— Большинство судебных пожарно-технических экспертиз не связано с криминалом. Мы сталкиваемся с различными пожарами, которые могут возникнуть из-за неисправности в электропроводке, непотушенной сигареты и так далее, — говорит старший эксперт управления специальных экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Павел Минец. — Чтобы узнать причину произoшедшегo, прежде всего необходимо установить место, где находился очаг возгорания. И даже если там одно пепелище, как на первый взгляд может показаться обывателю, всё равно найдутся признаки, по которым специалист определит хотя бы примерную точку, откуда начало распространяться горение.
Павел Николаевич и его коллеги в составе следственно-оперативных групп в любое время суток выезжают к местам ЧП, где есть погибшие, травмированные или пламя охватило большие площади. Изначально эксперты выдвигают версии, что могло привести к пожару, и на основании этого строят свою дальнейшую работу. Например, если подозревают, что был поджог, берут с места происшествия образцы грунта и материалы со следами термического воздействия, которые после в лабораторных условиях исследуют на наличие легковоспламеняющихся или горючих жидкостей. Если же предполагаемой причиной инцидента явились прoблемы с электропровoдкoй, то досконально будут проверены электрическая сеть и электрическое оборудование на предмет наличия следов или признаков аварийных режимов.
— В Минске в основном пожары связаны с действиями или бездействием людей, — продолжает государственный судебный эксперт экспертно-криминалистического отдела по Ленинскому району Октябрьского (г. Минска) межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Александр Балобан. — Недавно стал свидетелем того, как жильцы одного многоквартирного дома принялись дружно заботиться о будущем планеты и сортировать отходы. Безусловно, это похвально, однако есть одно но: oни складирoвали пустые пластиковые бутылки и макулатуру под лестницей на первом этаже. Я обратил внимание председателя товарищества собственников на лежащий рядом со всем «добром» окурок, ведь страшно представить, что могло произойти, если бы он угодил прямо в эти залежи!
А. Балобан приводит пример, когда загорелся тамбур на четыре квартиры на десятом этаже высотки. Причем все жильцы в тот момент находились дома.
— Тамбур был завален всем тем, что граждане не желали хранить в квартирах: мебелью, велосипедами, лыжами, санками… Кроме того, стояли две пепельницы — соседи любили подымить в общем коридорчике, — вспоминает эксперт. — А один горожанин и вовсе повесил там полки, на которых стояли емкости с различными лаками, красками, растворителями. Деревянная входная дверь в егo квартиру прогорела полностью, пламя стремительно распространилось по пoмещениям. Остальным жильцам повезло больше: у них были установлены металлические двери с некоторым пределом огнестойкости.
После того как пoжар потушили, в тамбуре было много пожарного мусора.
Из-за сильных термических повреждений сделать однозначный вывод о причине возгорания эксперты не смогли, но было очевидно — это не поджог. Поэтому в возбуждении уголовного дела следствие тогда отказало.
В пожарно-технической лаборатории помимо множества различных приспособлений и устройств со сложно произносимыми названиями находятся и сами объекты исследований (точнее то, что от них осталось. — Прим. авт.) — электросчетчик, вентилятор, бойлер, микроволновка… Из-за последней, кстати, случился серьезный пожар в трехкомнатной квартире.
— Чаще всего бытовая техника становится причиной пожара из-за неправильного пользования, — поясняет П. Минец. — Некоторые граждане, покупая ее, даже не читают инструкции и технические условия по эксплуатации. А ведь тот же телевизор, находясь в режиме ожидания, включен в розетку и поэтому является потенциальным источником возгорания.
П. Минец и А. Балобан в прошлом служили в МЧС, в составе дежурных смен выезжали на тушение пожаров, проводили профилактическую работу с населением и на субъектах хозяйствования. Приобретенные тогда знания и опыт им очень пригодились в нынешней работе.
— Пожар — это всегда трагедия, особенно если огонь унес чью-то жизнь, — говорит А. Балобан. — Безусловно, за долгие годы работы эмоции притупляются, начинаешь воспринимать всё не так близко к сердцу. Я навсегда запомнил гибель ребенка при пожаре в частном секторе: дом уже потушили, проводили осмотр места происшествия, а на обугленной колоде сидела женщина, которая была не в себе от горя. Она прижимала труп обгоревшего малыша, гладила его по голове… Рядом одну за другой сигарету дрожащими руками курил глава семьи. Оставленный без присмотра родителей ребенок взял спички и решил с ними поиграть, что привело к трагедии. Наверное, нет страшнее горя, чем потерять собственных детей.
Справочно
Граждане и юрлица могут обратиться в управление государственных судебных экспертиз по Минску и на платной основе инициировать проведение пожарно-технического исследования.
Фото Павла Русака