«Не подписывать и не платить». Правозащитник — о фирмах, наживающихся на псевдоочистке систем вентиляции
В Минске и регионах увеличилось количество организаций и предпринимателей, которые берут деньги с доверчивых жителей за псевдоочистку систем вентиляции. Председатель правления общественного объединения «Центр правовой защиты потребителей» Денис Дулуб рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» об этом направлении деятельности, о своем опыте общения с обманутыми гражданами и поделился советами.
Мы неоднократно освещали эту тему, начиная с 2019 г. Но масштабы бизнеса, в котором явно просматриваются признаки нарушения законодательства, только растут. «Вентиляционщики» продолжают действовать проверенным способом: звонят в квартиры, заявляют о необходимости прочистки системы вентиляции, проделывают какие-то манипуляции с использованием электроинструментов, подсовывают договор для подписания и выставляют счет — от 165 рублей за «услугу».
На самом деле за подобные работы никакой дополнительной платы с жильцов не требуется. В Минске определены три подрядные организации, с которыми ЖКХ районов, товарищества собственников и ЖСПК заключили договоры на обслуживание системы вентиляции: ПТУП «Противопожарные работы», ООО «Белвентиляция» и ЧУП «Белвентиляция плюс». Они проводят плановые осмотры и прочистку вентиляционных каналов согласно графикам, эту информацию можно уточнить в обслуживающей многоквартирный дом организации (ЖЭУ, ЖКХ района). Стоимость таких работ включена в тариф по техническому обслуживанию в жировке. В случае нарушения функционирования системы вентиляции следует звонить по номеру 115. Прибывшие специалисты выполнят необходимые работы бесплатно.
— Денис Янович, как часто обращаются в ваше объединение пострадавшие от «вентиляционщиков» граждане?
— Плотно работаем в этом направлении с 2020 г. Статистики по обращениям не ведем, но почти каждый день наши сотрудники — профессиональные юристы — проводят разбирательства, дают консультации. Например, в ноябре уже поступило около 10 обращений. Раньше это были минчане, теперь звонят из регионов. В основном люди в возрасте — именно на такой категории жителей специализируются мошенники. Знают, что их легче обмануть, ввести в заблуждение, на них можно надавить, запугать. Всё это противоречит п. 1 ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому граждане свободны при заключении договора и никто не может понудить их к его заключению.
Истории у всех схожие. В дверь позвонили люди в форме, как у коммунальных работников, сказали, что проверяют систему вентиляции, нашли нарушения, якобы их устранили. Затем вынудили подписать договор. Стоимость «услуги» немаленькая, поэтому придумали такое послабление, как оплата в рассрочку. Однако с драконовской пеней за просрочку платежа.
Вот один из последних примеров. Пришла женщина лет 60. Рассказывает сквозь слезы, что заплатила деньги какому-то ипэшнику. Спрашиваю, как согласились на такой обман? Отвечает: этот человек сказал, что вентиляцию во всех квартирах в доме почистили, осталась только она. Кстати, у нее сосед — инвалид, лежачий, за ним присматривает соцработник. Со слов женщины, даже ему эту услугу навязали-оказали.
Многие обращаются к нам в центр спустя какое-то время, когда сотрудники фирм начинают им звонить, писать письма с требованием внести платеж, угрожают большими штрафами, в том числе по линии МЧС, арестом имущества, судами.
— Что предпринимаете?
— Большинство обратившихся к нам потребителей только заключили договор, но ничего не платили. В таких случаях советуем им направить на адрес организации заказным письмом претензию с требованием о расторжении договора чистки вентиляции. И спать спокойно. Образец претензии можно скачать на нашем сайте или прийти в центр и составить письмо с помощью сотрудников. Как показывает практика, этого достаточно, чтобы мошенники отстали. Они видят, что за потребителем стоит правозащитная организация. Если уже внесли предоплату или всю сумму, надо быть готовым к тому, что процесс будет длительным и, скорее всего, завершится судом. Интересы потребителя в суде представляет наш центр. Хотя были прецеденты, когда уплаченные деньги возвращали в досудебном порядке.
— Судебные разбирательства были?
— Только одно, по обращению минчанки. Она заключила договор на выполнение работ по чистке вентиляции с «Белбытвентиляцией» и оплатила «услугу». Процесс оказался длительным: пять судебных заседаний, проводились обследования вентиляции квартиры потребителя с привлечением специализированной организации. В итоге в июле текущего года суд Ленинского района удовлетворил исковые требования центра, заявленные в интересах потребителя, постановив расторгнуть договор и взыскать с «Белбытвентиляции» уплаченную по договору сумму, неустойку, денежную компенсацию морального вреда, расходы общественного объединения и штраф в местный бюджет. Но, пока решение вступало в силу, компания ликвидировалась посредством реорганизации. Я, кстати, предлагал в суде арестовать их счет в качестве обеспечения, потому что будет беда. Так и произошло. Женщина пока не получила свои деньги. В то же время для фирм по псевдоочистке вентканалов их ликвидация, реорганизация, создание новых юридических лиц с одними и теми же учредителями, руководителями и словами «вентиляция» в названии стали обычной практикой.
— Сколько сейчас в столице и регионах орудует преемников почившей фирмы?
— Приведу информацию из обращений жителей в последнее время. Минск, ул. Селицкого, 95, Солигорск, ул. Козлова, 58, — «работали» представители ИП Дягтерев Е. А.; Могилев, ул. Каштановая, 21а, — «Центра Бытовой Вентиляции»; Минск, ул. Матусевича, 61, и ул. Герасименко, 52 к. 2, — «ГорВентиляции»; Минск, ул. Асаналиева, 36, — «Домашней Бытовой Вентиляции»; Минск, ул. Острошицкая, 23, — ИП Мулев Э. А.
Если всё начиналось со столицы, то теперь недобросовестные компании и индивидуальные предприниматели активнее заявляют о себе в областных и районных городах. Удивительный случай произошел в Могилеве. Мы рассматривали обращение женщины, проживающей в этом городе на ул. Симонова, 36, которая попалась на уловку сотрудников компаний, связанных, как выяснилось, с «Центром Бытовой Вентиляции», и заключила договор. Но главное, что вызывает наибольшую тревогу, — могилевские фирмы каким-то невероятным образом смогли достигнуть договоренности о включении платежей за выполненные работы по псевдоочистке вентиляции в извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг пострадавших потребителей. Допускаю, что «вентиляционщикам» удалось ввести в заблуждение даже специалистов, которые занимаются начислением коммунальных платежей. В настоящее время этим вопросом занимаются могилевские прокуратура и ОБЭП.
— Как часто подключаются к разбирательствам по обращениям обманутых людей правоохранительные органы?
— Приведу пример. В сентябре на официальном сайте Генеральной прокуратуры Беларуси было размещено сообщение о том, что прокуратура Гомельской области в рамках мониторинга СМИ и работы с обращениями граждан установила новый вид мошенничества и в Гомеле возбуждено уголовное дело. Подозреваемыми признаны 23-летний Б. и 28-летний А., учредители компании, которые, действуя совместно с иными лицами, с июня по август 2021 года путем обмана заключали с гражданами договоры на оказание услуг по очистке системы вентиляции. Их умысел был направлен на противоправное завладение денежными средствами неопределенного круга лиц. Подозреваемые изначально достоверно знали, что эта услуга включена в техническое обслуживание помещений и ее бесплатно оказывает обслуживающая организация ЖКХ. Действия подозреваемых квалифицированы по ч. 2 ст. 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь, говорится в сообщении.
Надеюсь, лед тронулся, однако для комплексного решения проблемы нужна координация действий всех заинтересованных структур.
— Уже видна реакция Министерства антимонопольного регулирования и торговли, на сайтах ЖКХ районов Минска размещены предупреждения о вентмошенниках, подключилась пресса.
— Мы неоднократно направляли письма в Генеральную прокуратуру, Министерство ЖКХ, МАРТ, другие ведомства, в которых указывали на необходимость обратить пристальное внимание на деятельность недобросовестных компаний, организовать масштабное информирование населения по данной теме с целью защиты прав потребителей.
Подвижки есть. Находим понимание в Мингорисполкоме, тему освещает агентство «Минск-Новости». Но этого мало. Мошенники продолжают чувствовать себя вольготно, упирая на то, что только предлагают оказать услугу, а люди соглашаются добровольно. Поэтому главное орудие — информирование, которое должны обеспечить прежде всего организации ЖКХ. Предупреждения на сайтах — правильный шаг, но нужно понимать, что страдают от «вентиляционщиков» в основном пенсионеры, не являющиеся активными пользователями интернета. По-моему, необходимо размещать такую информацию в жировках, а также на досках объявлений в подъездах.
Справочно
Пострадавшие от действий компаний по псевдоочистке вентиляции могут обратиться за безвозмездной защитой своих прав и бесплатной консультацией в общественное объединение «Центр правовой защиты потребителей» по телефону (8 033) 914-44-22, или по адресу: Минск, пл. Свободы, 8, каб. 208.
Смотрите также: