Не знают скуки рыцари науки: чем увлекаются белорусские ученые
Талантливые люди талантливы во всем. Чем больше у человека интересов, увлечений, тем многограннее и богаче его личность, его духовный мир. Белорусские ученые — яркое тому подтверждение. По случаю профессионального праздника агентство «Минск-Новости» решило рассказать не о том, чем занимаются служители науки в своих лабораториях (об этом мы стараемся писать регулярно), а об их хобби. Как они проводят досуг? В чем ищут и находят для себя источники творческого вдохновения, откуда черпают силы для упорного и целеустремленного движения по пути познания?
***
Пауэрлифтинг для доктора химических наук Андрея Иванца больше чем хобби. Это образ жизни и любовь навсегда.
В 33 года А. Иванец уже заместитель директора по научной работе Института общей и неорганической химии НАН Беларуси, доктор химических наук. Он дважды лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, лауреат премии Национальной академии наук Беларуси и Фонда поддержки образования и науки (Алферовского фонда). А еще — председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси.
Однако белорусские пауэрлифтеры знают имя А. Иванца отнюдь не по научным публикациям о мембранных, сорбционных и каталитически активных материалах, а по его достижениям в силовом троеборье. Андрей Иванец — мастер спорта международного класса, первый абсолютный чемпион Беларуси по классическому пауэрлифтингу. На его счету 22 рекорда Беларуси среди юниоров, 9 — среди юношей, 5 — среди взрослых и один — в открытой возрастной категории.
Тяжелой атлетикой Андрей занялся в 10 лет, и его сразу оценили как очень перспективного мальчика. В 15 лет он стал чемпионом Беларуси среди юношей. Увы, тогда же получил серьезную травму, после которой год пришлось восстанавливаться. О тяжелой атлетике ему посоветовали забыть. Но ограничиться только победами на олимпиадах по химии Андрей уже не мог. Футбол, баскетбол, настольный теннис, таэквондо, в которых он успел себя попробовать, особенно не привлекли. Свой выбор остановил на пауэрлифтинге.
— Этот вид спорта позволил мне раскрыться в полной мере, — говорит А. Иванец. — Я не совсем понимал тогда природу своего азарта, но мне невероятно хотелось поднимать все больше и больше, показывать все лучшие результаты и побеждать на соревнованиях.
Будучи студентом 3-го курса химического факультета БГУ, он занял третье место на чемпионате мира среди студентов в 2003-м, а через год стал бронзовым призером на чемпионате Европы в открытой возрастной категории и первым медалистом чемпионатов континента среди белорусских троеборцев. В 2007-м завоевал «золото» в троеборье на чемпионате мира среди юниоров во Франции и первым из белорусских троеборцев стал чемпионом Европы. В 2012 году на Кубке мира по классическому (без экипировки) пауэрлифтингу в Швеции А. Иванец установил мировой рекорд (340 кг) в становой тяге в открытой возрастной категории. Сегодня он говорит спорту спасибо не только за подаренные мгновения настоящего счастья.
— Пауэрлифтинг научил переступать через свои «не могу», «не получается», «устал», выкладываться не на 100, а на 200 %, — признается А. Иванец.
Целеустремленность, организованность, сила воли уже стали его природой.
Два года он не выступает на международной арене, но не торопится прощаться с большим спортом. По-прежнему регулярно тренируется. Каким бы тяжелым ни был день, после занятий идет в спортивный зал.
Отчасти именно спортивная закалка позволяет ему достигать успехов в науке, выдерживать нынешние огромные нагрузки. Впрочем, сегодня для него важны не только профессиональные достижения. Огромной ценностью он считает семью, стремится быть хорошим мужем и отцом.
За годы тренировок и соревнований А. Иванец узнал все о стертых до крови ладонях, о разрывах связок и растяжениях мышц, но ни разу не пожалел о своем непростом увлечении. Это часть его биографии, повод для гордости и самоуважения.
***
В прошлом году в издательстве «Беларуская навука» вышли альбом «Простор родной. Беларусь» и сборник «Цвета и легенды родных просторов», которые знакомят с акварелью и графикой Александра Локотко, а также содержат его рассуждения о философии и мифологии природы.
Рисует Александр Иванович с раннего детства, которое прошло в Дятловском районе. Увлек его изобразительным искусством отец, преподаватель русского языка и литературы. После школы Александр даже поступал в вуз на отделение живописи, но не прошел по конкурсу. В результате стал студентом архитектурного факультета БПИ (сейчас БНТУ).
Работал в Белгипросельстрое (Белорусском государственном проектном институте сельского строительства), создавал Музей народной архитектуры и быта, реставрировал памятники зодчества. По службе много времени приходилось проводить в командировках и экспедициях. Впечатления от странствий по родной Беларуси побудили вновь взяться за кисти и краски, чтобы запечатлевать красоту окружающего мира — лесов, озер, рек, хуторов, проселочных дорог, храмов.
С конца 1970-х Александр Иванович регулярно занимается живописью во время летних отпусков. Объездил и исходил всю Беларусь, не раз возвращался в особенно милые сердцу места. Ему нравятся и полесские низины с торфяниками, и дубовые рощи под Новогрудком, и Браславские озера. Но больше всего он любит пейзажи Могилевщины.
Творчество академика Александра Локотко питает поэтическое мироощущение. Его душа откликается на теплоту солнца, радуется причудливым облакам в синем небе, васильковому полю. Гармония земная пробуждает чувство прекрасного, любовь к Родине.
— В творчестве я никогда никому не подражал, — говорит Александр Иванович. — Всегда оставался сторонником художественного академизма. Пробовал рисовать пастелью, гуашью. Но отдал предпочтение акварели и графике. К графике прибегаю потому, что люблю рисовать деревья. А они по своей природе очень созвучны этому виду изобразительного искусства. В акварели ищу достоверность. Гуашь, масло можно переписать, а акварель — нет; там удача возможна только однажды. В последние годы начал использовать флейц — широкую кисть, мазки которой позволяют добиться изображения пространства бóльшей глубины.
Сегодня в коллекции академика Александра Локотко около 500 произведений. И он не собирается подводить итоги.
***
Научный сотрудник лаборатории экологической генетики и биотехнологии Института генетики и цитологии НАН Беларуси Лариса Милько по совместительству еще и педагог дополнительного образования ЦДОДиМ «Ветразь» Октябрьского района. Она дипломированный флорист.
Когда-то Лариса во время отпусков окончила знаменитую рижскую Школу аранжировки цветов Риты Гарасилс. Сначала в одном из городских творческих центров обучала взрослых, теперь занимается со школьниками.
— Флористика позволяет полнее реализовать творческое начало, — убеждена Лариса Викентьевна. — Создавая композиции, можно дать волю фантазии, выразить свое настроение, чувства. Лично я, когда делаю что-то красивое руками, еще и успокаиваюсь, обретаю гармонию.
Она признается, что любит экспериментировать и в науке, и во флористике. Постоянно осваивает новые техники, использует в работе самые разные материалы: не только флористические (цветы, листья, кору, мох), но и воск, проволоку, краски. Фантазийные комбинации материалов и техник рождают индивидуальный авторский почерк. Например, легко узнаваемы шляпы и панно Ларисы Милько, выполненные из листьев клена в старинной прибалтийской технике плетения. Очень успешно мастер трудится и в технике терра: ее особенность в том, что природные и искусственные материалы вдавливаются в раствор (например, штукатурки), нанесенный на основу, в результате создаются оригинальные объемные коллажи.
Лариса активно делится своими знаниями и навыками с коллегами, учениками, посетителями флористических выставок. Она считает: каждый при желании может открыть в себе творца и сделать жизнь богаче и интереснее.
***
Младший научный сотрудник лаборатории цитогеномики растений Института генетики и цитологии НАН Беларуси Надежда Дробот вот уже четыре года увлекается исторической реконструкцией XIX века. А началось все с приглашения знакомой сходить за компанию на занятия историческими танцами в один из минских клубов. Надежда из любопытства согласилась, и с первого же посещения ей самой захотелось закружиться в вальсе и освоить мазурку. Успехи не заставили себя ждать. А вскоре Надя решила самостоятельно сшить костюм для танцев. Первое платье создавала больше двух месяцев. Все последующие (а сегодня их уже пять) дались быстрее и легче. Для своих нарядов она использует исключительно натуральные материалы, в основном хлопок, и отделывает их кружевами, искусственными цветами и лентами.
— Мне нравится стиль ампир, близок его дух, — признается минчанка. — К тому же клубные мероприятия, поездки на балы в разные города Беларуси, в Вильнюс, Москву, Санкт-Петербург дарят море впечатлений и новых знакомств.
Надежда уверена: когда женщина танцует, ее душа поет. А это отражается и в глазах, и в настроении, и в отношении к работе, людям, окружающему миру.
***
Член-корреспондент НАН Беларуси Лев Томильчик не считает себя поэтом. Однако его творчество любимо коллегами и близкими.
Главный научный сотрудник лаборатории теоретической физики Института физики имени Б. И. Степанова доктор физико-математических наук Лев Томильчик с детства тяготел не только к науке, но и к искусству. В театре БГУ в свое время играл в спектаклях «На дне», «Ревизор», «Вишневый сад», в «Детях солнца» исполнял главную роль — Павла Протасова. Учась в аспирантуре, сам поставил спектакли «Двенадцатый час» Алексея Арбузова и чеховский «Юбилей». В 1966 году был научным консультантом в постановке Русского драматического театра имени М. Горького «Физики-лирики». В этом же качестве к его услугам прибегали и при съемках телефильма «Встреча на далеком меридиане», где главные роли исполняли Владислав Дворжецкий и Василий Лановой. Результат его участия в фильме Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра» — ряд сценарных фрагментов, касающихся науки. А еще в этой картине его рука выводит на доске формулы. Для этого пришлось надеть пиджак артиста Олега Даля.
Кроме того, Л. Томильчик лет с 14 не без успеха занимался стихотворчеством. В студенческие годы возглавлял отдел юмора в редколлегии факультетской (учился на физмате БГУ) стенгазеты. В ней появилась его первая эпиграмма. С тех пор он время от времени баловался пародиями на случайные темы. Коллеги и близкие знают Льва Митрофановича как замечательного мастера рифмованных поздравлений к дням рождений и семейным праздникам, пародий и эпиграмм. Некоторые из них представлены в его сборнике «Квазипоэтические поделки».
Вот только две «поделки» доктора наук. Разве не талантливо написаны эти вариации на известные нам темы?
Погода в доме
Какой прогноз у нас сегодня, милый?
Опять ты нынче встал не с той ноги?
Как надоело, господи помилуй!
Ты нервы хоть мои побереги.
Не стану я терпеть такого,
К чертям вся эта суета!
А если ты начнешь все снова —
Я все улажу с помощью зонта.
Песня старого паромщика
На переправе у меня,
Минуя загсы,
В глухую ночь и среди дня
Влюбленных массы.
На помощь им прийти всегда
Готов стараться,
Да только вот кому куда —
Не догадаться.
Куда грести, я не пойму,
Вплоть до истерик:
Ты левый берег дай ему,
Ей — правый берег.
Пойми попробуй, чья возьмет!
И в этом гаме
Болтаюсь сутки напролет
Меж берегами.
Влюбленных много есть среди
Мужчин и женщин.
Я замотался здесь один,
Мне нужен сменщик.
Фото Сергея Лукашова, Сергея Пожоги, Тамары Хамицевич и предоставленные собеседниками