Отказ от молочных продуктов — очередной тренд или бич людей XXI века? Разбираемся с нутрициологом
На полках магазинов появляется все больше продуктов без лактозы, которые пользуются популярностью. Однако действительно ли они полезны для здоровья? Когда стоит отказываться от молочных продуктов и всем ли это нужно, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Социальный эксперимент
В одной из столичных торговых сетей столицы есть отдельный стенд с веганскими и безлактозными продуктами: по соседству с полками, наполненными тофу, красуются холодильники с овсяным, гречневым, миндальным и кокосовым молоком. Скопления людей не обнаружила, решила остаться у стенда и понаблюдать, кто же придет за таким продуктом.
— Варю каши на безлактозном — у сына аллергия. Покупаю для этого обычное молоко без лактозы, а вот для какао беру миндальное, так вкуснее, — поделилась покупательница Ирина.
Аллергия — дело серьезное, поэтому не осуждаю и жду дальше. Не прошло и 15 минут, как за кокосовым молоком пришли молодые девушки.
— Люблю его, потому что оно нежное и не такое жирное, как обычное молоко, — пролепетала Ксения.
— Можно взять 1,5-процентное, — не унимаюсь я.
— Когда денег нет, его и беру. А сейчас можно купить и подороже.
— А мне обычное вообще коровой пахнет, — вмешалась в разговор подруга девушки Алина.
Интересный аргумент, однако сомнительный. Следующие полчаса никто так и не подошел к холодильнику. Но только я собралась уходить, дверцы холодильника распахнула эффектная дама по имени Анастасия.
— Я отказалась от молока. Оно никакой пользы не приносит, только высыпания на лице появляются, — фыркнула она и удалилась на кассу.
Отсутствие ажиотажа у стеллажа с растительными напитками для себя объясняю ценой. Если обычное молоко стоит в районе 2–3 рублей, то кокосовое и остальные — от 7. И это за одинаковый объем. Разница очевидная: пить коровье финансово выгоднее.
Мне кофе на растительном
Взять капучино на вынос или насладиться этим ароматным напитком в приятной атмосфере можно почти на каждом шагу в Минске. В одном из мест, специализирующихся на кофе, решила побеседовать с бариста.
— Большинство людей заказывают капучино или латте, особенно на вынос. Чай почему-то не в почете, — рассказывает Юлия.
— И многие выбирают растительное молоко?
— Нет. Было время, когда только с ним и пили, даже холодный кофе просили сделать на миндальном или кокосовом, но сейчас этот тренд как будто утих, и все вернулись к обычному.
— Цена на них разная?
— Не везде. У нас за растительное молоко нет наценки, но есть заведения, где надо доплачивать 2 или 4 рубля сверху. Это уже политика кофейни.
— А они вообще чем-то, кроме вкуса, отличаются?
— Могу сказать, что растительное — светлее и не такое насыщенное. Тот же капучино получается более темным, будто меньше молока добавили. Одна посетительница даже пыталась устроить скандал, мол, вы не доливаете, но я ей объяснила, что дело не в количестве молока, а в том, какое это молоко.
Пока я находилась в зале, ни один посетитель не заказал кофе на растительном, хотя у этого заведения нет наценки. Возможно, люди этого не знают, поэтому и не заказывают.
Что значит надпись на этикетке «без лактозы»?
— Я считаю, что помешательство на безлактозном молоке — это маркетинговая история. Люди хотят соответствовать тренду. Но если мы копнем глубже, полностью здоровых людей сейчас рождается очень мало, как и с хорошими генами, а все из-за не совсем хорошего образа жизни родителей, — рассказала столичный нутрициолог Алёна Гордей. — Поэтому сегодня людей с непереносимостью лактозы стало больше. И с этим ничего не поделаешь.
Непереносимость лактозы – это отсутствие или недостаточность фермента лактаза в организме. В безлактозное молоко добавляют лактазу, которая и помогает его переварить.
— Но есть одно «но». После обычного и безлактозного молока выделяется одинаковое количество инсулина, однако после безлактозного через полтора часа у меня, например, наступает гипогликемия: сахар в крови резко падает, и снова очень хочется есть. Обычное молоко такого не вызывает, — поделилась А. Гордей. — Почему такая реакция? Потому что лактоза — это сахар, который содержится в молоке. Инсулин должен был утилизировать этот молочный сахар, но фермент лактаза съел его, а инсулин-то выделился и это комбо «обрушило» глюкозу в крови. Поэтому и захотелось есть через полтора часа. А если мы едим каждые полтора часа, то перебираем по калориям и набираем вес.
Как понять, что есть непереносимость лактозы?
— Здесь два варианта: отслеживать реакцию организма и делать выводы, но лучше сдать генетический паспорт. Так вы можете удостовериться на 100 %. Я всю сознательную жизнь страдала от разных симптомов и не могла понять, в чем дело, пока полностью не исключила молочные продукты из рациона. После сделала ДНК-диагностику, которая показала, что у меня полная непереносимость лактозы, — отметила нутрициолог.
Генпаспорт делается раз в жизни. Он отвечает на огромное количество вопросов: какие формы витаминов организм может и не может усваивать, есть ли повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний или непереносимость продуктов и др. Он наглядно показывает, где стоит поберечься, чтобы не допустить развития тех или иных заболеваний и оставаться всю жизнь энергичными и здоровыми.
— Человек с самой плохой генетикой может быть самым здоровым. И человек с самой лучшей генетикой может своим образом жизни испортить самочувствие и внешний вид и передать уже совсем другие гены своим детям, — резюмировала А. Гордей. — Главное — с умом относиться к своему здоровью и смотреть, что у вас в тарелке.