Озвучены новации ожидающего доработки проекта указа о контрольно-надзорной деятельности
Новации проекта указа Главы государства о контрольно-надзорной деятельности направлены на сокращение лишних проверок и мониторингов, а также на улучшение результатов деятельности предприятий, а не на преимущественное применение штрафных санкций, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.
Председатель КГК Василий Герасимов рассказал журналистам по итогам совещания, что Президент принял решение о том, что правительство с губернаторами доработают этот проект.
— Это будет проект не о внесении изменений, а положение в новой редакции, чтобы она была понятна и удобна для использования. После этого проект будет отдан на заключение Комитету госконтроля, после чего будет рассмотрен Главой государства. Поставлен срок до августа, — конкретизировал В. Герасимов.
Как пояснил первый заместитель премьер-министра Николай Снопков, документ в целом согласован госорганами и сбалансирован, он решает поставленную базовую задачу — изменение стиля и методов работы контролирующих органов.
— Но Президент очень глубоко и тонко чувствует вопрос. И доработка документа — это реакция на позицию председателей облисполкомов. Суть ее заключается в том, чтобы изменить стили и методы целеполагания проверок, — уточнил первый вице-премьер.
Он обратил внимание на актуальность вопроса, который заключается в том, какова цель проверки: выявление нарушения или поиск нестыковок в законодательстве, несоответствия нормативно-правовых актов (зачастую противоречащих друг другу), которое приводит к нарушениям.
— Если целью проверки будет являться именно такой формат, то это в конечном итоге будет обеспечивать второе требование Президента — чтобы проверка завершалась не наказанием, а повышением эффективности работы предприятий и отраслей. Поэтому документ отправлен на доработку именно в таком контексте, — рассказал Н. Снопков.
Таким образом, стоит общая цель — помочь предприятиям впредь не допускать выявляемых нарушений и повысить эффективность деятельности субъектов хозяйствования.
Ключевые направления
Н. Снопков на совещании доложил, что в проекте указа прописаны два ключевых направления. Первое — минимальное вмешательство со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования. Исключается излишний контроль за счет сокращения проверочных мероприятий и, самое главное, дублирующих функций проверяющих.
Для этого проектом указа предлагается установить периодичность мониторингов не чаще одного раза в три месяца. Ввести запрет на их проведение в течение года после проверки. Исключение — случаи, когда есть сведения о нарушениях законодательства.
Указом также планируется обязать проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера. Это, по мнению разработчиков документа, существенно упорядочит практику их проведения. При корректировке Кодекса об административных правонарушениях в него включат положения об ответственности проверяющих за невыполнение этой обязанности.
Предупреждение инцидентов
По словам Н. Снопкова, список мероприятий технического (технологического, проверочного) характера и порядок их проведения заложен в проект указа. Ранее перечень определялся Совмином. Эти мероприятия не связаны с проверкой хозяйственной деятельности. Основная их цель — предупреждение возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваний путем постоянного превентивного контроля и надзора.
Например, МВД наблюдает за уничтожением и использованием ампул и флаконов из-под наркотических средств и психотропных веществ. В полномочия Минздрава входит расследование возникновения профессионального заболевания или подозрения на заболевание.
Первый вице-премьер проинформировал, что оптимизация данного перечня предполагает исключение дублирующих функций. Сокращается около 20 мероприятий. Определено, что около половины этих мероприятий будет проводиться в два раза реже, чем сейчас. Меры призваны существенно сократить количество контрольных мероприятий, что позволит субъектам хозяйствования сосредоточиться на основных производственных процессах.
Акцент на профилактике
Одновременно проект указа предусматривает ряд мер, направленных на смещение акцентов от карательного уклона в сторону профилактики. Предусмотрена обязанность для проверяющих определять срок устранения выявленных нарушений, исходя из их специфики и объективной возможности устранения в назначенный срок. Он может продлеваться однократно по ходатайству проверяемого субъекта.
Хотят также запретить привлекать к ответственности руководителя и работников организации в течение года за нарушения, допущенные до их назначения на должность.
Меры к контролерам
Расширен перечень грубых нарушений, совершение которых должностным лицом контролирующего органа может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Соответствующую жалобу проверяемый субъект может подать в вышестоящий контролирующий орган или КГК.
К таким нарушениям, например, предлагается отнести проведение мониторинга в местах, не являющихся общедоступными, без получения письменного согласия субъекта; требование о предоставлении в ходе мониторинга документов и информации, которая не предусматривается мониторингом; требование в ходе проведения мероприятия технического характера сведений и документов, не относящихся к объекту проверки или к объекту, в отношении которого проводится это мероприятие.
Результативность контроля
Вводится система оценки эффективности работы контролирующих надзорных органов, исключающая привязку к штрафам. В приоритете будет то, как эта работа и конкретная проверка повлияли на эффективность деятельности предприятия.
В качестве таких критериев планируется установить удельный вес предупредительно-профилактических мероприятий от всех проведенных; удельный вес отмененных решений или требований от внесенных; удельный вес обоснованных жалоб на действия контролеров в общем количестве жалоб. Соответствующие критерии определит правительство в отношении подчиненных ему органов. Органы и организации, подчиненные Президенту, такие критерии разработают сами.
Защита общественных интересов
Второе направление проекта указа — усиление контроля для защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан. Для этого устанавливается возможность проведения оперативных проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании, а также требований пожарной безопасности в местах пребывания более чем 300 человек. Расширяется перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам. Например, в случае неуплаты налогов на сумму свыше 2 тыс. базовых величин (сейчас это 80 тыс. рублей).
Закрепляются полномочия органов Госфармнадзора по осуществлению государственного надзора за обращением не только лекарственных средств, но и медицинских изделий.
Расширяется перечень оснований, когда могут назначить внеплановые проверки субъектов в течение двух лет со дня их регистрации. Например, к таким основаниям относятся наличие информации о нарушениях законодательства (в этом случае проверку может назначить председатель КГК), поручения судов по находящимся в их производстве делам, продолжение совершения нарушения, выявленного в ходе мониторинга.
Ожидаемый эффект
Н. Снопков отметил, что в целом принятие указа позволит существенно снизить вмешательство контролеров в текущую деятельность предприятий, не ослабив при этом контроль в жизненно важных сферах, своевременно выявлять системные нарушения законодательства и негативные тенденции в экономике и социальной сфере.
Фото БЕЛТА
Читайте также:
Президент — контролирующим органам: мы не должны людям мешать работать
Смотрите также: