Пакт Пилсудского — Гитлера. Зачем Польша в 1934 г. заключила договор с Германией, и что из этого вышло
Зачем Польша заключила пакт с Германией в 1934-м и что из этого вышло — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Быстро договорились
Официальная Варшава пытается сегодня в глазах мирового сообщества представить предвоенную Польшу как миролюбивую демократическую страну, желавшую только мира и согласия, но зажатую в тиски монстрами — СССР и Германией. Существуют документы и доказательства того, что политический облик Польши в те годы был далеко не ангельским.
Первыми в мире поляки подписали с фашистской Германией исторический документ — «Декларацию о неприменении силы между Германией и Польшей». Инициаторами стали Гитлер и генерал-инспектор Польши, а фактически глава государства Пилсудский. Поэтому документ называют пактом Пилсудского — Гитлера. 26 января 1934 года в Берлине его подписали министр иностранных дел Германии Константин фон Нейрат и польский посол Юзеф Липский. Событие привело в движение маховик, приблизивший Вторую мировую войну.
Существует риторика, будто Гитлер в те годы еще не выглядел в глазах мирового сообщества агрессором, устроившим геноцид и холокост, а был просто политиком, заявившим о намерении поднять с колен Германию. Отчасти это действительно выглядело так. Но до подписания договора поляки не могли не присмотреться, с кем имеют дело. В том же 1934-м Гитлер устроил так называемую ночь длинных ножей, расправившись с руководителями штурмовых отрядов СА, с помощью которых пришел к власти. Объединил в своем лице высшие государственные должности, принял титул «фюрер и рейхсканцлер». А еще ранее ликвидировал все политические партии, кроме НСДАП. Распустил профсоюзы, лидеров арестовали. Ликвидировал свободу печати, свободу собраний, местное самоуправление. Наконец, в Германии открыли первый концентрационный лагерь «Дахау» для содержания политических оппонентов.
Схожие устремления
Пилсудский и сам представлял собой деспота и диктатора. Формально Польшу называли республикой. Но на деле с 1926 года страной управляли радикальные военные консерваторы. Кроме Пилсудского это маршал Эдвард Рыдз-Смиглы, полковник Юзеф Бек… В стране признавали только польский национализм. Прочие идеи казались подозрительными. Партии, политические движения запретили. Назревал польский фашизм с идейной нетерпимостью. В государстве подвергались унижениям и дискриминации национальные меньшинства. Украинцы, белорусы, евреи, литовцы составляли треть от всего населения, не имея никаких прав. Для получения образования и карьеры нужно было принять католичество, сменить имя на польское. Кто-то это делал. Остальных преследовали.
Еврейский вопрос тоже волновал Варшаву, как и Берлин. Иудеев собирались выслать на Мадагаскар. Создали специальную комиссию для решения этой задачи. В нее вошли директор еврейского эмиграционного общества в Варшаве Леон Альтер, агроном из Тель-Авива Соломон Дик и майор Мечислав Лепецкий. В мае 1937-го комиссия побывала на Мадагаскаре, составила отчет о готовности острова к созданию там еврейской колонии. Гитлер поддерживал эту идею.
В июне 1934 года параллельно с фашистским «Дахау» специальным декретом правительства недалеко от Бреста поляки создали свой лагерь смерти в Березе-Картузской, где содержали, пытали и уничтожали инакомыслящих, преимущественно украинцев и белорусов.
Учитывая перечисленные обстоятельства, польское правительство не могло не сблизиться с немецким. Пилсудскому нравились расистские и милитаристские взгляды Гитлера.
После скандального выхода Германии из Лиги Наций (организация — предшественник ООН) Варшава представляла там интересы Берлина и поддерживала все реакционные действия Гитлера. Например, аншлюс Австрии, ввод немецкой армии в Рейнскую демилитаризованную зону в 1936 году.
Обманули сами себя
Сближение Польши и Германии в 1930-х объяснялось не только схожей внутренней стратегией, но и совпадающими внешнеполитическими целями. Оба государства стремились к разрушению политического блока Чехословакии, Югославии и Румынии. Варшава и Берлин имели территориальные претензии к Чехословакии, что вылилось в ее расчленение в 1938-м благодаря совместному походу немцев и поляков. Но главное — далеко идущие планы относительно СССР!
В 1933–1935 годах появилась угроза войны между СССР и Японией в союзе с Польшей и Германией. Многие польские политики открыто заявляли о грядущем польско-нацистском параде на Красной площади. Английским информационным агентством «Уик» 16 марта 1934-го было распространено сообщение о наличии секретных протоколов в пакте Пилсудского — Гитлера, на основании которых совместно с Японией Германия и Польша должны напасть на СССР. Английское издание «Нью стэйтсмен энд нэйшн» в августе 1934-го сообщало о предстоящем скоординированном нападении на Советский Союз. Япония должна была действовать на Дальнем Востоке, а Германия с Польшей — в европейской части. Немцам предстояло войти в Ленинград, а затем двигаться на Москву. Цель польской армии — Украинская ССР и Москва через Белорусскую ССР.
Официальной польской военной доктриной, подготовленной в 1938 году, провозглашалось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке. Польша не должна оставаться пассивной в этот замечательный исторический момент раздела. Задача в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно… Главная цель — ослабление и разгром России». До предполагаемого захвата СССР в республики по агентурным каналам направлялась материальная помощь на разжигание сепаратизма в УССР, на Кавказе и в Средней Азии. То есть войну продолжали готовить изнутри. В декабре 1938 года известный польский дипломат Ян Каршо-Седлевский откровенно говорил своим германским коллегам: «Интересы Польши на Востоке — прежде всего Украина, Белоруссия до Смоленска».
Если всё было так замечательно между немцами и поляками, почему же для Польши этот альянс завершился плачевно? Причина на поверхности: Варшава не уступила Берлину в споре по поводу города Данцига, крупного порта на Балтийском море. Он находился под управлением Польши со времен окончания Первой мировой войны и являлся соединительной точкой между Померанией и Восточной Пруссией. После отказа Польши уступить вольный город Гитлер начал готовиться к вторжению. Уже по окончании войны станет известно, что Варшаву к отказу немцам подтолкнули обещания английской и французской военной помощи в случае давления на них Германии. На деле помощь никто не собирался оказывать. Лондону и Парижу нужно было, чтобы Гитлер оккупировал Польшу, вплотную подошел к границам СССР. Война стала бы неизбежна, что оттянуло бы все германские силы на Восток, подальше от Британии, Франции и Европы в целом. Всё произошло иначе. После оккупации Польши немцами у Германии и СССР появилась общая граница, но военные действия на ней начались только спустя без малого два года. До этого Гитлер оккупировал Францию, вел изнурительную войну с Великобританией.
Еще материалы рубрики:
На общей «Ниве». Как советский внедорожник стал первым в мире городским кроссовером
Взрывали немецкие штабы и мосты. Как уроженец Минска участвовал в создании чудо-оружия
Академики из десятков стран аплодировали стоя. Вспоминаем ученого и конструктора Владимира Меркина
Засекреченный герой. Чем прославился выходец из Беларуси конструктор Семен Косберг