«Переживать можно потом, но не в эпицентре событий». Минский спасатель — о непростой профессии
Теракт на ст. м. «Октябрьская», пожар, который тушили всю ночь, помощь людям: приятные и не очень воспоминания минского спасателя Дениса Белякова выслушал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Забыть нельзя
— Вечером 11 апреля 2011 года я участвовал в ликвидации последствий теракта в столичном метрополитене. Наше отделение приехало к станции «Октябрьская» одним из первых. Спустились вниз. Хоть на пожарах и приходилось видеть гибель людей, но ни с чем подобным мы еще не сталкивались. Над платформой станции струился едкий дым, все в пыли, а самое страшное — вокруг множество окровавленных людей. Масштаб трагедии осознали позже, а в подземке думали только о том, как быстрее помочь пострадавшим. Их требовалось оперативно эвакуировать. А еще нельзя было затягивать с передачей важной информации — сколько прислать дополнительных бригад скорой помощи, сколько еще техники понадобится.
Действовали слаженно. Правда, не запомнил, кого именно помогал вытаскивать с «Октябрьской». Работали долго. Пока достали всех людей, пока очистили платформу, прошло часа полтора. Затем боевое дежурство продолжилось на поверхности. Мы находились рядом со станцией для подстраховки. Так у нас и после пожаров происходит — вдруг наша помощь еще будет необходима. Всего прождали тогда у «Октябрьской» около трех часов.
Знаете, обстоятельства даже некоторых крупных пожаров со временем стираются из памяти, но тот апрельский вечер не забудется никогда.
Победила служба
— После окончания средней школы поступал в Командно-инженерный институт МЧС (сейчас Университет гражданской защиты), но не хватило проходных баллов. Мне предложили работать в пожарной аварийно-спасательной части № 4. Согласился без колебаний — поначалу думал, что нахождение в рядах спасателей заменит мне армию, и на том все. Однако служба в МЧС понравилась, незаметно для себя втянулся. Так и тружусь в части во второй дежурной смене уже 20 лет, в должности старшего инструктора-спасателя — с 2010-го.
Попал в отличный коллектив. Понимаем друг друга с полуслова, как в хорошей семье. Повезло и с наставником — Андрей Турукин не только грамотный командир, но и настоящий герой: он вытащил из ледяной воды тонувшего человека и был награжден медалью «За отвагу».
Работа у нас специфическая, однако интересная. Многому за эти годы научился. Можем сами и ремонт в части сделать, и технику привести в порядок. Парни становятся более мастеровитыми, рукастыми. А на пожаре надо уметь включать мозги, рассуждать логически. Признаться, очень хочу, чтобы сын пошел по моим стопам. Наша профессия научит большей самостоятельности, поможет стать мужчиной.
— В вашей сложной работе сталкивались с трусостью или предательством?
— Такого не припомню, хотя попадали в непростые переделки. Однако всем хватало хладнокровия, чтобы здраво оценить ситуацию. Если поддаться лишним эмоциям, ничего хорошего не будет. На мой взгляд, переживать можно потом, но не в эпицентре событий. Ведь мы профессионалы, выучка у нас на уровне, и важно показать в нужный момент все, на что способен. Понятно, это приходит не сразу, а с опытом.
Успеть на помощь!
— Наша часть находится в центре города, поэтому забот всегда хватает. В память врезался крупный пожар на ул. Захарова, произошедший в январе 2006-го. Выехали на место в шесть часов вечера и работали в 35-градусный мороз до половины десятого утра следующего дня. Горело административное здание старой постройки, с деревянными перегородками и перекрытиями. Было очень тяжело, но сооружение спасли.
Уверен: сейчас справились бы с тем пожаром быстрее. Все-таки наша служба постоянно развивается, значительно улучшилось оснащение. У нас есть современные пилы, бензорезы, гидравлические инструменты, и разных пожарных стволов стало больше. Ребятам, которые теперь приходят к нам, служить легче. Переоснащение продолжается по сей день. Меняются дыхательные аппараты, совершенствуется боевая одежда. Здорово, когда прислушиваются к нашим пожеланиям: мы хотели боковой карман на штанах и чтобы в целом на боевой одежде стало больше внутренних и наружных карманов.
Два года назад выезжали на помощь семимесячному ребенку, чей палец застрял в отверстии пластиковой игрушки. Родители обратились в скорую, а затем к нам. Палец стал опухать, малыш громко плакал. Действовали аккуратно. Немного распилили игрушку, но кусачки применять побоялись — использовали маленький ножик и помогли ребенку.
В нашей части создана и функционирует группа спасения на водах. Работы у нее хватает. В июле был такой случай. Шедший после полуночи с корпоратива парень в нетрезвом виде решил искупаться в Свислочи. Уже в реке силы его покинули. Повезло, что людей на набережной в теплую летнюю ночь было много и что молодой человек смог продержаться на воде до нашего прибытия. Успели мы вовремя. В другой раз вытащили из реки тонувшую собаку.
— Поделитесь профессиональными наблюдениями — что в поведении горожан вам не нравится, необходимо изменить?
— Пожары у нас по-прежнему чаще всего происходят из-за халатности людей. Схема все та же: пьянка, сигарета в постели… Имеет место и личная невнимательность, чего быть не должно — с огнем шутки плохи. Однако теперь пожаров стало меньше — раньше на них выезжали чаще. И это хорошо.
Заметил: когда мы едем на пожар с сиреной и включенными проблесковыми маячками, дорогу нашим машинам стали уступать охотнее. Однако все равно хотелось бы, чтобы водители были более внимательными и не старались опередить нас при пересечении перекрестков. Несмотря на то что по Правилам дорожного движения мы не имеем преимущества — должны пересекать перекресток, убедившись, что нам уступают. Можно же чуть-чуть подождать и пропустить нас, мы ведь спешим на помощь!
Справочно
Старшему прапорщику внутренней службы Денису Белякову 38 лет. С женой Юлией воспитывают 9-летнюю дочь Дарью и сына Даниила, которому 3,5 года.
Фото Ирины Малиновской