Почему фильму «Офицеры» присвоили низшую прокатную категорию, и как ситуацию спасла жена министра обороны
Готовому фильму «Офицеры» присвоили низшую категорию — не для массового показа. И тогда вмешалась жена министра обороны СССР. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Фильм рассказывает о судьбе девушки Любы, которая замужем за офицером Алексеем Трофимовым, а еще в нее безнадежно влюблен друг супруга Иван Варавва. Возникшие чувства никак не сказываются на отношениях защитников Родины. Судьба то раскидывает их по разным местам службы, то воссоединяет.
Маршал против
Режиссер Владимир Роговой был в Минске скандально известной персоной. В 1950-е и в начале 1960-х он работал на московских киностудиях директором фильмов. А в 1966 году решил попробовать себя в качестве постановщика. Руководство белорусской студии согласилось доверить ему вместе с сорежиссером Ефимом Севелой снять комедию «Годен к нестроевой» (несколько лет назад в «Минском курьере» писали об этом). На съемках приключилась неприятная история. Шкура одного из белых с отливом коней бликовала в кадре. Роговой распорядился покрасить животное временной матовой краской для шерсти. Администратор нашел средство и мастера за 20 рублей. Бывший директор решил продемонстрировать свое умение решать проблемы и привел мастера с краской за 10 рублей, чтобы утереть нос расточительным белорусам. На деле краска, предоставленная Роговым, оказалась некачественной: проникла в поры, и кожа коня перестала дышать — породистый скакун двое суток умирал на глазах у всей группы…
Фильм «Годен к нестроевой» оказался занятным. Но студия выплатила огромную компенсацию владельцу животного — спортивному клубу ЦСКА. Кроме того, «Беларусьфильм» опозорили на всю страну фельетоном в журнале «Крокодил».
В 1968 году, вернувшись в Москву, постановщик как ни в чем не бывало устроился в штат Киностудии имени Горького. Как раз поступил заказ от министра обороны Андрея Гречко снять кино о нелегкой доле офицерских жен. За основу взяли пьесу писателя-фронтовика Бориса Васильева «Танкисты». Автор словно забыл, что оттепель закончилась, и в сценарий, рассчитанный на две серии, включил сцены репрессий, в которых главных героев по ложному обвинению бросают в тюрьму, а с началом войны выпускают, чтобы отправить на фронт. Гречко не понравилось упоминание о большом терроре. Тему выбросили из фильма. Правда, в тексте, а значит, и в фильме остались атавизмы. Например, когда давние друзья-офицеры в очередной раз встречаются, оба поражены, что живы. В окончательной версии неясно, чему они удивляются и почему должны быть мертвы. По факту в удаленных сценах каждый из персонажей считал, что другого уже расстреляли.
Конечно, слух об истории с лошадью докатился и до Москвы, но Роговой сослался на нерадивых администраторов. Вопросов ему больше не задавали и доверили производство картины. Тем более он прошел фронт и знал, о чем снимет кино.
Встретились конкуренты
Кинопробы на роль Любови Трофимовой проходили звезды того времени: Галина Польских, Светлана Немоляева… Предложили сыграть Ларисе Лужиной, но оказалось, что она в положении. Режиссер остановился на актрисе театра имени Е. Вахтангова Елене Добронравовой. С ней даже сняли первые сцены. Однако она настойчиво пыталась переделывать сюжетные линии, предлагала кардинальные изменения в основной канве, что не понравилось постановщику. Он не стал устраивать новый отбор, а дал женщинам из съемочной группы десяток снимков претенденток и предложил выбрать. Так роль досталась Алине Покровской.
Василий Лановой и Георгий Юматов в те годы пребывали в постоянном соперничестве. Юматов, например, очень хотел сыграть Павла Корчагина в фильме 1956 года «Как закалялась сталь», но роль досталась Лановому. Они часто сталкивались на кастингах и почти не общались. Когда Василий Семенович прочел сценарий «Офицеров», хотел отказаться: у героя Юматова в нем гораздо больше сцен, чем у персонажа Ланового. Но в итоге согласился сыграть, так как сюжет затрагивает близкую ему тему: будучи подростком, он побывал в оккупации. В процессе работы над картиной актеры нашли общий язык и дружили до конца жизни.
Интересно, что Андрей Громов, в 10 лет сыгравший суворовца, внука главных героев, актером не стал. Получил профессию дипломата, работал старшим советником Постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке.
И уж совсем поразительная история. В одной из сцен показан грудной ребенок: ассистенты для съемок взяли его из детского дома. После премьеры родная мать опознала его по родинке и через съемочную группу вновь обрела потерянного младенца!
В шаге от гибели
Кино снимали в Севастополе, Москве, Подмосковье, Калинине, Ашхабаде. Сцены в Испании запечатлены на Никитской, недалеко от Кремля.
В Севастополе произошло то, чего все так опасались: Георгий Юматов — прекрасный актер, фронтовик, добрейшей души человек — встретил однополчан и запил. С ним такое бывало. Роговой запер его в гостиничном номере, чтобы актер не мог ходить в винный магазин. Морская смекалка не подвела Георгия и здесь: он связал простыни и пододеяльники, сделав веревку, приладил к ней ведерко и выглянул в окно, обращаясь к прохожим. Узнав Юматова, отзывчивые граждане согласились носить ему спиртное, из-за чего съемки оказались под угрозой срыва. Пришлось вызывать супругу актера Музу Крепкогорскую и даже дать ей эпизодическую роль в картине: только жена умела приводить его в чувство.
Прыжки с высоты, бег по крышам вагонов идущего поезда — всё это актеры делали без дублеров. Однажды даже спасли Алину Покровскую: ее лошадь ни с того ни с сего поскакала к обрыву, и Юматов с Лановым успели перехватить узду и остановить животное.
Рогового ничему не научила минская история с лошадью. В сцене, где выросший сын главных героев Георгий выпрыгивает из горящего танка и отстреливается, режиссеру показалось, что персонаж актера Александра Воеводина недостаточно выразительно горит. Постановщик сам облил рукава и воротник исполнителя бензином, приказал поджечь, и эпизод начали снимать. После команды «Стоп!» одежду на парне едва потушили.
Желая запечатлеть рельсы крупным планом в движении, оператор Михаил Кириллов (его камерой сняты такие картины, как «Остров сокровищ» (1937) и «Молодая гвардия» (1948)) привязал себя ко дну вагона. Веревка не выдержала, и Кириллов чуть не погиб, когда ему было чуть за 60.
Несмотря на заказ военных, фильму присвоили лишь третью категорию, то есть не для массового показа. Это означало печать всего 500 копий. Премьера состоялась 27 июля 1971 года. Как понимаете, в период отпусков и дач в кино мало кто ходит. Зал был наполовину пуст. Но в нем присутствовала супруга маршала Андрея Гречко Клавдия Владимировна. Вечером она с восторгом рассказала мужу о фильме. Он показал ленту Брежневу, после чего категорию картины изменили на первую. За первый год показов фильм посмотрели около 53,4 млн зрителей.
Дружба и верность — краски без полутонов. Пусть картина довольно идеалистическая, но именно эту военную ленту из года в год пересматривают поклонники.
Еще материалы рубрики:
«Летят журавли». Идея снять этот легендарный фильм появилась благодаря череде случайностей
Почему Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке
«Вдовы». Благодаря этой ленте женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию