Прогулялись по «Шарикам», или Чем интересны кварталы в районе ст. м. «Партизанская»
Чем привлекательны кварталы в районе станции метро «Партизанская» – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Появившийся в 1950-е
Довольно большой жилой район, ограниченный участком Слепянской водной системы, Партизанским проспектом и ул. Ванеева, Тухачевского и Кулешова, официального имени не имеет. Одно из его «народных» названий — «Шарики» — связано с близостью Минского подшипникового завода. Вместе с тем район служит интересным примером переплетения архитектурных ансамблей разных градостроительных эпох. Это и спрятанная в глубине от шумных улиц малоэтажная застройка первых послевоенных лет, и многочисленные хрущевки, и ритмично расставленные в середине 1970-х годов парадные панельные «башни» вдоль Партизанского проспекта, не единожды попадавшие на советские открытки с видами города.
Нет у этого района и идущей в глубь времен истории. Все, что здесь располагалось до войны, — это крохотная деревенька Будилово, разместившаяся у ведущего в сторону Могилева шоссе, сосновый лес и болото в пойме речки Слепни. Впервые крупное строительство на этой территории развернули только в начале 1950-х. Жилой массив предназначался для работников многочисленных предприятий Заводского района.
На сломе эпох
Во время прогулки в тени высоких деревьев по дворам и улицам «Шариков» подмечаю несколько особенностей в планировке кварталов и улично-дорожной сети. Так, простирающаяся почти на 2 км ул. Народная начинается из тупика. Загадочная ул. Искалиева представляет собой несколько не связанных друг с другом фрагментов, больше напоминающих обычные дворовые проезды среди хрущевок. Линии электропередачи пролегли прямо посередине ул. Кулешова и Тухачевского. Кстати, последняя до того, как получила название в честь советского военачальника на излете брежневской эпохи, именовалась Энергетической. Вполне логично и в стиле того времени.
Прохожу через трамвайные пути и попадаю в настоящий уголок Минска 70-летней давности. Он расположился по обе стороны ул. Корицкого и представляет собой типичный заводской городок той эпохи. Примечательно, что все дома на улице построили в одно и то же время — с 1951 по 1953 год. Даже систему уличного освещения смонтировали, как в тот период, — в виде ламп прямо над проезжей частью. О том, что на дворе все же 2023-й, напоминают разве что современные автомобили…
Но этот городок, в отличие от своих собратьев в районах вело- или тракторного завода, совсем крохотный и занимает, по сути, два небольших квартала в границах ул. Народной — Жилуновича— Тухачевского — Плеханова. Главной улицей в нем архитекторы видели Жилуновича — в прошлом Жданова. Вдоль нее разместилась трехэтажная сталинская застройка, в глубине же квартала явились миру двухэтажки попроще. Также вдоль Жилуновича укоренились места притяжения людей: кинотеатр «Комсомолец», банковское отделение, почта, продуктовые магазины и точки общепита. Вот только возводили этот городок в то время, когда произошла кардинальная смена градостроительных акцентов. Как следствие, младшие по возрасту кварталы выглядят уже иначе, представляя собой набор из поздних сталинок с минимумом декора да типичных хрущевок. К слову, в последние годы многие дома здесь прошли через капитальный ремонт и приобрели красивую яркую расцветку.
«Квартир меньше, чем в хрущевке!»
Лучше всего о районе расскажут местные жители. Один из них, Василий, выходит из подъезда трехэтажки вдоль ул. Жилуновича.
— Мне все нравится, — отмечает он. — Рядом станция метро, крупный универмаг, лесопарк, в котором нередко гуляю. Сын ходит в детский сад во дворе дома. Никогда нет проблем с парковкой автомобиля! Посудите сами: в подъездах по 5-6 квартир. Да в хрущевке через дорогу больше будет!
В соседнем дворе домой спешит молодая мама Анастасия.
— Здесь тихо, красиво и спокойно, комфортно гулять с маленьким ребенком — много зеленых зон, хороший парк вдоль Слепянки. Поликлиника сравнительно недалеко. Маленькие магазины разбросаны внутри квартала. Когда идешь домой, можно зайти по пути и купить все необходимое, — рассуждает девушка. — Общественный транспорт тоже неплохо представлен — в разные районы города ходят и автобусы, и троллейбусы, и трамвай… Единственное, квартира у нас небольшая — послевоенная двухэтажка.
Планы на будущее
Каковы же перспективы развития этого района?
— Еще в 2008 году был разработан и утвержден решением Мингорисполкома градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Тухачевского — Плеханова— Народной — Жилуновича, — рассказала заместитель начальника управления по архитектуре и строительству — начальник отдела архитектуры администрации Заводского района Марина Пивоварчик. — Проектными решениями был предусмотрен снос 20 двухэтажных жилых домов и четырех трехэтажных. Кроме того, проектом предлагалась реконструкция с модернизацией и строительством новых жилых вставок существующих трехэтажных домов на ул. Жилуновича, а также возведение домов высотой от 5 до 17 этажей. Однако освоение этой территории было связано со сложностями. В их числе — крупные объемы сноса, а также реконструкции как сохраняемых трехэтажек, так и инженерной инфраструктуры. В связи с этим к реализации проекта так и не приступили.
А вот на оставшуюся территорию в границах ул. Ванеева, Слепянской водной системы, ул. Тухачевского, Кулешова и Партизанского проспекта детальные планы не разрабатывали. Да и целесообразности в этом, как отмечает М. Пивоварчик, нет. Застройка территории сложилась, работают все необходимые объекты инфраструктуры и обслуживания. Нет здесь и свободных участков для реализации инвестиционных проектов.
Фото Сергея Пожоги и из интернета
Смотрите также: