Проверка полным ходом. Посмотрели, как аттракционы в парке Горького готовят к открытию
Сезон аттракционов вот-вот — 26 апреля — откроется. А пока качели-карусели проходят должное ТО и тест-драйвы. Чем «прозванивают» колесо обозрения и какой срок службы у механических развлечений, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Подвижный — с ветерком в волосах и визгом в ушах — отдых предлагают три парка столицы (с 2024-го список пополнит и парк Уго Чавеса. — прим. Авт.): им. Горького, Челюскинцев, 900-летия Минска. Всего около 50 аттракционов. И половина из них — в парке Горького, куда и направляемся. Без ложной скромности (и не в обиду остальным) — самый узнаваемый парк. В том числе благодаря самому высокому в стране колесу обозрения — 54 метра. А оно, кстати, в этом году юбилей отмечает — 20 лет. Пока одни восхитились, другие встрепенулись: а не старовато ли людей катать? Спокойствие! Даже спустя такое время имеет все шансы остаться в строю. Потому что…
— Срок службы зависит от результатов технического освидетельствования и контрольных проверок надзорным органом, регламентированных в эксплуатационных документах, — объяснил инженер-механик «Минскзеленстроя» Александр Добриян. — Если эти результаты положительны, и аттракцион соответствует нормам, то срок службы продлевают.
Проверку проводят несколько организаций, в числе которых и Трест Белпромналадка, и специальная лаборатория, которая занимается ЭФИ — электрофизическими измерениями, — чтобы током не «щелкнуло»; заканчивает это все контрольная проверка с участием эксперта Госпромнадзора — дает (или нет) добро.
Звучит весомо, но как именно проверяют? Ну не каждый же болт на 150-тонном колесе обозрения будут прощупывать?
— Проверке подлежат узлы и детали согласно регламенту для каждого аттракциона, — объяснил А. Добриян. — И не прощупывают, а проверяют сначала визуально, а затем магнитоскопическим методом.
По характеру сигнала магнитоскопа специалисты принимают решение о замене конкретной детали или даже партии. Последний раз, по словам специалиста, такая история имела место порядка шести лет назад. Естественно, чинят то, что можно и допустимо регламентом. В иных случаях — списание и утилизация в установленном порядке.
Но нашему раритетному колесу это явно не грозит. Как раз сейчас полным ходом идут проверочные работы. «Расконсервацию» — на нее всегда отводят плюс-минус месяц — в этом году начали 4 апреля. Грузовые испытания уже проведены. По классике, манекенами выступали мешки с песком — с загрузкой по 300 кг на каждую кабину. А мне вот что интересно: мешок скакать по кабинке и расшатывать ее, конечно, не будет. Чего нельзя сказать про пассажира. Как проверяют этот предел «прочности»?
— Даже если очень постараться и буквально раскачать кабину, то ничего не случится, — успокоил специалист. — Равно как и если приложит усилия сильный и порывистый ветер. Другое дело, что это будет абсолютно некомфортно для пассажиров. В том числе и потому, что кабинка (в силу конструкции и перфорации) продувается насквозь. Для таких случаев на оси колеса есть метеостанция: если приходит сигнал на пульт управления, что сила ветра превышает 12 м/с, то это повод приостановить работу.
Кстати, в каких еще случаях аттракционы могут поставить на паузу в разгар рабочего дня? Конкретно «обозрение» — когда стоит жаркая погода, а воздух в закрытой кабинке прогревается больше 40 градусов.
— Провести 9 минут — столько длится полный оборот — в такой духоте — спорт не для всех, — подчеркнул А. Добриян. — Поэтому в одной из кабинок постоянно катается термометр, чтобы фиксировать температуру воздуха. К слову, как раз прошлым летом колесо обозрения периодически приостанавливало работу в самый зной.
Что касается других каруселей, то ни одна из них не будет работать в дождь или сразу после него. Конкретных временных рамок — а-ля «полчаса на просушку» — не существует.
— Если стоит солнечная и ветренная погода, то пресловутых 30 минут может быть достаточно, а если облачность и туман — нет, — привел один из возможных примеров А. Добриян. — Влияет и тип аттракциона. Например, аттракциону «Дикий поезд», чтобы высохли колеса приводов подъема и рельсовые пути, понадобится гораздо больше времени.
— Это чтобы поезд не сошел с рельсов? — уточняю.
— Это чтобы поезд и его пассажиров (общий вес около 4,5 т) 16 приводных колес затянули на верхнюю точку рельсового пути, при этом он не съехал в мертвую зону, — прозвучал ответ.
К отечественному аналогу «американских горок» мы как раз и подходим. Он, кстати, ровесник колеса обозрения. А еще и земляк — оба произведены московской компанией «Мир». Интересный момент в конструкции рельсового пути и каркаса вокзала: ни одного болта, все соединения собраны на «пальцах». На сленге профессионалов так называют устройства шарниров, с помощью которых конструкция работает оптимально, воспринимая переменную нагрузку.
Особое внимание при проверке уделяют колесам: ни одной трещинки оболочек покрытия, ни один подшипник не должен шуметь.
— Для всех аттракционов при ежедневном техническом обслуживании обязательно проводят пробные пуски, — уточнил специалист.
А как проверяют дуги безопасности, которые удерживают пассажиров? Мало ли, кому-то хватит «сообразительности» откинуть зажим в самой верхней точке горки, перед спуском.
— Ничего не получится, — прервал буйство фантазии специалист. — Система устроена таким образом, что дуга безопасности открывается только в определенном положении поезда — на вокзале в строго определенном месте, когда он неподвижен, и никак иначе.
Большинство конструкций стоят, открытые ветрам, дождям и прочим капризам погоды круглый год. Какое-то антикоррозийное покрытие им положено обновлять? Оказывается, нет: материал, из которого собраны аттракционы, рассчитан на открытое хранение на весь срок службы. Да и вы наверняка заметили, что на зимовку снимают только отдельные части каруселей. Как правило, это пластиковые элементы детских аттракционов.
— С одной стороны, пластику действительно комфортнее в закрытом помещении в морозы, — уточнил А. Добриян. — Но первопричина в том, что детский прогулочный поезд (то, что привыкли называть гусеничкой. — прим. Авт.) требует ежегодной профилактики ходовой части, которую удобнее проводить не на открытом воздухе в зимний период. А те же лошади — аттракцион «Свадебная карусель» — отлично зимуют и на открытом воздухе, под защитными шторами.
Лошадки, кстати, одно из самых свежих приобретений. Карусели буквально пару лет. И закупили ее в Китае, тогда как львиная доля детских «каталок» родом из Италии.
В какой-то степени логично, что самые простые в ТО — это детские аттракционы «Дракоша» и «Детское колесо обозрения». А вот самый сложный, как ни странно, — взрослый «Колобок». Приземистый аттракцион, где детали ни в воздух не поднимаются высоко, да и кружатся относительно спокойно….
— Потому что весь напичкан сложными системами электроники: на каждую кабинку отдельный двигатель с частотным регулятором и смарт-реле, датчики положения кабины, дублирующие системы безопасности открытия дуг, механические и гидравлические замки, — объяснил специалист.
Но вернемся к детским аттракционам. Меня всегда интересовала безопасность «Цепочек». С учетом конструкции (и, чего уж там, с учетом несчастных случаев в соседних странах). При проверке каждое звено исследуют?
— На самом деле сами цепи (они сварные) — это элемент подвески с шестикратным запасом прочности. Места, которые требуют особого внимания при осмотре, — это крепления посадочных модулей (4 болта и проушины подвески сидения, к которой крепятся цепи), защелка карабина (элемент, который удерживает маленького пассажира в кресле), сам подвес и дублирующая составляющая, а также центральная ось и каркас карусели.
Еще один нетактичный вопрос: какие ограничения по весу на детских аттракционах и как их контролируют? С учетом, что маленькие пассажиры часто едут в сопровождении родителей. Сама нередко сталкивалась с просьбой дежурного по аттракциону «лучше пусть мама едет», потому что папа в два раза тяжелее.
— Если на детский поезд сядет, условно, 100-килограммовый дядя, то ничего не случится, — отметил инженер-механик и добавил: — Первые 2-3 раза не случится, потом может выйти из строя ось поезда — такой прецедент, к сожалению, был. Ограничения по весу, действительно, есть. Что касается контроля, тут, само собой, идет больше визуальная оценка. Весы есть для спорных случаев, но мы же не будем взвешивать каждого пассажира.
Тут скорее к гражданам просьба: быть сознательными и не пытаться влезть в маленькое кресло, если объемы не пускают.
В отдалении блестят начищенными боками и «бьют копытом» лошадки «Свадебной карусели» — ждут открытия и пассажиров. Стоит, пожалуй, на весы встать на досуге, ведь на этом аттракционе пропускная способность была 70 кг, если ничего не путаю.
Фото Сергея Пожоги