Пятиразовое питание и ЛФК. Узнали об особенностях работы санаторного детсада
Миша, Надя, Анечка и другие воспитанники санаторного детского сада № 206 не могут бегать и забираться на горку, как их сверстники. В дошкольном учреждении к таким малышам относятся с особым трепетом и помогают им в социализации. Подробнее о работе детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Все для комфорта
— Наш детский сад единственный в Центральном районе, который специализируется на интеграции ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, — ввела в курс дела заведующая Татьяна Семчик. — В четырех группах интегрированного обучения и воспитания занимаются 14 детей с особенностями психофизического развития. Им от 3 до 7 лет, многим трудно ходить самостоятельно.
Низкие пороги, поручни на стенах, пандусы… После капитального ремонта в детском саду создали безбарьерную среду. Недавно благодаря гуманитарному проекту «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» появилось еще и необходимое для ухода за такими детьми оборудование — лестничный, гусеничный подъемник, а также платформа для него, складной пандус, кресло-коляска для детей-инвалидов, специальные ходунки. Все вышеперечисленное помогает малышам передвигаться, а воспитателям — ухаживать за ними.
— Это совместный проект Министерства образования и Детского фонда ЮНИСЕФ в Беларуси, — уточнила Т. Семчик. — Наш садик вошел в число 118 пилотных учреждений образования, где будут проводить экспериментальную апробацию разработок проекта. Среди прочего внедрим учебные стандарты, модульные типовые планы, разработаем методическое обеспечение. В будущем также планируем провести образовательную кампанию «Просто дети в школе».
Особый план
Анечка долго привыкала к детскому саду, ведь раньше она всегда была с мамой. Случались и слезы, и капризы. Но со временем все вошло в колею.
— У девочки проблемы с опорно-двигательным аппаратом, есть и другие сопутствующие заболевания, — заметила воспитатель дошкольного образования Ирина Лобачёва. — Научиться слушать, общаться с детьми Ане было непросто. Она молодец, справилась! Сейчас прилежно выполняет все задания.
В старшей группе, а ее посещают малыши 5–6 лет, десять девчонок и мальчишек. У пятерых из них ограниченные возможности здоровья. Особенные дети занимаются по учебному плану специального образования. Помимо одинаковой для всех воспитанников программы — это элементарные представления о математике, развитие речи, подготовка к обучению грамоте, — он включает в себя коррекционные занятия. Учитель-дефектолог проводит их индивидуально.
И. Лобачёва отметила: прогресс налицо. Дети начинают лучше разговаривать, охотнее общаться, а главное — социализироваться. К слову, педагог, как никто другой, понимает, насколько нелегко воспитывать ребенка-инвалида: Ирина — мама особенной девочки.
— Сейчас Юле 20 лет, она учится в колледже, — рассказала собеседница. — Дочь родилась с тяжелыми нарушениями слуха, поэтому переживания родителей мне очень знакомы. Когда вижу, что у мамы воспитанника сердце не на месте, стараюсь помочь и добрым словом, и советом.
Снять нагрузку
К здоровью маленьких горожан в санаторном саду относятся с особым трепетом. Организовано пятиразовое питание, причем фрукты и соки в меню обязательны. Работает медсестра, приходит врач-педиатр из детской поликлиники, с ребятами занимаются инструктор ЛФК, медсестра по массажу. Сейчас оборудуют сенсорную комнату для воспитанников с особенностями психофизического развития.
— Это будет специально оборудованное помещение для проведения коррекционно-развивающих занятия, — объяснила учитель-дефектолог Екатерина Пашек. — Дети ощущают здесь покой, комфорт, безопасность и могут полностью расслабиться.
Тактильные игрушки, уютная мебель, световые проекции — все это позволяет особенным девчонкам и мальчишкам избавляться от психофизических и эмоциональных нагрузок.
— Думаете, в 5 лет стресса не бывает? Это не так, — ломает стереотипы учитель-дефектолог. — Малыши также испытывают тревогу, страх, агрессию. Вместе с педагогом-психологом помогаем ребятам освобождаться от ненужных переживаний. Кроме того, оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, реализовывать потребности в игре, движениях, исследовать окружающий мир.
Заведующая детским садом Т. Семчик подчеркивает: у них работает дружная команда профессионалов. Персонал — учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования, их помощники, повара — делают все, чтобы детям было комфортно в большом общем доме.
Фото Алексея Столярова