Работая над фильмом, где звучала песня «Как жили мы, борясь», режиссер обманул и актрису, и начальство
Работая над фильмом «Не бойся, я с тобой», где прозвучала песня «Как жили мы, борясь», Юлий Гусман пообещал актрисе заплатить за исполненный трюк, но не сделал этого. А при сдаче ленты слукавил, введя в заблуждение теленачальство. О том, как создавалась песня, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Спасет карате
Мнение субъективное, но Юлия Гусмана, великолепного рассказчика, шоумена, бессменного члена жюри КВН, нельзя назвать выдающимся кинорежиссером. Но все же из семи снятых им фильмов культовым считается «Не бойся, я с тобой!» (1981). Это не то чтоб шедевр в контексте актерского или постановочного мастерства. Причина популярности ленты в том, что она изобилует трюками, погонями, герои лихо ездят верхом, мастерски метают ножи. Но главное, в картине целые сцены посвящены карате.
Японское боевое искусство на рубеже 1970–1980-х было суперпопулярно в СССР! Сложно забыть сцену из фильма, где мальчишки спрашивают у героя Льва Дурова, может ли он пробить стену рукой. А он отвечает: «Могу, даже пальцем!» — и пробивает указательным пальцем железную бочку!
Все дело в том, что в СССР с 1930-х практически все восточные боевые искусства, не только японского происхождения, были под строгим запретом. Мастеров подвергали репрессиям, многих расстреляли, как «японских шпионов».
Потом было легализовано самбо, дзюдо. И лишь в 1978 г. Спорткомитет СССР издал приказ о формировании федерации карате. Не поверите, но в театральных коллективах, на заводах, в НИИ начали открывать секции. А после фильма «Пираты ХХ века», где герои применяют приемы, карате стало одним из главных увлечений мужчин.
Гусман в те годы жил и работал в Баку. Имея медицинское образование, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров Госкино СССР, ставил спектакли в театре, снимал кино. Правда, первые картины считали провальными.
Режиссер понял: чтобы как-то реабилитироваться, следующую ленту нужно снять в жанре приключенческого шоу, в которое привнести зрелищные элементы, начиная от каскадерских трюков на лошадях и заканчивая побегами из тюрьмы и драками.
По просьбе постановщика сценарий написали признанные мастера Юлий Дунский и Валерий Фрид, авторы лент «Служили два товарища» (1968), «Экипаж» (1979) и многих других. По сюжету, два цирковых актера, Сан Саныч и Рустам, владеющие разными видами борьбы, приезжают на родину Рустама в Азербайджан, где болеет его родственница. Там у них происходит стычка с местным бандитом Джафаром, который грозит отомстить. Такой завязки достаточно, чтоб наполнить фильм потасовками и перестрелками. Впрочем, решили: не помешает и лирика. Ввели еще одного персонажа — певца Теймура, влюбленного в девушку Телли. Он должен добиться ее руки!
Правда, возник некоторый конфликт интересов. Роль Сан Саныча, которую сыграл Лев Дуров, соавторы придумали для своего друга Ролана Быкова. Но слово режиссера в кино тогда считалось решающим.
Роль Рустама постановщик поручил знаменитому цирковому наезднику Мухтарбеку Кантемирову, зная, что он обязательно привлечет к съемкам джигитов из своей конной цирковой программы!
Уловка композитора
Конечно, в приключенческом кино должно было звучать много запоминающихся песен. Самым знаменитым из молодых композиторов и исполнителей Азербайджана тогда был Полад Бюльбюль-оглы. Конечно, он не мог превзойти Муслима Магомаева, но брал тем, что сам сочинят свои хиты. Его выступления транслировали не только на родине. Было принято, чтобы во всесоюзном эфире присутствовало несколько представителей каждой республики. Полад был одним из таких счастливчиков. А в 30 лет возглавил Государственный эстрадный ансамбль Азербайджанской ССР. В общем, жизнь удалась.
В этот же период Гусман, друживший с музыкантом, попросил его украсить фильм песнями и музыкой. В качестве автора слов порекомендовал обратить внимание на печатавшегося в журнале «Юность» Алексея Дидурова, который еще до открытия Ленинградского рок-клуба был создателем литературного рок-кабаре «Кардиограмма», где выступали все, от Виктора Цоя до Майка Науменко.
Честно говоря, большинство песен в фильме Гусмана получились чрезмерно философскими для приключенческого кино, но одну все помнят и сегодня:
Как жили мы, борясь
И смерти не боясь,
Так и отныне жить
Тебе и мне!
В небесной вышине
И в горной тишине,
В морской волне
И в яростном огне!
Уникальность произведения в том, что под его динамику можно подставлять любой героический видеоряд — автогонки, сражение на саблях, моменты спортивных триумфов — мелодия и текст в любом случае будут звучать в унисон.
Гусман очень хотел, чтобы актер, исполняющий роль Теймура, сам спел свои партии. Но драматического актера с такими вокальными данными не нашлось. Композитор переусердствовал и создал слишком сложную партитуру для соло. Возможно, и не случайно… Режиссеру ничего не оставалось делать, как предложить Поладу сыграть и, соответственно, спеть самому. Музыкант не был драматическим актером, что видно в кино. Но спел он свои песни отлично.
Уголовно наказуемо
Вокруг ленты много интересных историй. Например, Сергей Юрский в этот период был диссидентом. Его редко приглашали киностудии. Из Ленинградского БДТ пришлось уйти. «Азербайджанфильм» не препятствовал приглашению актера на роль пристава. Юрский был благодарен Гусману. В дни съемочного периода, так совпало, при смерти находился отец постановщика, знаменитый бакинский врач. Сергей Юрьевич пришел в костюме в его больничную палату и дал для него двухчасовой поэтический концерт.
Во время работы над сценой, где Телли спускается по веревке с высокой башни, женщина-каскадер отказалась ее дублировать: веревка показалась ей слишком тонкой для ее веса. Актриса Гамида Омарова, исполнявшая роль Телли, была худенькой и легкой. Пообещав добавить к гонорару 1 000 рублей (зарплата театрального актера за 10 месяцев), Гусман упросил Гамиду выполнить трюк самостоятельно, что она и сделала. Когда дело дошло до расчета, Юлий Соломонович сказал, что пошутил и не распоряжается государственными деньгами. Попытался сгладить ситуацию лестью, мол, ты доказала себе и всем, что настоящая актриса и героиня.
Кино было готово в конце 1980-го. Его с аплодисментами приняли в Останкино, пообещав в новогодние праздники показать в телеэфире. Но на следующий же день выяснилось: все не так гладко, как кажется. В советских газетах началась кампания с требованием запрета карате. В прессе фабриковали обеспокоенность населения массовыми занятиями опасным видом спорта. В итоге в уголовных кодексах республик появилась статья № 219 «Незаконное обучение карате» со сроком до 5 лет. Секции закрыли. А ведь часть фильма построена именно на любви к карате. Так же есть сцены, где единоборству обучаются.
Год режиссер думал, как найти выход из создавшегося положения. И доснял сцену, в которой герой Дурова говорит ученикам, что приемы, которые они изучают, — это старинная азербайджанская борьба гюлеш. Лукавство устроило начальство.
Так ленту показали по телевидению. Советские мальчишки по запрещенным брошюрам с новой силой начали тренироваться карате в подвалах домов. Взрослые посещали подпольные секции, которые камуфлировали под тренировки по дзюдо, униформа ведь похожа. В общем, все как в песне: «жили мы, борясь и смерти не боясь».
Еще материалы рубрики:
На съемках первой в СССР многосерийной мелодрамы из-за песни «Стою на полустаночке» случился скандал
Революционная песня «Там вдали, за рекой» – плагиат с полуторавековой историей
«Русское поле». Песня, задуманная как издевка над белогвардейцами, стала для многих символом отчизны
Автор пьесы, по которой сняли «Гусарскую балладу», сгинул в ГУЛАГе