Родился в Могилеве, учился в Минске. Был ли знаменитый шоумен Борис Моисеев тем, за кого себя выдавал?
Был ли знаменитый танцовщик, певец, шоумен Борис Моисеев тем, за кого себя выдавал? Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Вызывает сомнения
В первых интервью Борис часто рассказывал о горькой судьбе, которая выпала ему с раннего детства. Повествовал, что плакал от обиды, голодал. Ведь родился в колонии, где мать отбывала срок по политической статье. Конечно, в 1954-м, когда Борис появился на свет, несмотря на амнистию 1953 года, по которой выпустили в основном уголовников, сидельцы по пресловутой политической 58-й статье продолжали находиться в лагерях. Только вот загвоздка… Ни в 1950-е, ни позже в Могилеве, где будущий танцовщик родился, женской колонии не было. Правда, существовал следственный изолятор. Возможно, осужденная мама осталась отбывать наказание в хозобслуге СИЗО? Хотя нет, все же женщин в положении отправляли в исправительные учреждения, где были предусмотрены отряды для мам. Не то чтобы создавали условия, но давали видеться, выкармливать грудью и быть рядом с ребенком до 3 лет.
За долгие годы популярности Моисеева у него на родине побывали многие журналисты. И все, кто знал маму Бориса, в один голос говорили: «Геня Борисовна никогда в тюрьме не сидела. Была типичной еврейской мамой-наседкой. Обожала младшенького Бориску. Ведь у него в семье было еще два брата — Анатолий и Маркс».
По свидетельствам тех же очевидцев, именно Маркс за ручку водил маленького Борю в Могилеве на танцы, куда его записала мама, пекшаяся о здоровье отпрыска. Иногда его водил и Анатолий.
Так, может, несчастное детство — миф? Ведь Моисеев повествовал о нем, когда был зрелым артистом, знавшим: публика, особенно дамы, обожают звезд, взобравшихся на олимп с самых низов.
Слыл пронырой
После школы Моисеев поступил в Белорусское хореографическое училище в Минске. И здесь никто не помнит его обиженным и загнанным в угол. На курсе Нины Млодзинской Борис был одним из лучших танцовщиков, а сокурсники считали его ловкачом и пронырой. Он часто бывал на «Беларусьфильме», водил дружбу с актерами и даже вместе с Владимиром Мулявиным дебютировал в фильме «Ясь и Янина» (1974) — для белорусского «песняра» это тоже была первая кинороль. Моисеев сыграл солиста танцевального коллектива. Познакомился с актрисой Любовью Румянцевой, известной всем по фильму «Альпийская баллада». Несмотря на 10-летнюю разницу, Боре приписывали роман с ней, хотя красавица была замужем. Никакой крамолы: ей 30, ему чуть за 20 — типичная интрижка молодых. Главное, что все очевидцы в один голос утверждали: Моисеев ухлестывал исключительно за девушками, слыл пижоном и стилягой. А еще был остер на язык, особенно во время официальных собраний. Поэтому после окончания училища его распределили подальше, в Харьковский театр оперы и балета. Начав с должности артиста, он дорос до хореографа-постановщика. Но и там наговорил лишнего. Юношу исключили из комсомола, и он со своими талантами классического танцовщика и с любовью к эстрадному танцу в 1975 году направился в Прибалтику — в Каунас. Переезд способствовал восхождению карьеры. Признаюсь, никогда не видел исполнения Борисом классических танцев, которыми он радовал до эпохи видео. Да и те эстрадные, что попадались мне на телеэкране, восторга не вызывали. Ходить кругами вокруг вокалиста с распростертыми руками может любой. Но надо признать, что я многое пропустил: не мог бездарный танцовщик попасть в танцевальный коллектив, почти сразу начать им руководить, стать главным балетмейстером литовского оркестра «Тримитас», а через три года, в 1978-м, создав трио «Экспрессия», попасть в коллектив на тот момент главной певицы страны Пугачевой. Вкус Алле Борисовне никогда не изменял, таланты она чуяла за версту. Примечательно и то, что устроиться в легендарную команду порой можно случайно. А вот удержаться в ней и удивлять вновь и вновь оригинальными хореографическими решениями — это и есть признак профессионализма. Борис с двумя партнершами танцевал у Примадонны почти 10 лет. И только с началом перестройки, как и многие советские исполнители, решил покорять Америку — уехал туда в составе своего трио.
Судьба моя
В 1988–1989 годах «Экспрессия» выступала в клубах Италии, Франции и Америки. Трио долгое время работало в телешоу «Рафаэлла Карра представляет» на итальянском телеканале Rai 2. Потом Моисеева пригласили в качестве хореографа и режиссера-постановщика в муниципальный театр Нового Орлеана. Клубы, муниципальные театры — звучит громко. На деле, по нашим меркам, это работа в ресторанах и районных ДК. А в России уже зарождался большой шоу-бизнес. Моисеев чувствовал, что может попасть в первую обойму. Тем более, пожив в США, он понял: на эстраде важны провокация и эпатаж.
Русские звезды только в 2000-е, с широким распространением интернета, пришли к выводу: чем скандальнее и нелепее, тем популярнее. Моисеев знал это еще в 1991 году в СССР. Он «просек фишку»: нарушай устои общества — и ненависть публики перерастет в интерес. Будут презирать, но посмотреть захотят.
На исходе существования Советского Союза он появился перед публикой с накрашенными глазами, признался в центральной прессе о своей нетрадиционности. И когда волна презрения, подтрунивания и издевательств поднялась, он еще и запел, не имея ни слуха, ни голоса. Причем это были не просто песни, а «Голубая луна» и ее производные. Никто не знал слова «хайп», а он жил по принципу «все для хайпа, все для победы» и получил свой дом в Барвихе, телеэфиры центральных каналов по любому поводу в течение нескольких десятилетий. Негласно помогал финансово онкологическим центрам и даже Могилевскому тубдиспансеру, пока не заболел сам.
Занимался ли он эпатажем или просто нервозно балагурил на сцене? Снимков Бориса с нетрадиционными приятелями тоже нет в Сети. В общем, умер мистер Икс: «Живу без ласки, боль свою затая. Всегда быть в маске — судьба моя!» Кстати, молодым эстрадным артистам есть чему поучиться, прежде всего — самопиару.
Еще материалы рубрики:
Он создал оригинальную научную школу европейского уровня. Путь к вершине профессора Георгия Новикова
Он признался в 33 страшных преступлениях. История первого в СССР серийного убийцы