С детства снималась у топовых режиссеров, а в лихие 90-е торговала на рынке. История актрисы Ирины Бразговки
Минчанка Ирина Бразговка снималась в кино с 8 лет, окончила ВГИК, но со временем сочла свои творческие задатки посредственными, отгородилась от театра, кинематографа и занялась фольклором. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Рыжее солнце
1993 год. Москва. Измайловский рынок. Изо дня в день на один из прилавков молодая рыжеволосая женщина выкладывала украшения собственной ручной работы: браслеты, кольца из мельхиора с перламутровыми вставками. Она старалась продать как можно больше оригинальных изделий, чтобы прокормить двух маленьких дочерей. Помимо этого, с рассветом она приходила в одну из школ, где выполняла обязанности уборщицы.
На базаре чаще всего проходили мимо ее прилавка: в цене на тот момент были практичные вещи для быта, а не украшения. Но иногда покупатели на секунду замирали, останавливали на ней взгляд и пытались вспомнить: а не старая ли это знакомая? Может, знакомая знакомых? Или актриса из телевизора? Не может быть! Те же, кто безоговорочно ее узнавал, робко подходили с вопросом: «Как же так?» Она всегда весело отвечала: «Жизнь бьет ключом, и всё по голове!» Актриса вспоминала тогда: «Паяла, шлифовала, резала ракушки — освоила всё. Сначала было стыдно: как это я буду стоять на рынке? Потом научилась».
Ирина Владимировна родилась в 1954 году в Минске в семье заместителя министра коммунального хозяйства БССР и учительницы русского языка и литературы. В 1962-м молодой режиссер Игорь Добролюбов искал девочку 8 лет для своего первого короткометражного фильма «Мост». В нем человек, мечтающий управлять кораблями за полярным кругом, спасает из воды ребенка, упавшего с моста. Исполнительницу главной роли постановщик хотел видеть яркой, запоминающейся, а на пробы приводили девочек весьма заурядной внешности. Но однажды он вышел из подъезда дома на улице К. Маркса, где жила Ирина, и увидел маленькое рыжее «солнце». Ее золотистые кудри развевались на ветру. И вдруг Добролюбов понял: это та, кого он так давно искал! Игорь поговорил с родителями, и Ирина снялась в его дебютной работе. На ближайшие 10 лет Бразговка станет его талисманом, будет расти, получая роли в кинолентах Добролюбова, а он — крепнуть в профессии.
Внутренний цензор
Следующей совместной работой стала картина «Иду искать» (1966), где Ирина сыграла приемную дочь конструктора ракетно-космических систем Андрея Гусарова, роль которого исполнил Георгий Жжёнов.
Через год юная актриса отправилась в зимнюю экспедицию для работы в фильме «Иван Макарович» о рано повзрослевшем в условиях войны пареньке. Девушке к тому моменту уже исполнилось 14 лет. Много зимней натуры сняли в цехах Владимирского тракторного завода. «Во Владимире было холодно, и в результате я заболела, — рассказывала Ирина Бразговка. — Боялась всех подвести. Тогда оператор Дима Зайцев повел меня в кафе и напоил сбитнем на меду и травах. Захмелела, однако на следующее утро была абсолютно здорова. Но я влюбилась в Диму Зайцева и безумно страдала. Это была неразделенная любовь».
Последним словом Ирины в картинах Добролюбова стала главная роль в фильме «Улица без конца» (1972). Согласно сюжету, выпускница школы приезжает в город, первый камень в котором на месте вековых лесов и топей заложил ее отец незадолго до своей трагической гибели. Друзья и коллеги заново открывают ей глаза на всё связанное с ее отцом, именем которого в новом городе названа центральная улица. Съемки проходили в Новополоцке.
После премьеры ленты Игорь Михайлович отпустил Ирину в свободное плавание. Она поступила во ВГИК на курс Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Казалось бы, с ее богатым опытом и фильмографией все дороги должны быть открыты. Но по окончании вуза девушка выбрала местом работы не театр, а фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского. «Однажды кто-то позвал меня на его концерт в политехнический, — вспоминала актриса. — Я легко потеряла голову и сразу поняла, что непременно должна быть там, внутри». На самом деле Ирина искала своего рода спасение. Всё детство и юность на съемочных площадках ей внушали, что она — гений. Но в годы учебы во ВГИКе девушка поняла: актриса она несерьезная, есть таланты гораздо ярче, по-настоящему одаренные артисты, более характерные. Возник страх перед драматической сценой. Это объясняет, почему в коллективе Покровского женщина нашла прибежище. Удивительно, ведь средних актрис с известными лицами больше, чем остальных, но внутренний цензор, совесть, самосознание есть не у всех. Да и не средняя она вовсе!
В 1970-е Бразговка появлялась в кино раз в несколько лет, играя роли второго плана, часто отказывалась от съемок. Правда, в 1982 году она превзошла саму себя в фильме «Гонки по вертикали», очень убедительно исполнив роль архивариуса Людмилы, возлюбленной следователя Тихонова, которого сыграл Андрей Мягков. Кино, к слову, достойное, определенно заслуживает внимания.
Красиво и коротко
Во ВГИКе на параллельном с Ириной курсе учился советский и российский актер Александр Панкратов-Чёрный. После окончания вуза он работал на киностудии «Мосфильм» ассистентом режиссера, в том числе участвовал в съемках картин Андрея Кончаловского. Однажды он позвонил Ирине и пригласил в ресторан, сказав, что режиссер тоже будет на ужине. Девушка повела себя достойно, выдвинув условие: «Приду, если Кончаловский сам пригласит». И он пригласил. С одной стороны, это был красивый роман, подробно описанный в книге Андрея Сергеевича «Низкие истины». Он даже привозил Ирину знакомиться с мамой Натальей Петровной. По дороге назад в такси они впервые поцеловались. А с другой — Кончаловский честно говорил, что женат и скоро намерен уехать на постоянное место жительства в США.
Когда он покинул страну, Ирина поняла, что беременна. Возможности сообщить Андрею о положении не было. Бразговка решила, что вырастит дочь сама. Спустя время у нее начался новый роман с неким Александром, который согласился принять ребенка как своего. В 1980-м на свет появилась маленькая Даша, а чуть позже у Ирины и Александра родилась еще одна девочка — Саша. Всё усложнялось тем, что Александр тоже был женат, и Бразговка с дочками стали второй, параллельной семьей.
Старшая дочь Дарья росла болезненным ребенком, больничные палаты в разных клиниках стали для нее вторым домом. Бывали моменты, когда Ирина едва сводила концы с концами. А в 1990-е настала та самая безысходность, рынок, работа уборщицей. Кончаловский уже отчасти вернулся в Россию, но обращаться к нему и сообщать о существовании дочери актриса не решалась. В тайну был посвящен лишь общий знакомый режиссер. И когда Дарье уже исполнилось 17 лет, в 1997 году, он и рассказал о дочери Андрею Сергеевичу. Тот немедленно позвонил Ирине, настоял на встрече.
В книге «Низкие истины» он пишет, что Ирина пришла на свидание с двумя дочерями, но он еще издали понял, кто из них его кровь и плоть. А ведь похожа как! Режиссер скупиться не стал и оплатил Дарье учебу, купил квартиру, принял в семью Михалковых.
Ирина же с начала 2000-х возобновила работу в кино, забыв о мнительности и самокритике. В настоящее время ее фильмография гораздо масштабнее, чем в молодые годы.
Еще материалы рубрики: