Самый бессмысленный угон самолета и почти смертельный номер Турищевой. Этот день в истории: 27 октября
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 27 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1505 год. Умер Иван III, великий князь московский, при котором окончательно было свергнуто монголо-татарское иго

На момент кончины были все основания величать Ивана Васильевича Царем всея Руси, поскольку он приложил к этому немало стараний и фактически закончил собирание великорусских земель под властью Москвы. Когда он начал княжить, его земли были окружены почти отовсюду русскими владениями. Подчинив их силой или мирными договорами, Иван III к концу жизненного пути возглавлял уже огромное Великое княжество Московское, окруженное лишь иноверными и иноплеменными соседями: шведами, немцами, литовцами и татарами.
При Иване III, смело привлекавшим иностранных, в том числе итальянских мастеров, был построен Московский Кремль, возведено много соборов и церквей. При нем был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года, один из первых в Европе общегосударственных юридических кодексов. Подобных документов в XV веке не было в большинстве развитых стран, включая Англию и Францию.
Женившись на греческой царевне, Иван Васильевич стал держать себя уже не так просто и доступно, как раньше. Он начал считать себя преемником исчезнувших греческих императоров, на что, кстати, намекал и принятый им византийский герб — двуглавый орел.
До нашего времени дошло описание внешности Ивана III, сделанное итальянским путешественником и дипломатом Амброджо Контарини, встречавшимся с великим князем в 1476 году в Москве: «высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Холмогорский летописец упомянул прозвище Ивана — Горбатый, что, возможно, говорит о том, что Иван сутулился — и это, в принципе, все, что нам известно о его внешнем облике.
Весной 1503 года скончалась жена Ивана III Софья Палеолог, а летом занемог и сам государь. Через какое-то время он ослеп на один глаз, наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Несмотря на ухудшение самочувствия, Иван III продолжал руководить страной еще полтора года и скончался 27 октября 1505 года в возрасте 65 лет.
1900 год. Родилась одна из самых популярных певиц Советского Союза — Лидия Русланова

Ее исполнение русских народных песен считают эталонным.
«У Руслановой было имя, а званий ей вовсе и не нужно было», — говорил Леонид Утесов. И был совершенно прав: Русланова была народной артисткой не по званию, которого ей так и не дали, а по сути.
Дочь простого солдата, инвалида Первой мировой войны, в раннем детстве лишившаяся родителей, выросшая в сиротском приюте, она пела в церковном хоре так, что ее прозвали ангелом. Она им и стала — фронтовым ангелом русских воинов, их символом веры в победу. Ее «Катюша» (Русланова была одной из первых исполнительницей этой песни) вселяла надежду в самые страшные дни войны, ее просили исполнить «Валенки» «на посошок» уходившие в бой солдаты, умирающим мальчикам-солдатам она пела колыбельные. Всего на фронтах Великой Отечественной она дала более 1 120 концертов!
Как-то после одного такого концерта в 1942 году к ней подошел генерал Владимир Крюков. Предложил прогуляться, пока на позиции было затишье. Шли, разговаривали. Вдруг он прервал Лидию на полуслове: «Тише, послушайте, ребенок плачет». Она ничего не слышала. Потом действительно услыхала, что далеко, за линией фронта плачет ребенок. «У меня дочка в Ташкенте, совсем маленькая, одна. Так тоскую о ней», — сказал Владимир Викторович. Русланову поразил тон, каким генерал говорил о своей дочери. И неожиданно для него и для самой себя она сказала: «Я выхожу за вас замуж». Через некоторое время они стали супругами. В перерывах между выступлениями Лидия Андреевна поехала в Ташкент и забрала пятилетнюю Маргариту. Она так любила свою приемную дочь, что та сразу поверила, что это и есть ее настоящая мать.
Один из самых памятных концертов Руслановой состоялся 3 мая 1945 года на ступеньках поверженного рейхстага. Прославленный маршал Георгий Жуков, покоренный ее пением, вручил ей снятый со своей груди орден. Затем были гастроли по стране, а в сентябре 1948 года заслуженную артистку России Русланову и ее мужа, Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Крюкова, арестовали. Крюков был близким другом Жукова, попавшего в то время в опалу. В том сентябре арестовали сразу 48 генералов из окружения Маршала Победы.
Добиваясь, чтобы она дала показания против мужа, Лидию Андреевну несколько раз сажали в легкой одежде в ледяной карцер. Ей обещали свободу и самые лучшие гастроли, если только она подпишет документы, что Крюков — враг народа. Она не предала мужа и отказалась клеветать на Жукова.
Генералу Крюкову дали 25 лет. Русланова получила 10. Освободили ее только после смерти Сталина, в 1953-м.
В Москву она вернулась похудевшая, стройная и совершенно седая. А уже через два месяца состоялся ее первый после освобождения концерт. Когда Русланова вышла на сцену, встал весь зал и аплодировал ей более получаса. Так начался второй виток славы певицы.
Умерла Русланова в 1973 году.
1970 год. Советские студенты захватили и угнали в Турцию легкомоторный пассажирский самолет L-202

Этот угон считается самым бессмысленным в истории, поскольку через год оба захватчика добровольно вернулись в СССР, где были арестованы и приговорены к длительным тюремным срокам.
К тому времени попытки захвата самолетов в СССР можно было пересчитать по пальцам. И все они были неудачными. Первый успешный и одновременно кровавый угон (погибла стюардесса) в 1970 году совершила семья Бразинскасов. Именно сообщение о том, что преступникам улыбнулась удача и приземление в капиталистической стране состоялось, подстегнуло к реализации своей мечты двух крымских студентов, решивших, что жизнь в родной стране им не по душе. Всего через две недели после захвата пассажирского лайнера Бразинскасами они осуществили захват транспортного судна уже по собственному плану.
В то время Крымского моста, разумеется, еще не было. Проблему связи полуострова с материком решали путем паромной переправы и с помощью воздушного такси — через Керченский пролив летали маленькие четырехместные самолеты производства социалистической Чехословакии. На одном из них и решили добраться до Турции двоюродные братья Николай Гилев, 21-летний студент третьего курса Крымского медицинского института, и Виталий Поздеев, 20-летний студент керченского филиала Севастопольского приборостроительного института.
Операция была тщательно продумана: один из парней даже научился в аэроклубе управлять самолетом на тот случай, если во время захвата не удастся убедить летчика изменить курс. Парни купили в аэропорту Керчи билеты до Краснодара и заняли места в авиатакси. Кроме них, в салоне был только один пассажир. О том, что произошло далее, рассказал украинский диссидент Сергей Бабич, отбывавший срок в лагере вместе с Николаем: «Он говорил, что когда летчика отстранили от управления, самолет начал падать и все могли погибнуть. Им пришлось снова посадить за штурвал летчика, и посадку они тоже доверили ему. Их очень удивило, что после приземления в турецком аэропорту не собралась толпа, никто не бежал приветствовать беглецов из СССР. Довольно долго они просто сидели в самолете… Были страшно разочарованы и потом, когда турецкие власти просто отправили их в лагерь для перемещенных лиц».
К счастью, в этом захвате обошлось без жертв — летчика и единственного пассажира переправили на родину, а студенты остались в Турции, надеясь получить американскую визу. Но они мало кого интересовали на Западе, так как не были ни диссидентами, ни учеными, ни знаменитыми деятелями культуры — резонанса в СМИ не было. Парни просто летели за своей мечтой о другой жизни, наслушавшись дома «вражеских радиоголосов». Ожидание визы растянулось на год, и когда американцы уже решали последние формальности, ребят неожиданно навестил корреспондент ТАСС, передал письма от родных с упреками и призывами одуматься. Дядька поднажал на слабые места психологически измотанных беглецов — обещал, что их восстановят в институтах, наказание будет условным, жизнь наладится. Коля с Володей, потерзавшись сомнениями, согласились вернуться домой. Турецкие власти, до этого отказавшиеся экстрадировать угонщиков, несмотря на угрозы советской стороны, предупредили парней о возможных последствиях их возвращения, а в американском посольстве пообещали дать им визы в ближайшее время, но крымские студенты были уже непреклонны.
Как только в Москве они спустились с трапа самолета, на их запястьях защелкнули наручники. Прямо в аэропорту им предъявили обвинение в измене Родине и доставили в СИЗО Лефортово.
В сентябре 1972 года в Керчи состоялся открытый судебный процесс над угонщиками. В качестве свидетеля на нем выступал пилот угнанного самолета. Хотя подсудимым зачли добровольное возвращение, братья все равно получили солидные сроки. Гилеву с учетом его публичного раскаяния в преступлении дали 10 лет, Поздеева, который на суде выражал свою антисоветскую позицию и сожалел лишь о том, что вернулся обратно, приговорили к 12 годам. В итоге первый отсидел всего шесть лет, после чего вернулся в Керчь, женился, завел семью и до пенсии проработал электриком в железнодорожном депо, где получил прозвище «Турецкий летчик». Позднеев отбыл срок от звонка до звонка, после освобождения уехал в Свердловск, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
1975 год. На кубке мира по спортивной гимнастике произошел драматичный инцидент: после выступления Людмилы Турищевой рухнули брусья

Многократная чемпионка мира и Олимпийских игр Людмила Турищева приехала на первый в истории кубок мира в Лондон с настроением подтвердить свой высокий класс и дать бой восходящей звезде спортивной гимнастики — румынке Наде Команече. Дело в том, что после чемпионата Европы, на котором Людмила выступала, не успев восстановиться после травмы спины, и впервые за долгие годы заняла в многоборье только четвертое место, многие поспешили списать ее со счетов. Позднее выяснилось, что Команече турнир пропустит, реванша взять не получится. Но это ничего не меняло: Людмила должна была доказать себе, что она все еще на вершине.
27 октября, в день многоборья, знаменитая лондонская арена «Уэмбли» была полна. Людмила уверенно вышла на помост и приступила к выполнению сложной программы на разновысоких брусьях. Публика с восторгом наблюдала идеальное исполнение: ровная осанка, сильные руки, чистые перелеты.
В конце программы Людмила почувствовала, что со снарядом происходит что-то странное, она ощутила легкую вибрацию конструкции. Трос, на котором держались жерди, ослаб. Но тело работало как часы. Гимнастка выполнила все запланированные элементы и сделала соскок. А через секунду брусья за ее спиной обрушились на помост. Деревянные жерди и металлические стойки упали с глухим грохотом. Людмила даже не обернулась на них. Будто это были не соревнования, а съемки голливудского блокбастера. Поприветствовала судей и зрителей и ушла с помоста.
Позднее спортсменка вспоминала: «Слава богу, я это сделать успела. Исполнила оборот на нижней жерди, усилием мышц живота оттолкнулась от брусьев и сделала так называемый срыв. Выполняя этот элемент, я, наверное, отбросила брусья назад, а сама вылетела слегка вперёд. При этом, поскольку натяжение было уже недостаточным, не смогла выполнить запланированный поворот на 360 градусов, просто сделала, как мы говорим, прямой соскок… Я почувствовала, что брусья падают, но даже не оглянулась — у меня же впереди оценка! Я не вправе была подвести ни себя, ни Советский Союз».
Турищева признавалась, что только вечером, когда увидела запись, по-настоящему испугалась. Если бы она замешкалась хотя бы на секунду, тяжелая конструкция могла рухнуть прямо на нее.
Кубок мира закончился триумфом. Турищева выиграла абсолютное первенство и все отдельные виды, опередив Ольгу Корбут и других соперниц. Соревнования на «Уэмбли» доказали, что она все еще сильнейшая в мире.













