Считал себя бездарным и чувствовал вину за свою литературную практику. О жизни и творчестве Александра Володина
Александр Володин, наш земляк, драматург, герой войны, в мирной жизни казался себе неловким и нелепым, как персонажи его пьес. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Лишний для папы
В пьесе «Пять вечеров» Александра Володина герой по фамилии Ильин, уходя на фронт, видел: в последнюю минуту на сборный пункт успела прийти его возлюбленная Тамара. Смогла лишь разглядеть мужчину издали в кузове уезжающей полуторки. В 1945 году он не вернулся к ней. Не пришел и позже: решил, что прошло время, у Тамары семья… Да и вообще, четыре военных года изменили людей. А может, просто хотел вдохнуть мирную жизнь полной грудью. Ездил по стране, работал шофером на Севере. Но прошло 18 лет, и вдруг Ильин появился в дверях ее квартиры. Выяснилось, что за эти годы ни она, ни он не смогли найти своего счастья и лишь вспоминали, как было тогда, в 1941-м. При этом делали вид, что не жалеют об упущенном времени.
Последняя реплика Тамары в пьесе: «Что ты, я тут хорошо жила. Я вообще никогда не падаю духом. Теперь у нас будет все иначе, все… Завтра можно поехать на озеро. Там очень хорошо. Я еще там не была, но говорят… И в Павловске очень красиво… Я тоже не была, но говорят… Ой, только бы войны не было!..»
Отчасти эта пьеса автобиографична. Не скрывал драматург и своего пристрастия к спиртному. Говорил: «К фронтовым 100 граммам меня приучила война». Откровенно изложил аспекты этой слабости в «Записках нетрезвого человека». В его время не принято было делиться со всем миром приватными тайнами: о любовницах, внебрачных детях, пристрастиях. А он делал это в собственных произведениях. Хотя вместе с тем считал себя бездарным и чувствовал вину за свою литературную практику.
Писателю Володину, как и чеховскому доктору Рагину, казалось: его вот-вот уличат в некомпетентности. Даже на чтении пьес перед коллективами театров он через слово повторял: «Ой, вот это бездарно, надо переделать, и это тоже…»
Родился Саша Лифшиц (псевдоним Володин появился позднее) в Минске в феврале 1919-го. Детство мальчишки закончилось, когда ему было 5: умерла мама. Отец полгода не говорил об этом с сыном, а потом решил, что Саша мешает ему строить личную жизнь заново, и отправил его в Москву к брату-доктору. Человек благородной профессии оказался скупым детоненавистником. Новой семье мальчишка не был нужен. Благо одноклассники Саши знали о ситуации и, как нищему, приносили ему свою старую одежду, сбрасывались на пирожок с капустой.
Благодаря старшему двоюродному брату Алексею Дикому Саша мог бесплатно бывать в театрах и быстро полюбил это искусство: однажды в пионерском лагере заменил висящий на стене портрет военачальника и революционера Ворошилова на изображение артиста Качалова.
За это ребенка с позором выгнали. Дядя был вне себя от гнева.
Перестал верить
После школы будущий драматург успел окончить учительские курсы, поработать педагогом, а затем поступить на театроведческий факультет ГИТИСа. Вскоре его призвали в армию, и… началась война. За пять дней до мобилизации он познакомился с девушкой по имени Фрида. Как говорил сам, боли расставания не боялся: считал ее маленькой, серенькой и некрасивой. Эпизод с проводами на сборном пункте в «Пяти вечерах» как раз основан на факте из личной биографии. Она писала ему письма в течение всей войны. Драматург дважды был ранен и признавался, что из-за увиденного на фронте перестал верить в Бога. Вероятно, в пьесе он пытался представить, что было бы, если бы он, как Ильин, не вернулся к Фриде в 1945-м… Но он вернулся. Опять же, с его слов, настойчивая девушка «женила его на себе по дороге в керосиновую лавку»! Занимали они 7-метровую комнату в подвале. Вскоре родились сыновья Владимир и Алексей.
По воспоминаниям драматурга, он никогда не любил супругу, но из чувства ответственности провел с ней всю жизнь.
Боролись режиссеры
Послевоенный театр, который посещали раздобревшие самодовольные генералы, показался писателю искусственным. Он поступил на сценарный факультет ВГИКа. После окончания, в связи с кампанией по борьбе с космополитизмом, уехал в Ленинград. Работал редактором на киностудии «Леннаучфильм». В альманахе «Молодой Ленинград» напечатали его первый рассказ. В редколлегии попросили взять псевдоним, времена были непростые. И он назвался в честь Володи — одного из своих сыновей.
В середине 1950-х, в начале хрущевской оттепели, в его жизни вновь возник театр. Первая пьеса «Фабричная девчонка» была подвергнута критике: в ней девушка восстает против показухи на предприятии, но коллектив ломает человека, попытавшегося противостоять начальству. Меж тем спектакль сначала поставили в Саратове, а потом в Большой драматический театр в Ленинграде пришел Георгий Товстоногов, и пьесы Володина заняли важное место в репертуаре. Спектакли «Моя старшая сестра», «Пять вечеров», «Идеалистка», «Назначение» пользовались бешеной популярностью — в них поднимались острые социальные темы. Например, в «Назначении» талантливый человек по личным причинам отказывается от высокого поста, но, когда видит, что на его должность метит льстец и карьерист, меняет решение. Постановки приезжали смотреть из других городов. А когда открылся Московский театр «Современник», Олег Ефремов начал ставить там пьесы Володина одну за другой. Конечно, все происходило не столь безоблачно: автора обвиняли в мелкотемье, искажении действительности, ведь не все советские люди столь несчастны, как персонажи писателя. Он не умел бороться с чиновниками, но ему везло с режиссерами, умевшими это делать.
Раздал премию
Первый полнометражный фильм по сценарию Володина «Звонят, откройте дверь» (1965) Александра Митты получил приз «Золотой лев святого Марка» на международном кинофестивале в Венеции. Потом были еще десятки лент, включая «С любимыми не расставайтесь». Никита Михалков экранизировал пьесу «Пять вечеров» в 1979 году.
В личной жизни писателя появилась еще одна женщина — Елена, родившая ему сына. Она работала помощником режиссера в Театре «На Литейном». Совесть не позволяла ему уйти от Фриды. Пьеса «Осенний марафон» как раз об этом любовном треугольнике: писатель стал прототипом героя Басилашвили. Однако вскоре Елена, несмотря на молодой возраст, скоропостижно скончалась. Тогда Александр привел внебрачного сына в свою новую кооперативную квартиру и умолял Фриду любить мальчика и заботиться о нем, как о собственном ребенке, — и ей это удавалось.
Позже дети уехали в Америку. Фрида и Александр жили в отдельных комнатах, как чужие. А потом ее не стало.
В 1999 году драматург получил премию «Триумф» и 50 тыс. долларов, но не знал, что с ними делать. Одалживал крупные суммы чужим людям, не надеясь на возврат. 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге писатель скончался. А его произведения продолжают ставить в театрах и заново интерпретировать на экране.
Еще материалы рубрики:
Как Станислав Ваупшасов сражался с гитлеровцами и приближал освобождение Беларуси
Самая редкая и самая дорогая награда Великой Отечественной: кому и за что вручали орден «Победа»
«Ласковый май». Вспоминаем историю о шальных деньгах, похищениях и загадочных смертях музыкантов
Смотрите также: