Скандал вокруг фильма «31 июня» и некоторых песен из него породил много слухов. Что же произошло
Скандал вокруг фильма «31 июня» и некоторых песен из него породил в свое время много слухов и домыслов. Что же случилось на самом деле? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Упрек дочери
Самая нелепая история приключилась именно с песней «Мир без любимого». В начале 1980-х главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова из-за интервью, данного им журналисту газеты «Таймс», лишили советского гражданства. В тексте произведения есть такие слова: «Мир без любимого — солнце без тепла, птица без крыла. Край без любимого — горы без вершин, песня без души». По словам первой исполнительницы Татьяны Анциферовой, чиновники увидели в строчках намек на незаменимость Юрия Петровича. Произведение запретили давать в эфир на радио и телевидении. Но фильм, где песня звучит, к тому времени уже лежал на полке. Однако не будем забегать вперед, обо всем по порядку.
В 1978-м известному композитору Александру Зацепину поступило предложение написать музыку для телевизионного мюзикла «31 июня» режиссера Леонида Квинихидзе. Музыкальная сказка о том, как художник из ХХI века влюбился в принцессу из XII века, по мотивам повести английского писателя Джона Бойнтона Пристли никогда не интересовала композитора как история. Он утверждал: мелодрамы не его жанр. Но то, что в кино должны были непрерывно звучать песни, подкупало Зацепина как профессионала. В тот же период дочь упрекнула маэстро, что он не интересуется новыми течениями — роком, диско. Пишет для своего поколения. Александр бросился изучать современные направления. Купил пластинки, взял записи у друзей. На тот момент ему нравился современный стиль. Он начал экспериментировать. Пробовал писать рок-баллады, композиции в стиле диско. Все заготовки выплеснулись в работе над музыкой для ленты. Поскольку даже в звукозаписывающей студии «Мосфильма» все его замыслы реализовать было невозможно, музыку записали в домашней студии композитора, где он внедрил революционные для СССР технологии. Применял модуляционные эффекты. В обработке звука пользовался нелинейным искажением, летящим звучанием и прочими профессиональными хитростями, благодаря чему картина превратилась в рок-оперу. Из 14 песен ленты кроме «Мир без любимого» очень известной и часто ротируемой стала «Всегда быть рядом не могут люди, нельзя любви, земной любви пылать без конца…». Они и некоторые другие хиты звучат в картине из уст главной героини — принцессы Мелисенты. За право исполнить ее роль и спеть в кадре развернулась баталия между певицами первой величины.
Отверженные звезды
Сначала решили, что принцессу сыграет Ирина Понаровская. Она же споет все женские партии за кадром, а актрисы будут только открывать рот!
Для кино нормальная практика. Секрет в том, что Понаровская и Квинихидзе были влюбленной парой и однажды уже отработали такую схему в фильме «Орех Кракатук» (1977). Но на сей раз что-то пошло не так. В процессе подготовки к работе они поссорились и расстались.
Тогда Зацепин предложил на роль принцессы 28-летнюю Аллу Пугачеву. Квинихидзе был не против. Тем более что у Аллы Борисовны отличный вокал. Однако и тут не сложилось. Накануне композитор написал фоновую музыку для фильма «Женщина, которая поет». Пугачева без его ведома внесла правки и добавила в картину свои сочинения.
Маэстро и певица перестали общаться. В результате Мелисентой в ленте стала неизвестная широкой публике балерина Наталья Трубникова. Предполагали, что за нее споет Лариса Долина или Жанна Рождественская. Но смущало, что у обеих ломовые связки, а принцесса хрупкая и утонченная. Она должна покорить проникновенностью исполнения, а не вокалом.
Зацепин старался отслеживать кулуарные музыкальные новости, общался с коллегами. Однажды музыканты подсунули ему кассету с песнями неизвестной исполнительницы из Ужгорода Татьяны Анциферовой. Ему показалось, ее голос — то что надо. Посоветовался с друзьями-профессионалами Юрием Саульским и Анатолием Кроллом. Голос Татьяны утвердили. А Рождественская и Долина спели партии за хозяйку бара Куинни (Любовь Полищук), леди Джейн (Марина Нудьга), леди Нинет (Людмила Власова).
В одном из интервью Анциферова рассказывала, что во время записи песни «Мир без любимого» на слова Юрия Энтина ей предложили представить, будто она лежит на траве, заложив руки за голову, и мечтательно поет. Она возразила, что в таком положении не удастся до конца раскрыть диафрагму. Ей ответили, что это и нужно. В итоге певица легла в студии на ковер, заложила ладони за голову, ей поднесли микрофон, и она сделала всё, как просили. Ей показалось, что пение было бездыханным. Однако Зацепин сказал: «Всё отлично». Второй хит «Всегда быть рядом не могут люди» она тоже пела неуверенно, как человек, который не знает, найдет ли свою любовь.
Положили на полку
Роль художника Сэма Пенти предложили Николаю Еременко-младшему. Он поставил условие: ни петь, ни танцевать не будет. Актеру наскучило амплуа романтического героя. Тем более в ленте было кому танцевать. Квинихидзе удалось утвердить на ключевые образы артистов балета. Солистка Большого театра Людмила Власова сыграла леди Нинет, а ее муж, звезда советского балета Александр Годунов, стал на экране придворным музыкантом Лемисоном. Пел за него Яак Йоала. Композитор вспоминал: одна теленачальница допытывалась, почему Йоала, когда персонаж Годунова в XII веке, поет одним голосом, а после материализации в ХХI веке — по-другому, с хрипотцой. Зацепин объяснял, что это два разных человека по сценарию. Голос изменен специально. Чиновница не поняла и сказала, что вторую песню придется вырезать. Так и сделали. Но основная коллизия была еще впереди.
Премьера состоялась 31 декабря 1978 года на главном телеканале страны. Кино приняли с восторгом. В августе 1979-го во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке Годунов вышел ночью из гостиницы, оставив супругу в номере. Утром выяснилось: он обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. Требовал того же и для Власовой. Дипломаты срочно посадили Людмилу в самолет на московский рейс. Однако американская сторона задержала вылет. Три дня продолжались переговоры. Инцидент имел столь широкий резонанс, что о судьбе семьи Годунова специально беседовали по телефону генсек КПСС Леонид Брежнев и президент США Джимми Картер. В итоге Людмила улетела, а Александр остался. «31 июня» в СССР положили на полку на 7 лет, так как в нем снялся «предатель».
Любивший жену Годунов долго горевал. Потом его приняли в труппу Американского театра балета. С 1985 года он стал исполнять роли второго плана в голливудском кино. Сыграл в культовом «Свидетеле» (1985). Исполнил роль террориста Карла в «Крепком орешке» с Брюсом Уиллисом. В 1995-м 45-летнего танцовщика медсестра обнаружила мертвым в квартире. В версии о самоубийстве и смерти от обострения гепатита, которые выдвигала американская сторона, родственники не верят. Но и проверить ничего нельзя. Прах Годунова развеян над Тихим океаном.
В судьбе Анциферовой тоже есть неясности. Ей позволили исполнить гимн Олимпиады-80 «До свиданья, наш ласковый Миша…», однако к телевидению не подпускали. Певица считала это кознями Пугачевой, испытавшей творческую ревность.
Еще материалы рубрики:
Из-за песни «Кленовый лист» Караченцов повздорил с Дунаевским. Что произошло?
Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой
«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»