«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»
«Пиши по-народному, не усложняй». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два» — подробности у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Загар, как у семечек
Поэт и драматург Сергей Михалков, автор советского гимна, всегда чувствовал конъюнктуру. В 1958 году он написал легкую романтическую пьесу, подкупающую своей незатейливостью. Для таких было самое время. Сочини он ее несколькими годами ранее, произведение заклеймили бы за безыдейность. В ней герои не едут на целину, не строят новый металлургический комбинат, а просто отдыхают на юге. Зрителям хотелось таких произведений, чтобы отвлечься от строительства коммунизма и конфликтов с соседями по коммуналке.
Пьесу быстро поставили в Московском театре имени М. Ермоловой. Главные роли исполняли звезды Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников. Успех — оглушительный. Поэтому несколько лет спустя Михалков предложил перенести историю на экран.
За год до начала съемок вышла лента Генриха Оганесяна «Приключения Кроша», где одну из ролей сыграл 15-летний сын Сергея Владимировича Никита. Поэт увидел, что Оганесян не только настоящий комедиограф, но и светлый, неунывающий человек. Его и пригласил снять кино. В отличие от прежнего опыта общения, многие заметили в нем перемены. Он уединялся, не ел. Всё бывает с творческим человеком.
Учитывая театральный успех, сначала хотели использовать в картине актерский состав из спектакля. Но Вицину было уже 45, Рыбникову и Тихонову — за 30. Режиссер считал, что снимать надо о совсем молодых людях, готовых по-мальчишески выплескивать энергию. Тогда Михалков предложил другую крайность, чтобы его сын Никита сыграл ветеринара Романа. Оганесян напомнил классику: Никите Сергеевичу 16 лет и он не выглядит дипломированным специалистом. Для него придется подбирать соответствующее возрасту окружение. 16–17-летнего физика на личной «Волге» априори не может быть. Классик с доводами согласился.
Фильм решили делать совместными силами Рижской киностудии и студии имени М. Горького. Кинопробы проходили в Латвии в местечке со сложным названием Клапкалнциемс. Режиссер к пробам допускал только исполнителей, сумевших с первого раза выговорить название поселка. В конечном итоге был подобран известный нам сегодня актерский состав: Миронов, Нилов, Жариков, Кустинская, Фатеева. В Риге у фарцовщиков им купили заграничные купальники, шорты, майки, другую одежду. Оганесян поставил команде первую задачу: ехать в Крым и две недели безостановочно загорать. «Вы должны быть шоколадными, а еще лучше — черными, как семечка», — сказал постановщик. На что Миронов ответил: «Если как семечка, то надо было подбирать актеров в Университете дружбы народов».
Волконский и Паулс
Стихи для песни сочинил сам Сергей Владимирович. Правда, их нельзя назвать великими: «Ведь не любить — значит не жить. Кто даст ответ, так или нет?» Скорее всего, мэтр изначально поставил себе задачу писать проще и доступнее.
Музыку поручили человеку необычной судьбы. Композитор Андрей Волконский, представитель старинного княжеского рода, появился на свет в Женеве в 1933 году. В 1947-м его родители, воодушевленные Победой, с 15-летним сыном вернулись в СССР после 30 лет эмиграции. С Волконским дружил старший сын Михалкова, Андрей. Они были ровесниками, вместе поступили в консерваторию. Сергей Владимирович следил за творческими успехами музыканта. Когда подвернулся случай, заказал ему музыку для фильма, поставив ту же задачу: пиши по-народному, не усложняй. Мелодия действительно вышла незатейливой.
В Риге, ужиная в гостинице, Михалков и Оганесян познакомились с 24-летним ресторанным пианистом Раймондом Паулсом. Он предложил сделать на музыку разные джазовые вариации. Оркестр Главного управления по производству фильмов Эмина Хачатуряна записал много версий аранжировок. Мелодия звучит на протяжении всей ленты то в джазовой обработке, то в сольном исполнении Аиды Ведищевой в сопровождении оркестра. Отдельно ее поет под гитару Геннадий Нилов.
С нотой печали
Съемки проходили во второй половине 1962 года в Крыму, в поселке Новый Свет. Группа жила во дворце князя Голицына прямо на территории завода шампанских вин. Как рассказывают очевидцы, у каждого в номере стояло по ведру воды и ведру шампанского.
Нилов приехал на съемки с супругой. Жариков тоже прибыл с женой Валентиной Зотовой, тренером по фигурному катанию. Когда в кадре Кустинская по задаче режиссера стала заигрывать с Жариковым, Зотова из ревности бросила в Наталью бутерброд с колбасой. Съемки остановили. Оганесян удалил Валентину с площадки, но та реабилитировалась, стала готовить обеды для всей группы.
Лирические драмы на этом не завершились. Миронов влюбился в Фатееву и даже собрался жениться, несмотря на то что был младше на 8 лет. Привез ее домой, но властная мама Мария Владимировна быстро образумила 21-летнего отпрыска. Известна всем история, что, сдружившись на съемках с Фатеевой, Кустинская потом увела ее мужа космонавта Бориса Егорова.
Съемки проходили в Судаке и Алуште. В те годы в общественных местах нельзя было появляться в шортах, актеров не раз задерживала милиция и провожала в отдел. Позднее они носили с собой справки о том, что их внешний вид связан с производственной необходимостью.
В 1962 году произведения Волконского подвергли официальному запрету в СССР. Руководство требовало убрать его музыку из картины. Но Михалков был не просто поэтом, а лауреатом 3 Сталинских, 3 Государственных премий, депутатом и общественным деятелем. В конечном итоге песню не удалили из ленты. Фамилия Волконского красуется в титрах крупным шрифтом отдельно. В 1973-м, когда он уехал из страны, фильм положили на полку. Сергей Владимирович вновь надел пиджак с наградами и прошелся по кабинетам. Табу сняли.
Картине сначала присвоили 2-ю категорию. Это означало: ограниченное число копий. Но факт продажи 35 млн билетов за месяц показов заставил изменить категорию на 1-ю. Исполнители дополнительно получили по 300 рублей. Из уст в уста в советских дворах шептали: в фильме есть эротика. Мальчишки ходили в кино повторно, чтобы посмотреть на смуглых звезд в модных купальниках. Самое время радоваться. Но тут пришла трагическая новость: умер 46-летний режиссер Оганесян. Оказалось, еще накануне съемок ему поставили страшный диагноз — рак желудка. Он решил не проводить последний отрезок жизни на сеансах химиотерапии, а уйти в работу, подарить нам замечательную комедию, которая радует и сегодня.
Справочно
За месяц показа фильма «Три плюс два» в кинотеатрах страны было продано 35 млн билетов.
Еще материалы рубрики:
«И вновь продолжается бой…». Почему песню Пахмутовой и Добронравова запретили сразу после премьеры