«Увезу тебя я в тундру». Настоящая борьба развернулась за этот хит между Маликовым и советским нанайцем Бельды
Почему за хит «Увезу тебя я в тундру» развернулась настоящая борьба между Юрием Маликовым и советским нанайцем Колой Бельды? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Началось в Японии
Будущий руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов в конце 1950-х учился в вечерней музыкальной школе в Подольске по классу контрабаса. В тот период в город приехал большой симфонический оркестр Московской филармонии. Бывая на каждом концерте, юноша познакомился с коллегой контрабасистом Владимиром Михалевым. Тот предложил молодому человеку продемонстрировать свои умения. После прослушивания его приняли в оркестр, тем самым открыв дорогу в профессию.
Играя в ансамбле, Юрий окончил музыкальное училище в Москве, а потом Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу контрабаса и виолончели, где одним из его педагогов был Мстислав Ростропович.
В начале 1970-го Маликову невероятно повезло. В Японии проходила Всемирная выставка ЭКСПО, где в советском павильоне демонстрировали отечественные технические и технологические достижения. Симфонический оркестр, в котором он играл, отправили в Страну восходящего солнца для создания торжественной музыкальной атмосферы в секторе советской экспозиции.
Интересно, что изначально первые выставки длились от 3 недель до 3 месяцев. Но вскоре поняли, что мероприятие улучшает национальный имидж. К тому же прибыльно. Благодаря контрактам на демонстрирующиеся новации и промышленные товары, технику прибыль от выставки в 10 раз превышала вложения в нее каждой страны. В 1964 году в Нью-Йорке время экспозиции увеличили до 12 месяцев, чтобы с ней могли ознакомиться политики, бизнесмены, промышленники со всего мира. Выставка ЭКСПО в Японии в 1970-м проходила в течение 8 месяцев. И всё это время Маликов находился там. Получал суточные, зарплату в местной валюте. Знакомился с современной электронной музыкой и ее технической стороной. Понял, что перерос роль контрабасиста в оркестре, и решил по возвращении в Москву открывать свой вокально-инструментальный ансамбль. Для этого на собранную сумму в Токио он приобрел 15 ящиков с электронными музыкальными инструментами и аппаратурой.
В Японию в дни выставки приехала советская делегация деятелей культуры. Юрий познакомился с композитором Марком Фрадкиным, рассказал о своих планах и попросил написать что-то зажигательное. Хоть маэстро был приверженцем неторопливой классической эстрадной песни на манер «Течет река Волга», пообещал попробовать.
Сперва шло гладко
По приезде в Москву Юрий начал подбор музыкантов в свою группу. Когда состав определили, позвонил Фрадкину. Оказалось, что вместе с поэтом Михаилом Пляцковским он уже написал песню: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю. Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним, ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю». При встрече композитор повторял, что это, конечно, авантюра. К молодежным ВИА относились тогда сдержанно, считая их западным веянием. Песню могли вообще запретить. Поэтому Маликову было поставлено условие: произведение отдается для исполнения не только ему, но и знаменитому тогда эстрадному дуэту — Борису Кузнецову и Льву Полосину. Так песня точно не канет в Лету. На том и порешили.
Еще в Японии Юрий сдружился с режиссером радиопередачи «С добрым утром!» Екатериной Тархановой, которая делала там репортажи. Она познакомила музыканта с главным редактором Эрой Куденко. Песня ансамбля приглянулась. 8 августа 1971 года в эфир вышла целая программа, посвященная коллективу, где на сладкое прозвучала «Увезу тебя я в тундру».
Любопытно, что группу слушателям представили просто: «Коллектив Юрия Маликова». Радиоведущая предложила аудитории прислать свои варианты названия ВИА. Конечно, был фурор, пришли мешки писем. В песне есть строчка «Сколько хочешь самоцветов, мы с тобою соберем». Слушатели просили назвать команду «Самоцветы». Так и сделали. После успеха на радио ребята подали заявку на участие в телеконкурсе «Песня-72», естественно, с хитом о Севере. Но их ждал неожиданный удар.
Опасный конкурент
В квартире Фрадкина раздался телефонный звонок. На проводе была министр культуры Екатерина Фурцева. Она в лоб спросила: «Маликов у нас кто? Чукча? Нанаец?» И продолжила: «На «Песне-72» «Увезу тебя я в тундру» должен исполнять Кола Бельды. Он на эстраде представляет народы Севера и никто другой». К слову, Кола никогда не ездил на Крайний Север, а был нанайцем с Амура. В 1957 году он стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. На него обратили внимание идеологи, Фурцева, Сергей Михалков. Он сразу переехал из провинции в Москву и устроился в Москонцерт. Стал олицетворением малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Желая продемонстрировать всему миру многообразие национальностей в СССР, ему не ограничивали, а, напротив, устраивали гастроли в западных странах. Он объездил весь свет, знакомя мир с культурой, неизвестной западной публике. С одной стороны — экзотика, с другой — права на выезд, как у Большого театра. Своеобразная гордость страны. Его поклонниками становились мэры европейских городов, коллеги-певцы, политики. От императора Эфиопии советский нанаец получил орден.
Маликову от этого было не легче. Он одновременно находился в растерянности и ярости. Возможно, поэтому во время выступления на «Песне-72» произошел конфуз. Кола Бельды, исполняя хит, решил перепрыгнуть от одного микрофона к другому. В этот момент выключилась фонограмма, и он оказался в дурацком положении. Ходили слухи, что звукорежиссером концерта был друг Юрия и всё это подстроил. Но факт остался недоказанным. А Бельды стал лауреатом. Очевидно, что победу заказали сверху. Тем не менее телевидение сделало свое дело. Хит начали ассоциировать с ним. Борьба продолжалась. В 1973 году он и группа «Самоцветы» одновременно выпустили пластинки с песней.
Маликов для восстановления справедливости привлек авторитетных исполнителей — Магомаева и Кобзона. С ними побывал на приеме у Фурцевой. Екатерина Алексеевна сказала: «Пусть попробуют побороться с Бельды». 1 января 1974 года во время трансляции «Песни-74» «Самоцветы» исполнили хит. Произошел беспрецедентный случай. Песня во второй раз получила лауреатство. Но Бельды и Фурцева не дремали. Колу с той же композицией отправили в Польшу. На Международном фестивале песни в Сопоте он тоже получил лауреатство и вторую премию в главном конкурсе, а это престижнее «Песни года».
Со временем кроме произведения о севере у «Самоцветов» появились мелодии, ставшие визитной карточкой группы. Гнев Маликова сменился любопытством. Он побывал на концерте Колы, где группа исполняла сложную этническую музыку на джазовой основе. Бельды пел на 10 разных языках. Юрий понял, что имеет дело с настоящим музыкантом. И решил отпустить ситуацию со спорным хитом. Еще в советские годы его стал исполнять Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды академический ансамбль имени А. В. Александрова, народный ансамбль песни и танца Коми АССР и другие.
Еще материалы рубрики:
Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой
«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»
Смотрите также: