Снимая фильм «Соломенная шляпка», режиссер балагурил, думая, что делает однодневку
Снимая фильм, режиссер балагурил, думая, что делает однодневку. Любовь зрителей к ленте стала для него неожиданностью. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Казалось, повесу и ловеласа Леонидаса Фадинара никто не заставит жениться. Но дочь провинциального зажиточного садовода Нонанкура оказалась исключением. Свадебные торжества состоятся вот-вот! Однако случается непредвиденное: лошадь Леонидаса съедает соломенную шляпку незнакомки мадам Бопертюи. Скандальная дама отказывается покидать его дом, пока Леонидас не предоставит ей точно такой же головной убор взамен съеденного. Из-за этого конфуза свадьба на грани срыва…
План: отдохнуть на работе
Режиссер Леонид Квинихидзе родился в Ленинграде в семье человека-легенды Александра Файнциммера, в 1929 году снявшего фильм «Отель «Савой», в 1942-м — ленту «Котовский». В конце 1970-х страна засматривалась его детективами «Трактир на Пятницкой», «Прощальная гастроль «Артиста» и другими. Поступая во ВГИК, Леонид не хотел оставаться в тени своего знаменитого отца. Взял фамилию матери-грузинки. В начале карьеры он снял четыре серьезные драмы, основанные на хорошем литературном материале. На последнюю — «Крах инженера Гарина» по роману Алексея Толстого — обрушился такой шквал критики, что молодой режиссер едва смог выбраться из-под обломков своего эго. Он понял: второй такой атаки не переживет. Из профессии Леонид уходить не хотел. Просто решил отдохнуть, взявшись снимать безделицу. Водевиль «Соломенная шляпка» написан в 1851 году в Париже драматургами Эженом Лабишем и Марком Мишелем. Квинихидзе адаптировал их произведение для кино, получился сценарий. Конечно, план рабoтать играючи, без конфликтов и форс-мажоров подразумевал наличие на площадке команды надежных, понимающих друг друга людей. Съемочную группу режиссер набрал из специалистов, проверенных на прежних картинах. А в качестве исполнителей главных ролей пригласил тех, с кем его связывала многолетняя дружба.
Первая роль Боярского
Вoплотить oбраз Леонидаса Фадинара предлoжили Олегу Борисову. Он сыграл инженера Гарина в прежней ленте режиссера. Образовался хороший творческий альянс. Но внезапно актер заболел, ему требовалось длительное лечение. Тогда возникла кандидатура Андрея Миронова на главную роль. Можно предположить, что не случись этого, фильм не стал бы столь знаменит. Олег Борисов — прекрасный драматический актер, но уж точно не комедиант. Да и обаяние у него отрицательное, с ноткой тоски. Миронов же, пластичный, поющий, влюбляющий в себя окружающих, подходил как нельзя лучше. Людмила Гурченко, сыгравшая хозяйку шляпного магазина, потом вспоминала: «Мы собрались, чтобы обрамлять гениального Андрюшу, и у нас это получилось».
Михаилу Козакову досталась роль виконта де Розальба, автора романсов. Это не главный персонаж. Актер изрядно похулиганил на съемках, но в процессе отбора исполнителей никто не знал о его уморительном плане.
Именно в этой картине Алиса Фрейндлих впервые предстала в кино в комедийнoй легковеснoй роли баронессы де Шампеньи, устроительницы музыкального вечера. Ранее на экране зрители видели ее только в драматических образах. Когда смотришь более поздние комедийные киноработы актрисы, не оставляет мысль, что они родом из «Соломенной шляпки». Фрейндлих словно открыла одну из собственных граней.
Наш земляк Зиновий Гердт перевoплотился в месье Тардиво, курьера шляпного магазина. Вообще, в команде оказалась обойма великих и признанных. В роли месье Бопертюи, ревнивого мужа, смешил всю съемочную группу, а потом и зрителей Ефим Копелян, совсем не комедиант. Его экранную жену, потерявшую шляпку, сыграла Екатерина Васильева. У актрисы тогда был роман с драматургом Михаилом Рощиным. Он приехал с ней на съемки. Увидев его, Квинихидзе решил занять литератора: предложил эпизодическую роль фонарщика. Как у Екатерины Васильевой в жизни, так и у ее персонажа в кино был любовник лейтенант Эмиль Тавернье («бешеный африканец»). Его сыграл Игорь Кваша.
Если не брать в расчет несколько незначительных эпизодов в студенческие годы, то роль синьора Нинарди, итальянского певца, — дебют Михаила Боярского в кино. Как рассказывал актер, он тогда был жгучим брюнетом с длинными густыми волосами, носил модные пышные усы и вполне походил на итальянца. Его отец — актер Сергей Боярский — приятельствовал с режиссером и попросил взять сына в картину.
Игра без правил
Съемки проходили в интерьерах старинного петербургского здания. В нем находился Дом литераторов. Побывала группа и в Петергофе. Городские сцены на улицах снимали в Тарту (Эстония).
В данном проекте, вопреки законам кинопроизводства, в отношении игры актеров Квинихидзе выработал главное правило: никаких правил. Исполнители могли импровизировать как хотели, главное — соблюдать сюжетную канву. От реплик в сценарии не осталось почти ничего. Миронов менял слова на ходу, находил более точные, острые, смешные. Не отставали и коллеги. Михаил Козаков сделал своего персонажа, скажем так, человеком нетрадиционных мечтаний. Он говорил высоким голосом, не выговаривал твердые гласные и сладкоголосо рассказывал о юном пастушке с розовыми щеками на зеленом лужке с бегающими коровками. Режиссеру твердили, что за такие намеки фильм положат на полку. Он отвечал: «Пускай». Импровизировали все, включая Гердта и Копеляна. После каждого дубля присутствовавшие давились от смеха. Атмосфера была потрясающей: шалили, отрывались и чувствовали себя счастливыми, а это значит, что план Квинихидзе превратить работу в отдых осуществился. Правда, команда полагала, что снимает однодневку, которую быстро забудет зритель. Кто же мог подумать, что, похохмив, реально сделать картину, которую через 50 лет будут ежегодно показывать по праздникам на многих телеканалах.
Существенную роль в успехе сыграли песни Исаака Шварца на слова Булата Окуджавы. Для «Женюсь», где персонаж Миронова перечисляет бывших подружек, имена Булат Шалвович позаимствовал у Александра Дюма. Клички лошадей в завещании Портоса отчасти совпадают со списком, прозвучавшим в песне: Гризетта, Лизетта, Мюзетта и прочие.
Премьера состоялась по первой программе ЦТ СССР 4 января 1975 года. Зрители остались довольны. Oдин из них — Эльдар Рязанов — увидев гротеск и каскад Миронова и Гурченко, передумал брать их на главные роли в свою новую картину «Ирония судьбы, или С легким паром!».
После прежних фильмов, на которые Квинихидзе потратил массу сил и здоровья, в СМИ его не щадили. Это кино, сделанное непринужденно, в газетах, наoбoрoт, хвалили и умасливали. Писали, что Квинихидзе изобрел жанр, превзошедший американский мюзикл, называли новатором, отмечали художественные приемы, которые никем, кроме него, не освоены. Словом, после такого фурора душа режиссера детективов и драм содрогнулась. Разовая акция — съемки водевиля — стала амплуа мастера на всю оставшуюся жизнь. Благодаря этому мы познакомились с его фильмами «Небесные ласточки» (1976), «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) и другими памятными картинами.
Еще материалы рубрики:
С «Чучелом» к Андропову. На что пришлось пойти Ролану Быкову, добиваясь проката своего фильма
«Усатый нянь». После выхода на экраны этого фильма актера Сергея Проханова встречали, как космонавта
Почему Елену Проклову во время съемок фильма «Звонят, откройте дверь» довели до слез
Почему Людмила Гурченко отказалась от съемок в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»