1200 90

Станции находятся не глубже 17 м. Любопытные факты из истории минского метро

В Минске готова к запуску одна из самых совершенных на постсоветском пространстве веток метрополитена. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Как выглядят 4 новые станции третьей линии метро в МинскеКак выглядят 4 новые станции третьей линии метро в Минске

Вот и наступил долгожданный момент. В столице вводятся в эксплуатацию четыре станции первой очереди третьей линии метро. Напомним основные вехи и наиболее любопытные факты летописи строительства Московской и Автозаводской веток, а также назовем кардинальные отличия новой, названной Зеленолужской.

Немного предыстории. Постановление о возведении метро в Минске было принято Советом Министров СССР 4 февраля 1977 года, 3 мая на будущей станции «Парк Челюскинцев» началась разработка котлована, 16 июня была торжественно забита первая свая, а 4 ноября на той же площадке стартовала проходка тоннеля. Подземка в столице БССР стала девятой на территории страны. До Великой Отечественной войны она была только в Москве. После этого появилась в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977) и Ереване (1981).

17

Московская

Метростроевцам понадобилось семь лет, чтобы построить первую ветку метро. Она проходила под нынешним пр. Независимости. При сооружении не было снесено ни одно здание вдоль этой магистрали. Правда, для автомобилистов стройка стала настоящим испытанием: проспект на три года закрыли для всех видов транспорта. Объезжали его по дублирующим улицам. Первый пробный рейс электропоезда по Московской линии состоялся 25 марта 1984 года, пассажирами стали метростроевцы. А регулярное движение составов началось 29 июня. Линия протяженностью 7,84 км включала восемь станций — от «Института культуры» до «Московской» — и электродепо с аналогичным названием.

7 3Эксплуатация подземки выявила необходимость ее продления. И с 1986 по 2014 год введено в строй еще семь станций общей протяженностью участков 11,37 км. Последними на Московской линии построили станции «Петровщина» и «Малиновка». 1 сентября 2002 года по ней начали курсировать пятивагонные составы.

Каждая станция этой ветки метро имела свой продуманный дизайн, который чаще всего был обусловлен ее месторасположением, названием или конкретным историческим событием. Исключением стал только «Парк Челюскинцев». Петр Машеров предлагал оформить станцию в память о трагедии в Хатыни. Однако в Москве его идею посчитали слишком мрачной и выбрали тему «Времена года». Но за месяц до сдачи в Госплане СССР приняли решение об отмене предложенной темы оформления. Только что именно нужно менять, чиновники не сообщили. С тех пор «Парк Челюскинцев» явно уступает оригинальному оформлению остальных станций.

park chelyuskintsevАвтозаводская

В 1985-м было начато строительство первого участка второй линии — от станции «Тракторный завод» до «Фрунзенской» — протяженностью 6,12 км. Четыре года спустя в эксплуатацию принято шесть станций Автозаводской линии. Между «Купаловской» и «Октябрьской» соорудили пересадочный узел, соединивший обе ветки подземки. В последующие годы в строй введено еще восемь станционных комплексов общей протяженностью участков 12,19 км. В 2003-м запущено в работу электродепо «Могилевское».

Отличительной особенностью метро Минска стала небольшая глубина заложения большинства станций. Это было обусловлено экономией средств, а также высоким уровнем подъема грунтовых вод. Поэтому сооружались они буквально под земной поверхностью, на глубине от 10 до 17 м. Нередко строительство сопровождалось плывунами. Немало трудностей создавали и инженерные коммуникации. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль столицы, особенно ее исторической части, прокладку тоннелей и возведение станций пришлось вести с высочайшей степенью надежности и точности. Проходка всех тоннелей на Автозаводской, как и на Московской ветке, велась только немеханизированными щитами.

станция метро Каменная горкаНесмотря на серьезные сложности при строительстве, метро было принято в эксплуатацию с общей оценкой «отлично». Пассажиры оставили сотни благодарностей в Книге отзывов и предложений. В метро люди ощущали себя словно в подземном дворце. Каждая станция имела свой неповторимый архитектурный облик.

С пуском подземки в Минске разрешилась давно назревшая транспортная проблема. Еще в бытность СССР в городе располагалось около 150 крупных предприятий. Наземному общественному транспорту было сложно решать вопросы сообщения. С момента пуска метро ситуация разрешилась. Оно стало самым популярным, мобильным и безопасным видом общественного транспорта. Только за первый год услугами подземки воспользовались свыше 80 млн пассажиров.

Зеленолужская

Третья линия протяженностью 17,2 км с 14 станциями свяжет Зеленый Луг с Курасовщиной. В ее первую очередь вошли четыре станции — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь». Две из них пересадочные: «Юбилейная площадь» с «Фрунзенской» и «Вокзальная» с «Площадью Ленина». Подготовительные работы по строительству Зеленолужской линии начали летом 2013-го.

Pavel Rusak 65 of 76 kopiya 1

Через два года «Минскметрострой» закупил механизированный тоннелепроходческий комплекс французской фирмы GSM Bessac. В феврале 2016-го он стартовал с «Вокзальной» в направлении «Юбилейной площади». Параметры и характеристики этого оборудования, получившего имя «Алеся», разительно отличаются от немеханизированных щитов. Длина его 92 м, вес — 550 т, диаметр — 6 м. Выработка у «Алеси» в 4–5 раз больше, до 15 м в сутки. А главное, все процессы в щите автоматизированы, проходчики практически не контактируют с открытым забоем, что значительно облегчает их труд и делает его безопасным.

Зеленолужская линия кардинально отличается от уже действующих. Здесь находится самая глубокая по залеганию станция — «Юбилейная площадь» (30 м). На «Вокзальной» сооружен первый наземный вестибюль, здесь же и самый широкий перрон (16 м). На этой ветке использован и ряд инновационных систем, не применявшихся ранее в подземке. Все технологические процессы будут полностью автоматизированы. Информация с приборов и датчиков со станций станет поступать в новый инженерный корпус. В нем разместятся специалисты, которые начнут обслуживать не только третью, но в перспективе и четвертую ветку метро. В числе наиболее приметных ноу-хау Зеленолужской линии двери автоматические станционные (ДАС), или защитные экраны, которые должны полностью обезопасить пассажиров от падения на рельсы. На пешеходных переходах с первой и второй линий на третью смонтированы траволаторы, так называемые бегущие дорожки. На Зеленолужской будут задействованы и новые электрички, произведенные на предприятии «Штадлер Минск». Ход их плавный и бесшумный, в них можно передвигаться во время движения по всему составу. Кузов — из алюминиевых сплавов, срок службы — 50 лет. Электрички оснащены автоведением, что значительно упростит деятельность машиниста, за которым останутся только функции контроля.

Pavel Rusak 15 of 76 kopiya 1Читайте также:

Использовали более 50 км кабелей и около 30 тыс. светильников. Зеленолужская линия метро готова к запуску

У метрополитеновцев Зеленолужская уже снискала название «линия-автомат». Оценили неординарное оформление новых станций

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Акцию «Марафон единства» встречает Могилёв. Что в программе

Республиканская общественно-культурная акция «Марафон единства» пройдет 22–23 ноября в Могилёве, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

25 10 2024 politika ne skuchnaya ne lekcziya marafon edinstva malinovskaya37

Вот уже два месяца «Марафон единства» шагает по стране, и программа форума в Могилёве обещает быть не менее масштабной в сравнении с другими городами.

Сегодня приглашенные блогеры, творческие коллективы из Гродненской и Минской областей побывают на экскурсии на крупнейших местных предприятиях. Для учащихся технологического колледжа и колледжа строительства традиционную «НЕскучную НЕлекцию» проведет заместитель министра образования Екатерина Петруцкая. В Могилёвской детской школе искусств № 1 им. И. М. Лученка пройдет мастер-класс артистов Президентского оркестра. Также состоится награждение победителей конкурса рисунка и откровенный разговор «Моя жизнь. Мой путь. Мой Президент» с доктором педагогических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Александром Радьковым и генеральным директором Нацбиблиотеки, председателем правления РГОО «Белорусское общество «Знание» Вадимом Гигиным.

Кроме того, откроются сразу несколько выставок: «Со знаком качества», «Беларусь. Взлет», «Книги в дар Президенту», передвижная экспозиция Музея истории Великой Отечественной войны.

Утром 23 ноября в торжественной обстановке пройдет открытие арт-объекта «Будущее Беларуси в твоих руках». В полдень всех желающих приглашают на «Знаковую встречу» с участием известных гостей в ТЦ «Атриум».

На площадке перед Ледовым дворцом будут работать фуд-траки, где можно полакомиться вкусной едой и горячими напитками. Заранее прошедшие регистрацию команды смогут принять участие в традиционном квесте БРСМ «Это все мое родное». Кульминацией программы марафона в Могилёве станет концерт «Время выбрало нас».

Лукашенко встречается со студентами вузов гуманитарного профиля в МГЛУ 22 ноября

Глава государства Александр Лукашенко проводит встречу со студентами вузов гуманитарного профиля в формате «Открытый микрофон с Президентом» в Минском государственном лингвистическом университете 22 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

000019 1732259570 677362 big

Помимо студентов вышеуказанного вуза, на мероприятие также приглашены представители профессорско-преподавательского состава, студенты, магистранты других учреждений образования. Среди них — Академия управления при Президенте, БГУ, БГЭУ, БГПУ, Международный университет «МИТСО».

Фото БЕЛТА