Убийство на дуэли, восстание против монархии: не все главы Минской губернии имели безупречную репутацию
О главах Минской губернии — подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Начали с доносов
После второго раздела Речи Посполитой и присоединения земель современной Беларуси к России 23 апреля 1793 года Екатерина II издала указ об учреждении Минской губернии. В нее вошли 13 уездов: Бобруйский, Борисовский, Вилейский, Давид-Городокский, Дисненский, Докшицкий, Игуменский, Минский, Мозырский, Несвижский, Пинский, Поставский и Слуцкий.
До революции 1917-го в течение почти 130 лет территориально-административную единицу часто возглавляли диаметрально противоположные люди: от честных порядочных граждан, военных до повес, картежников и самовлюбленных модников. Самое время выборочно вспомнить о некоторых из них.
Первым губернатором стал Тимофей Иванович Тутолмин. До 35 лет он успел принять участие в войнах с Пруссией, Турцией. Как командир нанес удар по войску Емельяна Пугачёва. Судя по воспоминаниям очевидцев, воин был храбрейший. Фельдмаршал Пётр Румянцев рекомендовал его в Москве императрице для дальнейшей гражданской службы. Он в разное время губернаторствовал в Твери, Архангельске, а закончил свой путь в должности московского военного губернатора.
С 1793 года Тутолмин возглавлял Минскую губернию. Правда, после смерти императрицы Екатерины II на престол вступил ее сын, Павел I. Губернии велел именовать наместничествами. Соответственно, прислал наместника Ивана Николаевича Неплюева, а Тутолмина не отозвал. Образовалось некоторое двоевластие. Про Неплюева писали: «Человек ограниченного ума, но хитрый. Всегда напудрен. Мурашки не стряхнет без лайковой перчатки». В общем, кто-то, а есть повод думать, что именно он, написал на Тутолмина донос Павлу I.
В результате бравый вояка полтора года провел в Петропавловской крепости. Доказать ничего не смогли. Вернули чины и награды.
Через год наместничествам вернули прежние наименования — губернии. Минскую возглавил Захарий Яковлевич Корнеев. Его считают первым гражданским губернатором. Он пробыл на этом посту 10 лет. Губернаторский сад (ныне парк имени М. Горького) основали с его легкой руки. Этот зеленый оазис радует нас и сегодня. Участок Московско-Венского почтового тракта при его попечении перепланировали и перестроили в центральную улицу, назвав в его честь Захарьевской. Тщеславие было свойственно не только советским партийным деятелям. Сейчас это проспект Независимости. Также утвердили первый генплан строительства города. Начали и создание водопровода.
Погубило золото
В 1812–1815 годах пост губернатора занимал Павел Михайлович Добринский. Позже чиновника разжаловали, обвинили во взяточничестве и предали суду.
Викентий Иванович Гечан-Гечевич, севший в губернаторское кресло в 1818-м, был склонен к кумовству. Всеми поветами губернии управляли его родственники. Правда, два его сына в 1831 году участвовали в восстании по разные стороны баррикад, и Викентий Иванович вынужденно покинул пост.
Еще один интересный персонаж — Сергей Иванович Давыдов. Руководил губернией в 1835–1838 годах. Добрая душа, ленивец, он спихивал решения всех вопросов на подчиненных. В случае ошибки в исполнении говорил, что не распоряжался на сей счет. Давыдову повезло: в бытность его правления городским головой Минска был итальянец, купец Леопольд Дельпаце. Он организовал полноценную пожарную команду, работу по высадке деревьев на пустыре, который позже станет Александровским сквером (у входа построят часовню Александра Невского, отсюда и название). А еще он купил у мецената-коллекционера Юрия Кобылинского дом, где сейчас расположена Художественная галерея Михаила Савицкого (площадь Свободы, 15). На втором этаже поселился сам, на первом заседало Минское дворянское депутатское собрание.
Николай Васильевич Сушков руководил губернией с 1838 по 1841 год. Его призванием была литература. Человек горячего нрава: до появления в Минске убил на дуэли сына боярина, отбыл срок в тюрьме, потом якобы пришел к глубокой религиозности, за что его амнистировали. Чего только не бывало…
Через 2 года, после ухода с должности Сушкова, пост занял Алексей Васильевич Семёнов — участник Отечественной войны 1812 года. Служба в гвардии сблизила его с либерально мыслящими офицерами, входившими после возвращения из военных походов в законспирированный кружок. Так Семёнов стал декабристом. В конце марта 1826 года он был арестован. Следствие длилось долго. Дело шло к расстрелу. В итоге по решению Николая I его освободили с оправдательным аттестатом.
На фоне губернаторов в середине XIX века были интересны и предводители местного дворянства. Один из таких — Леон Ошторп. На собственные средства открыл Кальварийское кладбище и каплицу. Однако отзывались о нем, как о развратнике. В частности, это утверждал общественный деятель Эдвард Войнилович. Погиб Леон, переезжая реку Птичь: мост не выдержал тяжести кареты. Дочери выжили, а он умер от удара головой о сундук с золотом.
Успешный тандем
Андрей Львович Кожевников еще один губернатор-декабрист. Участвовал в восстании. Во время присяги Николаю I из галереи казарм крикнул батальону: «Кому и зачем присягаете?» 14 декабря 1825-го был арестован, заключен в Петропавловскую крепость. Через 6 месяцев переведен в сибирские гарнизоны, подальше от глаз. Кресло минского губернатора занял в 1862 году, когда помудрел.
За чистоту и гигиену ратовал Валерий Иванович Чарыков. Губернатор был сторонником европейского подхода к технике, культуре, медицине. В Минске и губернии построил рекордное число бань во избежание эпидемий.
Николай Николаевич Трубецкой находился во главе нашего региона 16 лет: с 1886 по 1902 год. Почти всё время его правления городским головой столицы был Кароль Ян Александр Гуттен-Чапский. Первая конка — прообраз трамвая, телефонная станция, городской театр (сейчас — Национальный театр имени Я. Купалы), пивоваренный завод «Богемия» — всё это появилось благодаря тандему Трубецкого и Чапского.
Делать вид, что губернатора Павла Григорьевича Курлова и так называемого курловского расстрела не было в истории, — несерьезно. Губернаторство его пришлось на время революционных волнений 1905 года. 18 октября на Привокзальной площади собрался народ. Агитаторы призывали свергнуть монархию, началась стрельба. 80 человек погибли, 300 были ранены. Есть две версии того, почему началась стрельба. Согласно первой, было распоряжение Курлова. По второй, в толпе напали на караульных, завязалась потасовка и хаотическая стрельба. А ведь губернатор вышел к протестующим. Говорят, был сторонником превентивных мер, без крови. Но в истории надолго остался палачом трудового народа.
Правление Алексея Фёдоровича Гирса пришлось на годы Первой мировой. С супругой он отдал свой дом (площадь Свободы, 7) под больницу. На втором этаже оборудовали палаты с операционными. На первом жил персонал. После октябрьских событий 1917-го Гирс успел бежать в Европу с семьей, как и последний дореволюционный губернатор Минска 36-летний Владимир Андреевич Друцкой-Соколинский.
Еще материалы рубрики:
Он признался в 33 страшных преступлениях. История первого в СССР серийного убийцы