Ужастики, любовные драмы, боевики… На что чернобыльская катастрофа вдохновляет кинематографистов
Массив снятых за 36 лет кинолент, где сюжет так или иначе связан с чернобыльской аварией, поражает воображение своим содержанием. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сестрам по серьгам
У каждого, кто жил в 1980-е, свои воспоминания о Чернобыле. Например, полковник внутренних войск МВД СССР Александр Шаренда, побывавший в Припяти в гуще событий в первые недели после катастрофы, выйдя на пенсию, работал начальником оружейного цеха «Беларусьфильма». Он знал, что получил дозу облучения, и оставшуюся жизнь тратил средства на импортные лекарства и операции.
Актеры одного из белорусских театров в мае 1986 года целый месяц находились на гастролях в Чернигове (86 км от Чернобыля). Оттуда каждый вечер отправлялись с выездными спектаклями в 30-километровую зону, выступая перед ликвидаторами. Ничего особенного за окнами автобуса не происходило. Проезжая мимо домов, где были открыты форточки и сушилось белье на балконах, они только спустя время с ужасом поняли: тут никто не живет, всех эвакуировали. И только потом обратили внимание на то, что стена леса поодаль обрела красный цвет. Но никто не ощущал на себе воздействия невидимой убийственной радиации. Только к концу мая все члены труппы загорели так, будто год провели в Южной Африке. Правда, оттенок загара был земляного цвета. А в скором времени у многих, кто побывал в том туре, начали обнаруживать онкологические и прочие заболевания.
Разумеется, все перечисленные эпизоды касались лишь регионов СССР в зоне досягаемости распространения радиации. Жившие за много тысяч километров от трагедии или вовсе не появившиеся на свет до этих событий могут знать о деталях случившегося из документалистики, книг и кино. Последнее все чаще начинают воспринимать за подлинные свидетельства, забывая, что в основе любого фильма — художественный вымысел. Сегодня, в эпоху поверхностного восприятия огромного массива информации, определенные слои зрителей вновь делают выводы об исторических событиях, посмотрев кино. Например, на фильм «Брама» (2017), в котором по сюжету в зоне отчуждения в районе Чернобыльской АЭС живет баба Прися. Она гоняется за фантастическими тварями, болтает с русалками, не брезгует галлюциногенными грибами. Еще известно, что она давно на свете и в годы войны собственноручно зарезала 12 нацистов! Доверчивые зрители откажутся от купленного тура в чернобыльскую зону, узнав из ленты, что там творится. Кому охота встречаться лицом к лицу с упырями?..
Для других, узнающих сермяжную правду из кино, станет новостью, что в 2009 году в Припяти побывал сам Жан-Клод Ван Дамм. Об этом фильм «Универсальный солдат 3: Возрождение». Террорист захватил АЭС, удерживает там детей высокопоставленного чиновника и грозит устроить планетарный апокалипсис. Тут-то и прибывает прямо с небес старина Жан-Клод в бронежилете и с винтовкой. Понятное дело, у террориста никаких шансов, мир спасен. Словом, та еще развесистая «клюква».
Вообще, Чернобыль — благодатная почва для создания фильмов ужасов и псевдодокументалки. Хотя есть и другие жанры. Ленты о Чернобыле можно поделить на несколько категорий. Существуют картины, авторы которых пытались переосмыслить случившееся и рассказать правду. Кто-то косвенно использовал тему Чернобыля, чтобы рассказать свою вымышленную историю. Как уже ясно, отдельное место в списке занимают фильмы в жанре фантастики. В конце концов, почему бы и нет?!
Не может быть
Например, заокеанский фильм «Запретная зона» (2012), снятый по американским меркам за рекордно низкий бюджет — 1 млн долларов — собрал в прокате 38,4 млн! Не зря кино считается одним из самых прибыльных бизнесов, если у кинопроизводителя есть доступ к мировому прокату. В картине группа американских туристов отправляется в путешествие по зоне отчуждения и сталкивается с человекоподобными существами, пожирающими их! Для любителей вздрагивать во сне в ленте есть и собаки-оборотни, и бегающий по лестницам многоэтажки медведь. Страхи на любой вкус!
Еще одна картина, в создании которой приняли участие кинематографисты США, — «После Чернобыля» (2021). Это то самое псевдодокументальное кино: снято в репортажной манере, с плеча, без стабилизации изображения, или, как говорят, «трясущейся камерой». За 10 лет до событий, разворачивающихся в ленте, американские туристы попадают в зону отчуждения. Сотрудники МЧС находят видеокамеру, которой запечатлены подробности, происходившие с героями. Тут и призраки погибших чернобыльцев, и загадочные чудовища… — все указывает на то, что зона не такая уж опустошенная и кишат в ней не только зараженные радиацией жуки и жабы.
В российском фильме 2014 года «Чернобыль. Зона отчуждения» пришедший исправить неполадки со связью представитель интернет-провайдера крадет у группы друзей из сейфа крупную сумму. Преследуя его, приятели перемещаются во времени и оказываются в районе Чернобыльской АЭС в 1986-м еще до аварии. Забавно, что героям удается изменить будущее. По их возвращении в 2013 год выясняется: авария на АЭС случилась не в СССР, а в США. Советский союз не развалился, а процветает. Сериал имел высокий рейтинг, авторы сняли второй сезон, где герои попадают не только в 1986 год, но и 1956-й. Далее создатели выпустили не очередную порцию серий, а полнометражный фильм, завершающий трилогию, в котором ребята, конечно, спасают мир.
Вполне возможно
В 2006 году вышла удивительно трогательная картина «Аврора» о талантливой девочке-танцовщице, будущее которой оказалось перечеркнутым в результате облучения после взрыва реактора. Аврору увозят на лечение в американскую клинику, и там она знакомится со своим кумиром, балетмейстером Астаховым, пресытившимся успехом. Глядя на умирающего ребенка, он переосмысливает отношение к жизни и пытается помочь. Кино отличное, но про Чернобыль в повествовании быстро забыли. Он стал косвенным поводом для дальнейшего сюжета.
А вот и белорусский фильм «Рейнджер из атомной зоны» (1999). Если учесть, что картина снималась в эпоху плачевного состояния кинопроизводства, ее можно причислить к очень успешным лентам своего времени. В сюжете нет монстров и мистики, зато есть бывший капитан атомной подводной лодки по кличке Барсук (Алексей Кравченко). В зоне отчуждения он на пару с местным участковым вступает в бой с бандой торговцев брошенной техникой, радиоактивным лесом и наркотиками. На оставленных людьми территориях и правда орудовали мародеры и прочие нарушители закона, поэтому сюжет картины вызывает доверие.
В 2008 году белорусский актер Игорь Сигов исполнил главную роль (Николай Калугин) в короткометражном художественном фильме «Дверь» (The Door, Ирландия). По сюжету после аварии семью героя эвакуируют. Дочь Калугина умирает. Согласно некой старой традиции семьи, девочка должна во время похорон лежать на снятой с петель двери собственного дома. Герой Сигова возвращается в Припять за этой дверью. Есть основания считать, что история, рассказанная в ленте, реальна. В 2010 году кино номинировали на премию «Оскар» в категории «Лучший игровой короткометражный фильм». Игорь съездил в Голливуд. Фильм премию не получил, но событие запомнилось.
Стоит обратить внимание и на картину «Земля забвения» (2011). В ее создании принимали участие несколько стран, включая Германию и Францию. Днем 26 апреля 1986 года у действующих лиц свадьба в самом разгаре, и вдруг жениха, работающего на АЭС, немедленно вызывают на службу. Герою не ясно, что часы его сочтены, а зрители знают об этом. В этом есть интрига. Авария произошла ночью, и все сотрудники станции уже знали о ЧП. Тем не менее лента достойная. В ней скорбь по погибшим, разрушенному счастью, распавшимся семьям. Рассказ о личных последствиях аварии для тысяч людей. Зачем выдумывать монстров, когда есть чудовищная реальность?
Ближе к истине
Одним из самых подлинных фильмов о чернобыльской трагедии на сегодня считается советско-американская картина 1991 года «Чернобыль: Последнее предупреждение». В СССР в ту пору перестали что-либо скрывать. Гласность достигла своего максимума в предлагаемых обстоятельствах, поэтому кинематографисты попытались последовательно восстановить все события катастрофы. Это у них получилось. Правда, и в этой картине есть пробелы, но они связаны с тем, что тогда еще не все мемуары были опубликованы, не все свидетели окончательно высказались. Только по этой причине в фильме есть недосказанность. Нет в ней и выводов, как такое могло случиться. Это с лихвой восполнили 30 лет спустя в американо-британском сериале «Чернобыль» (2019). Вот уж впрямь фильм-документ, почти сразу ставший культовым, несмотря на мелкие недочеты, которые не раз обсуждались: советский министр перемещается в окружении автоматчиков, шахтер афроамериканец в Донецке и прочее. Одно из основных достоинств ленты — беспристрастный анализ причин случившегося, развернувшийся в финальной серии. Авторы произнесли ту правду, которую выкристаллизовало время: круговая порука, страх доложить наверх о недостатках в работе. Лента дорога и тем, что одна из центральных линий рассказывает о судьбе белоруса Василия Игнатенко, пожарный расчет которого выехал на станцию в ту злополучную ночь.
Другая картина, не менее правдивая и эмоциональная, хоть и с гораздо меньшим бюджетом, — «Мотыльки» (2013). Авторы явно собирали свидетельства жителей Припяти о тех событиях. Например, в фильме есть сцена, где рассказывается, как женщина, эвакуируясь, пыталась вывезти из зараженного города тело своего покойного мужа, чтобы похоронить там, где можно будет посещать могилу. В основе фабулы лежит история двух влюбленных, которые всю картину стремятся навстречу друг другу.
Некоторые создатели лент на заданную тему не утруждают себя мозговыми штурмами, выдумывая названия. В 2021 и 2022 годах в России вышло сразу два фильма с одинаковым названием «Чернобыль». Первый — полнометражный Даниила Козловского, где сам режиссер исполнил главную роль, пожарного. Картина не выглядела бы такой слабой, если бы не появилась почти сразу после американо-британского сериала. На его фоне кино Даниила кажется выдумкой юных кинематографистов. Лет 15 назад фильм сочли бы шедевром, а сейчас все видят путаность сюжета, странное бессмертие главного героя, проседающую динамику в повествовании. Хотя и у этой ленты нашелся свой зритель. Да и хронология событий в ней соблюдена. Авторы изучали историю катастрофы, спасибо и на том.
Еще один фильм, вернее, на сей раз сериал «Чернобыль» едва начал появляться в публичном доступе. Примечательно, что он снят в Беларуси российским режиссером Алексеем Мурадовым, чьи прежние работы в кино можно назвать достойными: «Власик. Тень Сталина», «Тот, кто читает мысли (Менталист)». Работа шла в 2018 году. В связи с пандемией и выходом сериала на НВО премьеру отложили. В сюжете использовали версию, гласившую, что взрыв на АЭС произошел не без участия иностранных разведок. Все могло быть. Кому нужен был эксперимент в энергоблоке, который начали проводить накануне аварии? В центре сюжета — персонаж Игоря Петренко. Кстати, именно после развода с актрисой Екатериной Климовой он истово полюбил роли разведчиков. Такового он и играет. Пока в доступе 2 серии из 12. Посмотрим, какого западного агента-двурушника на сей раз обезвредит бывший «водитель для Веры» из фильма Павла Чухрая.
Вообще, даже при беглом подсчете фильмов, прямо или косвенно затрагивающих тему аварии на ЧАЭС, их уже более 30. Но, поверьте, это только начало. Чем глубже исторически будет отдаляться событие, тем больше будет желающих его проанализировать. Новым поколениям потребуются экранизации на более свежем киноязыке, как это происходит с военными лентами и картинами о других знаковых страницах истории.
Еще материалы рубрики:
Остроты Фаины Раневской и красота Любови Орловой. Как снимали послевоенный фильм «Весна»
Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить»