В детстве был заикой, затем учился на инженера водного транспорта: история успеха актера Игоря Черневича
В детстве был заикой, затем учился на инженера водного транспорта: история успеха актера из Беларуси – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Путь на сцену
В 2000-х годах в сравнении с концом 1980-х и 1990-ми «Беларусьфильм» испытывал небывалый подъем. Одна за другой начали выходить собственные картины. На базе студии производили известные российские сериалы, например «На безымянной высоте», «Каменская», «Охота на пиранью». Среди них многосерийная лента «Мужчины не плачут», в которой главную роль следователя по особо важным делам Сергея Иванова исполнил наш земляк Игорь Черневич. Пожалуй, с этого момента он стал медийной личностью, хотя прежде был известным мастером театральной сцены.
Игорь Станиславович родился в Орше в 1966 году. Мыслей об актерской профессии и быть не могло: парень заикался. Это началось в трехлетнем возрасте, после того как ему на плечи неожиданно взлетела курица и долго клевала в голову. Целый год он вообще не разговаривал.
Родители мечтали, чтобы их сын стал инженером. В 1983-м Игорь поступил в Ленинградский институт водного транспорта. Но после 1-го курса он забрал документы, решив, что это не его стезя. Вернулся в Оршу, устроился на работу и однажды забрел в местный Дворец культуры на танцы, где познакомился с руководителем драмкружка. Она уверила Черневича, что с помощью собственных методик сможет вылечить его от заикания и восстановить моторику речи. У парня не было необратимой патологии, и у педагога все получилось. За год Игорь избавился от заикания и… полюбил сцену. Он отправился в Москву с намерением поступить в Высшее театральное училище имени Бориса Щукина. Однако по конкурсу не прошел. Зато в 1985 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на курс художественного руководителя Малого драматического театра Льва Додина, в труппу которого был принят после окончания вуза.
Парижская хандра
Театр Додина был известен всей Европе, поэтому даже в 1990-е актеры не испытывали нужды. Часто выезжали в европейские столицы с гастролями. Благодаря этому Черневич снялся в нескольких зарубежных фильмах. Ему показалось, что он сможет построить карьеру во Франции, — решил попробовать, остался в Париже. Тем более ему предложили контракт с французским театром «Бобини», где он играл в спектакле «Морфий» по произведению Михаила Булгакова. Но, как это бывает с эмигрантами, Игоря «накрыла» ностальгия. В подъезде дома, где он жил, на первом этаже в частном кабинете принимал терапевт, на втором — гинеколог, на третьем — пульмонолог, на четвертом — психотерапевт. Последний однажды попросил навестить его, заметив что-то неладное, прописал пилюли от депрессии. И Игорь почувствовал вкус к жизни, вспомнил, что в Париже есть галереи и город сам по себе прекрасен. Правда, освоить французский в совершенстве так и не сумел.
Он вернулся в Санкт-Петербург. Недолго занимался бизнесом — возил лен из Беларуси, но прогорел. Начиналось возрождение российского кинематографа. Да и Лев Додин принял его обратно в труппу знаменитого театра. Дела пошли в гору. Чего только стоила роль Зилова в «Утиной охоте» Александра Вампилова! Инженера-нигилиста, уставшего от жизни, друзей, традиций, мечтают изобразить сотни актеров. Знаковым считают созданный Черневичем образ Эркеля Шигалева в «Бесах» Достоевского. Список его персонажей не может не удивлять разнообразием. В «Гамлете» Игорь сыграл коварного Клавдия, в чеховской «Чайке» — Тригорина. Блистал в «Короле Лире», инсценированном романе «Жизнь и судьба» Гроссмана. За роль Гаева в «Вишневом саде» получил премию имени Владислава Стржельчика.
Театральную судьбу Черневича можно назвать счастливой.
Солнечный удар
Одна из первых заметных картин называлась «Дух» (1998). Игорь сыграл в ней наемного убийцу, вернувшегося со службы в Афганистане и испытывающего удовольствие от войны. Тема сегодня опостылела, а в 1990-е вызывала интерес. Потом было несколько ролей милиционеров, например в «Убойной силе — 2» (2002). Звездной для Черневича стала уже упомянутая лента «Мужчины не плачут». Сначала фильм назывался «Прокуратура», но одна из белорусских групп написала к картине саундтрек, в тексте которого была это фраза. Она понравилась, и название заменили. Пять двухсерийных лент сняли по произведениям Владимира Константинова. Не обошлось без курьезов. Например, художники в подготовительный период долго искали заброшенный, поросший сорняками стадион. Нашли подходящий на окраине Минска. А когда спустя два месяца приехали снимать, объект был вычищен до блеска и отремонтирован. Пришлось привезти две машины хлама, сымитировать неухоженность, а потом, естественно, убрать за собой.
Во время съемок фильма «Жесть» (2006) Черневич всерьез пострадал. Снимали в песчаном карьере в жуткую жару. Актер потерял сознание и долго не мог прийти в себя. Благо на площадке дежурила скорая помощь.
Примечательной работой стала картина «Дело гастронома № 1». В ней Черневич вновь сыграл следователя, распутывающего дело о хищениях в знаменитом Елисеевском магазине Москвы. Кстати, компании Star Media в павильоне пришлось выстраивать интерьер торгового зала 1980-х и воссоздавать продукты того времени, что обошлось недешево.
Выбор образа
Многие артисты считают: нельзя часто соглашаться на роли следователей. Вырабатывается штамп, режиссеры не видят исполнителя в других образах. Черневич иного мнения. Следователям постоянно нужно размышлять, делать выводы, поэтому их интересно изображать на экране, как Штирлица. Кстати, Вячеслав Тихонов в этой роли повторял про себя таблицу умножения! И это дало эффект постоянного анализа ситуации в его взгляде!
Впрочем, Игоря Станиславовича можно назвать актером широкого диапазона. Например, он сыграл непорядочного злобного антагониста в сериале «Мажор», Зигмунда Фрейда в многосерийной картине «Троцкий» (2017) и даже германского фюрера в военно-исторической драме «Апперкот для Гитлера» (2015). Ленты с его участием продолжают радовать зрителей. В 2022 году на экраны вышли «Карамора», «Триггер-2» «Оффлайн», а в 2023-м — «Фандорин. Азазель». Стоит заметить: все его фильмы — это не мыльные оперы, а модные современные картины. Значит, актер избирателен.
Что касается личной жизни, Игорь Станиславович был женат дважды, оба раза — на актрисах. Первой супругой стала однокурсница Ирина Тычинина. Затем Черневич обвенчался с Екатериной Решетниковой. В семье родился сын Филипп. К сожалению, в 2016 году брак распался.
Еще материалы рубрики:
Людмила Шагалова: «Чокнутых старух играть не хочу»
Муж актрисы Инны Чуриковой режиссер Глеб Панфилов влюбился в нее, увидев в роли… Бабы-яги!