В селе не было электричества, актеры прятались от жары в погребах. Как снимали «Свадьбу в Малиновке»
В селе не было электричества, а актерам приходилось прятаться от жары в погребах. Подробности о том, как снимали культовый мюзикл «Свадьба в Малиновке», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В селе Малиновка в годы Гражданской войны часто меняется власть. Однажды туда явилась банда Грициана Таврического. Ему приглянулась местная красавица Ярина, влюбленная в пастуха Андрейку. Атаман решил жениться на ней.
В лесу девушка встречает отряд красных конников-котовцев и рассказывает им о событиях в родной деревне. Командир Назар Дума разрабатывает план разгрома банды. Но для его осуществления Ярине нужно согласиться на свадьбу. Сам Назар является на праздник под видом белогвардейского офицера.
Состязание композиторов
История литературной основы фильма началась в середине 1930-х.
С руководителем Московского музыкального театра Григорием Яроном встретился украинский прозаик Леонид Юхвид, показал либретто оперетты «Свадьба в Малиновке», сообщив, что над музыкой уже работает композитор Алексей Рябов.
Сюжет приглянулся Ярону, ведь удачно совместить тему революционных событий с музыкально-комедийным жанром удавалось не каждому. Как говорится, лед тонок, в каждом слове могли разглядеть крамолу и контрреволюцию. В данном случае режиссеру показалось, что в либретто удалось обойти все острые углы, и он был готов к постановке. Однако, когда получил партитуру Рябова, разочаровался. Музыка была неплохой, но местечковой, исключительно украинской, ей не хватало всесоюзной широты, размаха, как это было в мелодиях Дунаевского. Ярон договорился с литератором, что попробует для его либретто сделать свою музыкальную интерпретацию, и обратился к Борису Александрову, сыну Александра Александрова — создателя ансамбля песни и пляски Красной армии. 32-летний композитор в ту пору заведовал музыкальной частью Центрального театра Красной армии. Оперетт никогда ранее не писал, но решил пойти на эксперимент. 8 ноября 1937 года состоялась премьера в Москве. Интересно, что одновременно в Харькове впервые показали ту же оперетту на музыку Рябова. И всё же в довоенные, а преимущественно в послевоенные годы, почти во всех музыкальных театрах страны появилась «Свадьба в Малиновке» именно на музыку Александрова. Даже когда он вместо покойного отца возглавил главный военный ансамбль страны, он сочинил еще семь оперетт! Находил в них отдушину.
В 1967 году оперетту решили экранизировать в Киеве на Киностудии имени А. Довженко. Но редакторский отдел вынес вердикт: кощунство в год 50-летия революции снимать такое кино, превращая священный юбилей в фарс.
Зато руководство «Ленфильма» ничто не смутило. Там рьяно взялись за дело. Постановку предложили Андрею Тутышкину, известному по роли счетовода Алеши Трубышкина в фильме «Волга-Волга». Он сталкивался со специфическим жанром ранее, после войны руководил Ленинградским музыкальным театром, а в 1960 году снял картину «Вольный ветер» по одноименной оперетте Исаака Дунаевского. Адаптировать либретто Юхвида для экрана он попросил старого приятеля — литературоведа Исаака Гликмана. Правда, в титрах наш земляк, уроженец Витебска, указан как редактор. Все лавры за сценарий достались либреттисту.
Подобрали во дворе
На роль красного командира Назара Думы сразу утвердили фактурного Владимира Самойлова. А вот его жену Софью сыграла никому не известная Людмила Алфимова из Киевского ТЮЗа. У Самойлова отношения с ней не заладились, он просил ее заменить. Но, по свидетельствам очевидцев, режиссер влюбился в статную красавицу и не давал ее в обиду.
Противоречия в процессе утверждения на роли на этом не закончились. Дочь Назара и Софьи Ярину должна была сыграть Лариса Голубкина. Но накануне съемок ей с делегацией кинематографистов предложили поехать в Японию. От кино она отказалась. Думая, кем ее заменить, ассистент по актерам вышел из здания «Ленфильма» за папиросами и случайно увидел плачущую на скамейке девушку. Оказалось, начинающая актриса Валентина Николаенко недавно снялась в эпизоде фильма «Не забудь… станция Луговая». В театральном институте, где она училась, для студентов действовал запрет на участие в съемках. За нарушение ее отчислили. Валентину отвели в гримерный цех, примерили косу, и на следующий день девушка ехала в поезде исполнять одну из главных ролей! Правда, режиссеру пришлось успокаивать Гелия Сысоева, утвержденного на роль Андрейки — ее возлюбленного по сценарию. Он уже частным порядком отрепетировал с Голубкиной многие эпизоды. 18-летняя Николаенко, как ему казалось, не владела профессией. Подобные разговоры посеяли в юном даровании зерна сомнения, что позже сказалось на работе. Еще вспомним об этом.
В образе артиллериста Яшки Бойко, возвращающегося из австрийского плена, Тутышкин хотел видеть только Михаила Пуговкина. Ассистенты сетовали, что не могут дозвониться до актера, так как он постоянно в отъезде, снимается сразу в пяти лентах. На деле помощники лукавили: они отдавали приоритет местным, ленинградским актерам, а Михаил Иванович жил в Москве. Ради исполнителя роли второго плана заниматься билетами, бронированием гостиницы они считали лишними хлопотами. Заподозрив неладное, режиссер сам набрал номер Пуговкина. Когда поговорил и повесил трубку, разразился скандал: Андрей Петрович всем пригрозил увольнением. Но так никого и не уволил.
Перед самыми съемками Тутышкин увидел фильм «Эскадра уходит на запад» (1965), где актер Одесского театра оперетты Михаил Водяной с особым колоритом сыграл бандита Мишку Япончика. К слову, ранее он в кино не снимался. Постановщик сказал, что после его утверждения на роль Попандопуло в картине появится не один персонаж, а целая Дерибасовская (читайте в постскриптуме). Так оно и вышло!
В картине немало именитых актеров: Евгений Лебедев, Зоя Федорова. Атамана бандитов и его отца сыграли настоящие отец и сын, московские актеры Андрей и Григорий Абрикосовы. Первый еще в 1930-м предстал в образе Григория Мелехова в немой версии «Тихого Дона».
Сорвали полевые работы
В начале подготовки к работе авторы развернули карту СССР. Если по сюжету события происходят где-то на пути из Бессарабии в Одессу, то предположили, что речь может идти о деревне Малиновке в Харьковской области. Когда группа подготовки прибыла на место, увидела забор с КПП. Оказалось, рядом базировались секретные военные части, нужное село находилось в запретной зоне, въезд в которую только по пропускам. Киношники решили не усложнять себе жизнь и нашли альтернативу: деревня Пески Лубенского района Полтавской области.
Особую радость, даже восторг оператора и режиссера вызвало то, что в село не было проведено электричество! А значит, в кадр не могли попасть опоры линий электропередачи и столбы с проводами и можно снимать панорамы деревни и красоты окрестностей в любом направлении и с любой точки. Ведь события в картине происходят в 1919 году, когда электричества в глубинке не могло быть. Чтобы обеспечить съемочный процесс, из Ленинграда тут же привезли пять больших лихтвагенов — электрогенераторов на платформах грузовиков.
И процесс начался! Правда, лето выдалось знойным. В некоторые дни температура поднималась выше 40 °С. Прибавьте к этому жар от мощных осветительных приборов. Несчастные исполнители в сценах танцев плясали, улыбаясь в кадре. Но как только камера выключалась, бежали в ледники (P. S.), чтобы прийти в себя. Местные жители, привыкшие к климату, относились к этому с пониманием.
Вся деревня снималась в массовке, чем был недоволен председатель колхоза: ему сорвали полевые работы. Но перспектива принять участие в съемках, получая 3 рубля в день, воодушевляла! Ассистент по актерам массовых сцен, заключая договоры, обнаружила, что ни у кого из селян нет паспорта. Приносили только справки из сельсовета, удостоверяющие личность (P. S.). Причем фамилии у многих, казалось, были придуманы на ходу: Ногачереззаборко, Лопатакидайко и прочие. Вначале это изумило. Они казались людьми с другой планеты. Но очень скоро съемочная группа с местными подружилась. Ведь всех распределили по сельским хатам. Гостеприимные хозяева каждый вечер доставали из погребов колбасы, самогон, соленья. На завтрак предлагали 150 г с густым борщом и галушками. Особенно баловали мужчин.
Когда режиссер увидел, что пьянство превращается в проблему, тайком вызвал на съемки жен народных артистов. Казусов поубавилось. Супруги дисциплинировали мужей-исполнителей! Хотя и не всегда. Когда снимали сцену свадьбы, в бутыли налили подкрашенную воду. Абрикосов-старший подмигнул местным мальчишкам, и те привезли 60-градусную настойку. Юная Николаенко в кадре должна произносить тост и выпивать. После второго дубля пошатнулась и упала в обморок от выпитого. Остальные продолжили наливать и снимать другие эпизоды за столами.
Девушка не понимала, как возрастные актеры могут употреблять спиртное ночами, а утром быть в тонусе. И вообще на фоне мастеров считала себя бездарной. Однажды вечером она пришла к Тутышкину и со слезами умоляла снять ее с роли. Постановщику пришлось напомнить, что ее исключили из вуза, но жизнь дала второй шанс, и если его упустить, то судьба совсем отвернется. Это вразумило дебютантку.
В 1967 году картина стала второй в стране по числу зрителей (74,6 млн) после «Кавказской пленницы» Гайдая. Руководство «Ленфильма» не ожидало таких сборов от оперетты. На радостях авторам удвоили гонорары. Режиссер, воодушевленный успехом, был полон планов на будущее, но через несколько лет, в 61 год, ушел из жизни.
Крылатые фразы из фильма (P. S.), которые давно вошли в обиход, мы часто произносим, даже не вспоминая, что они из «Свадьбы в Малиновке».
ПОСТСКРИПТУМ
10 знаменитых фраз из фильма
Настоящим чемпионом по крылатым фразам из фильма «Свадьба в Малиновке» можно считать актера Михаила Водяного, сыгравшего Попандопуло. Он часто работал не по тексту, импровизировал.
«Сочини что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась».
«Кони стоят пьяные, хлопцы запряженные!»
«Я замэрз, как на морском дне».
«Если так пойдет дальше, я тоже разбегусь в разные стороны».
«Я тебе оторву голову и скажу, шо так и бУлО!»
«Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера».
«Гриш, и шо я в тебя такой влюбленный?»
«На тебе сто мильонов. Да бери усе, я себе еще нарисую!»
«Нажми на клавиши, продай талант!»
«И топай отсюда ножками».
Справка из сельсовета
Не все жители СССР могли получить пурпурную книжицу — паспорт. С началом коллективизации пошел массовый отток крестьянства в города, что сильно затрудняло работу образовавшихся колхозов. В связи с этим окончательно разработанная в 1932 году паспортная система не предусматривала выдачу паспортов гражданам из сельской местности. Исключением стала полоса вокруг Москвы, Ленинграда и Харькова, где многие, проживая в пригороде, работали в городах. Без паспорта переселиться, а тем более устроиться на работу в городе было почти невозможно. Беспаспортных граждан штрафовали и удаляли за черту населенного пункта. За повторное нарушение в 1934 году ввели уголовную ответственность. Конечно, взяв открепительную справку у председателя колхоза, можно было, приехав в город, получить временный паспорт на год. А потом уже постоянный. Но председатель мог и не отпустить. Ему нужны были рабочие руки. Выехав самовольно, продолжая числиться в колхозе, человек подпадал под ответственность за прогулы. Периодами она тоже была уголовной. Конечно, когда после войны десятки сельских жителей привлекли к восстановлению промышленности и работе в цехах, у председателей колхозов не спрашивали! К 1967 году в СССР 58 млн человек (37 % населения) жили в селах без паспортов. В 1974 году приняли новое «Положение о паспортной системе в СССР». Полную паспортизацию начали 1 января 1976 года и закончили 31 декабря 1981 года.
Вместо холодильника
Домашние холодильники в СССР массово начали появляться только в середине ХХ века. Поскольку Минск в то время продолжал оставаться отчасти деревянным, жители на Свислочи выпиливали огромные блоки льда, огораживали и выкладывали в промозглых погребах место, где лед не таял, в них всегда сохранялась прохлада. Там и складывали скоропортящиеся продукты: мясо, молоко и прочую снедь. Иногда устраивали ледники в подвалах многоквартирных зданий или в погребе под сараем во дворе (существовала практика владения поквартирными сараями в дополнительной деревянной дворовой постройке).
Дерибасовская
Одна из центральных улиц Одессы, достопримечательность, десятки раз воспетая в романах и фольклоре. Даже переименованная советской властью в улицу Лассаля, а потом Чкалова, она в разговорной речи всё равно оставалась Дерибасовской. Популярность названия в блатной среде не мешает улице считаться культурной ценностью, связанной со многими историческими событиями и курьезами в личной жизни горожан. Изначально получила название в честь Хосе де Рибаса, основателя Одессы и ее первого градоначальника в конце XVIII века.
Еще материалы рубрики:
«Визит к Минотавру». Этот фильм вдохновил бандитов на кражу скрипки ценой 1,5 млн долларов
Был национальным символом Франции. Кем стал юный партнер Пьера Ришара по фильму «Игрушка»
«Сцену в бане переснять в библиотеке». Как цензоры хотели поправить фильм «Старый Новый год»
Смотрите также: