«Вальс расставания». Автор сценария фильма, в котором звучит песня, пришла к профессии через череду личных трагедий
Автор сценария фильма, в котором прозвучала песня «Вальс расставания», пришла к профессии через череду личных трагедий. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Как в зеркале
Сложнейшая судьба Ирины Велембовской привела ее в литературу. Из личного опыта она черпала вдохновение и сюжеты. Едва девушке в 1938-м исполнилось 16 лет, ее отца, профессионального революционера, арестовали. Мать уволили с должности библиотекаря. Ирине пришлось оставить школу и зарабатывать на хлеб самостоятельно. После начала войны она, окончив курсы медсестер, пошла на фронт. Но и там злой рок не оставлял Велембовскую. По нелепому обвинению ее осудили. Сначала Ирина отбывала наказание в Нижнетуринской тюрьме. После перевода на поселение ее отправили на Урал, где пришлось трудиться в горячем листопрокатном цеху на Нижнетуринском металлургическом заводе. Потом судьба занесла на Исовский золотоплатиновый прииск. Лесозаготовки тоже не обошли ее стороной. И везде будущую писательницу окружали несчастные русские женщины. Ирина запоминала их лица, характеры, рассказанные истории, которые позже выплеснула на бумагу.
В 1947 году она вернулась в Москву. В родительской квартире давно жили другие люди. Она ощущала себя изгоем. На работу вчерашнюю зечку не брали. Удалось устроиться дворником в Подмосковье. Только в 1957-м, в 35 лет, получилось экстерном окончить школу, поступить в Литературный институт имени А. М. Горького. Когда исполнилось 40, ее первые произведения появились в журнале «Знамя».

Павел Любимов
Рассказ «Женщины» вышел в 1964 году. В нем повествуется о нескольких поколениях работниц мебельной фабрики, об их бедах и радостях. Жанр мелодрамы в СССР считали безыдейным мелкотемьем. В нем нет руководящей роли партии, комсомольских подвигов, но есть сама жизнь, в которой читательницы узнавали свою.
Благодаря тому, что в рассказе присутствует производственная тема, в 1964-м по нему сняли телеспектакль. А через год решили экранизировать на киностудии имени М. Горького. Велембовская, взяв гонорар, отложила его, будучи уверенной, что фильм не получится и деньги придется возвращать. Ей не верилось, что все происходит с ней! Режиссером стал дебютант Павел Любимов. И сегодня критики считают, что он сделал удивительно точное попадание в выборе актрис на главные роли. Личная история каждой перекликалась с судьбой персонажа. Нина Сазонова, Инна Макарова и Надежда Федосова словно повествовали с экрана о своих бедах. Гармонично вписались в картину молодые актеры Галина Яцкина и Виталий Соломин.
Здесь был Танич
Музыку режиссер попросил написать Яна Френкеля, который в свою очередь заказал стихи поэту Константину Ваншенкину. Последний не был песенником, но первые строчки пришли в голову сразу после разговора, когда в такси ехал домой:
Слышишь, тревожные
дуют ветра?
Нам расставаться
настала пора.
Кружится, кружится
пестрый лесок,
Кружится, кружится
старый вальсок,
Старый, забытый,
старый, забытый вальсок.

Ян Френкель
В тексте, как мы видим, тоже заложена мелодраматическая интрига. На следующий день Ваншенкин продиктовал композитору по телефону стихотворение целиком. А через неделю Френкель пригласил его к себе прослушать песню в законченном виде. Это действительно был вальс с элементами русского бытового романса. В этом, по мнению поэта, раскрывается русская душа: бесшабашная, удалая, добрая, жалостливая, отзывчивая.
Для исполнения хотели пригласить профессиональных вокалистов, но потом режиссер решил: петь актеры должны без надрыва, и в фильме это делают Нина Сазонова и Петр Любешкин. Есть в картине еще одна песня начинающего тогда поэта Михаила Танича — «Любовь — кольцо»:
Нагадал мне попугай
счастье по билетику.
Я три года берегу
эту арифметику.
Любовь — кольцо,
а у кольца, начала нет и нет конца…
Любовь — кольцо,
любовь — кольцо.
Будущий автор текстов группы «Лесоповал» уже тогда был точен в своих наблюдениях и умел уложить песню в форму частушки!
Много надежд
Чтобы дополнить задушевность сюжета и песен русскими живописными видами, создатели фильма «Женщины» поехали в Ярославль. В кадре мы видим сцены на набережной Волги, речной порт, много храмов и Спасо-Преображенский монастырь. В общем, исконной русскости в ленте хоть отбавляй! Режиссер вспоминал: «Удивительным было наше путешествие в солнечный июньский день из Москвы в Ярославль на место натурных съемок с главными нашими героинями — Макаровой, Сазоновой, Федосовой, Яцкиной. Студийный микроавтобус раза два останавливался на лугах в нежных светло-зеленых рощах, доставались взятые из дому припасы и водочка, и как хорошо там пелось нашим женщинам! Они воистину сражались за право сниматься у начинающего режиссера в экранизации повести малоизвестной тогда писательницы. Помню, Инна Владимировна Макарова специально готовила себе целый набор реквизита и костюмы, втайне от моих помощников, чтобы только поразить нас своей выдумкой и знанием быта. А ведь популярные актеры и актрисы ненавидят пробы, считают их унизительными для себя. Однако здесь проходил целый рыцарский турнир! Могу утверждать: все лучшее, что заключалось и таилось в душах нашей тогдашней актерской группы, извлекала на свет божий именно писательница Ирина Александровна Велембовская. Таков был ее писательский и просто человеческий талант».

Кадры из фильмов «Женщины» и «Чочара»
Уважение к литератору — это отрадно. Кстати, видно, что постановщик не только вдохновлялся сценарием, но и смотрел кино режиссера Витторио де Сика «Чочара» (1960) с Софи Лорен в главной роли. В нем актриса идет, придерживая чемодан, который несет на голове. У Любимова подобным образом вышагивает Макарова.
В 1966 году фильм «Женщины» стал одним из лидеров советского проката.
Песню, которую назвали «Вальс расставания», Ян Френкель сам любил исполнять за роялем и много раз делал это на сборных концертах. А еще ее пели Иосиф Кобзон, Гарик Сукачев, Валерия Ланская.
«Любовь — кольцо» взяла в свой репертуар Валентина Толкунова. Пели ее и Нина Бродская, Раиса Неменова… Да, была такая исполнительница. Ее опекал Танич и написал для нее хит — визитную карточку «Текстильный городок». Помните: «Городок наш — ничего, населенье таково: незамужние ткачихи составляют большинство»? Что тут скажешь, производственная романтика, да и только.
Еще материалы рубрики: