«Долгое эхо друг друга» – во время записи Анна Герман исполняла песню босая. Музыканты не сдерживали слез
Как песня «Эхо любви» помогла режиссеру Евгению Матвееву совместить в одном фильме патриотическую тематику с мелодрамой – подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Вторая попытка
Немногим режиссерам удавалось в своих же картинах успешно выступить в главной роли. В кинематографической среде формула «сам снял, сам сыграл» часто вызывает иронию. У постановщика и исполнителя в процессе съемок разные задачи. Сконцентрироваться на рисунке большой роли и в то же время следить за общей концепцией фильма очень непросто. Тем не менее это получалось у Евгения Матвеева.
В 1974 году по мотивам первой части романа Петра Проскурина «Судьба» режиссер снял ленту «Любовь земная», сыграв в ней председателя колхоза Захара Дерюгина. Спустя 3 года успех первой постановки подтолкнул к созданию продолжения по второй части книги «Судьба». Фильм так и назвали. В нем Захар уходит на фронт, попадает в плен. Герою удается бежать. Гибнут многие его близкие, а он сам становится партизаном и сражается за Родину.
Нужно очень изловчиться, чтобы в одном кино совместить патриотическую тематику с мелодрамой. Несмотря на то что у Дерюгина четверо сыновей, жена, в обоих фильмах есть драматическая линия его поздней любви к молодой односельчанке Мане Поливановой. Налицо любовный треугольник. В 1970-е фильмы с таким сюжетом не приветствовались. Положительный герой советского кино — примерный семьянин. Но Матвеев смог оправдать поступки Дерюгина. Персонаж боготворит обеих женщин. Готов ради них на всё. Для того чтобы усилить эффект искренности и беззаветности его чувств, вторую картину режиссер решил украсить песней о любви, звучащей подобно молитве!
В первом фильме текст песен принадлежал перу Роберта Рождественского, а музыка — Евгению Птичкину. И хотя те композиции остались незамеченными, режиссер принял решение продолжить работу с этими авторами.
Небывалый эффект
Через некоторое время Матвеев понял, что не ошибся, дав поэту и композитору второй шанс. Рождественский принес строчки:
Покроется небо пылинками звезд,
И выгнутся ветви упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст —
Мы эхо, мы эхо,
Мы долгое эхо друг друга.
На первый взгляд к фильму о войне эти талантливые стихи не имеют отношения. Но война в них всё же присутствует в нескольких кратких и хлестких фразах:
И даже в краю наползающей тьмы,
За гранью смертельного круга
Я знаю: с тобой не расстанемся мы —
Мы память, мы память,
Мы звездная память друг друга.
Действительно, чем не молитва в художественном смысле? Песню назвали «Эхо любви».
Еще до написания мелодии Матвеев четко понимал, что будет просить исполнить песню Анну Герман. Он не сомневался: только она может передать все тонкости и нюансы непростых, но трогательных отношений любящих людей.
В 1977-м, когда шла работа над фильмом, Герман часто бывала в СССР с гастролями, несмотря на сложности со здоровьем после автомобильной аварии 1967 года: 49 переломов (в том числе и позвоночника) не могли пройти даром. Но она отзывалась на многие предложения, хотя, по признанию певицы, гастроли в СССР приносили ей не деньги, а эмоциональный подъем, веру в себя. С финансовой точки зрения гораздо больше можно было заработать в сборных европейских концертах или в турах по США, где у нее тоже был свой слушатель. Однако певица вновь и вновь возвращалась в Москву. В том же 1977 году она спела хит Владимира Шаинского «Когда цвели сады», песню Вячеслава Добрынина «Белая черемуха».
Когда Матвеев отправил ноты созданного произведения Анне, она сразу дала согласие. И во второй половине марта 1977-го она приехала в Москву. В большой студии ее ждал Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР под управлением Владимира Васильева. Герман всегда тщательно готовилась заранее, поэтому, поздоровавшись, сразу попросила начать запись без репетиции. Потом сняла туфли и подошла к микрофону. Многие болтали, мол, так она связывалась с неведомыми силами Вселенной. На деле, когда певица стояла по струнке в обуви на каблуках, ей не давали покоя боли в позвоночнике. Поэтому она разувалась. Свидетели утверждали: во время припева музыканты не могли сдержать слез. После первого исполнения режиссер приблизился и обнял Анну. Второй дубль записали только потому, что в первом у одного из скрипачей от волнения дрогнул смычок.
Певицу немного удивила такая сентиментальность бывалых оркестрантов. Но, как она потом признавалась, у песни мощный эффект. В залах на концертах плакал и стар и млад. Герман предполагала: это тот случай, когда затертые примелькавшиеся слова вдруг начинают звучать не дежурно, а искренне, потому что авторы писали с душой.
Перехват
В романе действия происходят в Брянской области, но режиссер выбрал для съемок Смоленск и окрестности с их церквями и провинциальным укладом. За городом снимали бои, пугая взрывами не только местных дачников. В картине есть сцена, в которой на линии огня в поле появляется испуганная лошадь, встает на дыбы, потом скачет. Этот кадр не задумывался специально. Просто кобыла паслась неподалеку, а услышав разрывы снарядов, помчалась куда глаза глядят и попала в кадр.
Когда работа над лентой подходила к завершению, авторов ждал неприятный сюрприз. Понятно, что сюжетные повороты картины, как и песню, не следует обнародовать раньше времени. Всё это должно создать эффект неожиданности во время просмотра. Однако телевизионщики еще до премьеры фильма без спроса выбрали композицию для конкурса «Песня-77». Бороться с такой властной махиной, как советское телевидение, у Матвеева не было сил. Так мелодия оказалась на слуху еще до начала показа ленты в кинотеатрах. Но даже от знакомой песни, совмещенной с изображением на экране, у зрителей захватывало дух.
Позже появились разные варианты исполнения. Герман пела произведение с Львом Лещенко. Последний — с Тамарой Гвердцители, Алсу, Пелагеей. Исполнили композицию Владимир Пресняков и Кристина Орбакайте в фильме «Старые песни о главном 3». Многие хотели соприкоснуться с проверенным на зрителях старым хитом.
Еще материалы рубрики:
«Песня о встречном» — первый музыкальный хит советского кино. Кто и как его создал
Смотрите также: