«Песня о встречном» — первый музыкальный хит советского кино. Кто и как его создал
Первый музыкальный хит советского кино — «Песня о встречном». Кто и как его создал — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Время первых
Сообществом музыкальных критиков принято считать, что Исаак Дунаевский, написав хиты для фильма «Веселые ребята» (1934), стал родоначальником советской песенной культуры в кино. Нельзя поспорить с тем, что сочиненные им в 1930–1950-е произведения для лент режиссера Григория Александрова и других — несомненные лидеры своей эпохи. Но всё же первую песню, признанный хит для советского звукового кино, написал другой человек. В конце 1920-х — начале 1930-х в мире и СССР существовало много споров о целесообразности введения звука в кино. Рассказать сюжет с помощью жестов, мимики, физических действий, без диалогов — совсем иное искусство. Голливудские продюсеры справедливо опасались резкого падения продаж лент за пределами США. Ведь с появлением звука в картинах устанавливался языковой барьер. Кино переставало быть интернациональным. Например, итальянцев не интересовали фильмы на английском и наоборот. Профессионального дубляжа тогда еще не существовало. В Советском Союзе больше переживали за творческие перспективы. Режиссеры Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров считали, что как зрелище звуковое кино на первом этапе сработает. Но потом звук отнимет у фильмов физическое действие на экране и весь драматургический конфликт будет перенесен в диалоги. Кинематограф превратится в театр. Как бы там ни было, в 1927 году вышла американская лента «Певец джаза». Она стала первой в истории полнометражной картиной с синхронизированной записанной музыкальной партитурой, а также синхронным пением и озвучиванием реплик. А первый советский звуковой фильм — «Путевка в жизнь» (1931). Одновременно с ним в Ленинграде снимали звуковое кино «Встречный». Именно в нем прозвучала песня, которую подхватила вся страна. Она стала «первой ласточкой среди советских кинопесен, слетевших с экрана в народ»:
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?
Фильм «Встречный» вышел на 2 года раньше «Веселых ребят».
Кто она — «кудрявая»?
Лента «Встречный» и сегодня считается одной из самых удачных советских картин на производственную тематику. Если совсем коротко, в ней рассказывается о социалистическом соревновании на заводе. На деле в сюжете не сплошная проформа. Присутствует довольно любопытная интрига, касающаяся человеческих отношений. Над фильмом работали сразу три режиссера. Постановщик Сергей Юткевич отвечал за всё, что связано со звуковым сопровождением. Опыт абсолютно отсутствовал. А вопросов было немало. Как расставить музыкальные акценты? Как сделать так, чтобы музыка стала частью сюжета? Каким образом всё выстроить органично, чтобы пение выглядело уместно? Важное место должна была занять имитация стука машин, заводских гудков, свистков. В качестве композитора пригласили 25-летнего Дмитрия Шостаковича. В Ленинграде все знали: он вундеркинд. Еще в 13 лет написал первое крупное оркестровое сочинение Скерцо fis-moll. А когда парню исполнилось 20, его Симфония № 1 звучала на лучших сценах Германии и США в исполнении знаменитых оркестров. В 1920-е советским композиторам еще позволяли такие вольности. Шостакович всегда присутствовал на съемках, иллюстрируя музыкой ход действия. Например, если в кадре ехали велосипедисты, в кино появлялась музыкальная фантазия на тему звучания велосипедных звонков. Что касается самой песни, решили, что сочинить необходимо фольклорно-бытовую стилизацию для хорового исполнения. Как будто вся страна просыпается и поет! Мелодия должна была рождать чувство ликующей радости, ведь это музыка поколения, музыка о великом времени. Одни свидетели событий вспоминают, что Шостакович быстро понял задачу и написал песню с ходу. Другие уверяли, что он приносил десятки вариантов, пока не добился желаемого результата. Текст песни заказали молодому ленинградскому поэту Борису Корнилову. Поскольку его тоже сориентировали на бытовую стилизацию, он сразу подумал о чем-то своем, и появились эти строки: «Не спи, вставай, кудрявая!» Это он о своей супруге, поэтессе Ольге Берггольц. Для фильма песню исполнили хор и большой симфонический оркестр. Почти сразу вышла пластинка, которую сметали с прилавков, что тоже считают первым прецедентом распространения хитов из кино в СССР.
Неужели плагиат?
После премьеры фильма 7 ноября 1932 года композитор Александр Чернявский обвинил Шостаковича в плагиате, уверяя, что мелодию написал он. Ноты были напечатаны в сборнике 1895 года. Поднялся шум. Создали комиссию из музыкальных критиков и музыковедов, которая признала: внешняя похожесть мелодики, интонационная схожесть не свидетельствуют о плагиате. Именно «некоторое сходство» признал и Шостакович. Но идентичности в построении нотного ряда не выявили. Точно так же позже обвиняли Дунаевского в том, что уже он взял эту мелодику Шостаковича для «Песни о веселом ветре» к картине «Дети капитана Гранта». В 1933–1934 годах фильм «Встречный» побывал в польском, чехословацком, американском, японском кинопрокате. Песню перевели и подхватили во многих странах. Композитор утверждал, что в Швейцарии она стала свадебной. 27 ноября 1937-го автор слов поэт Корнилов был обвинен в участии в троцкистской организации и 20 февраля 1938 года расстрелян. А песню продолжали издавать с ремаркой «Слова народные». Литератора реабилитировали в 1957-м. Ольга Берггольц писала об убитом муже: «Одна его песня все эти годы бродила по свету — она жила, радовала людей — старых и молодых, звала их упрямо и весело, строго и легко».
В 1942-м наш хит с английским текстом издали в США под названием «Объединенные нации». Он прозвучал в американском фильме-мюзикле 1943 года Thousands Cheer. В июле 1945-го песню исполнили в Сан-Франциско как гимн при создании ООН. Вот так, задолго до изобретения интернета и прочих способов коммуникации, советские песни покоряли мир. Секрет на поверхности: их создавали талантливые люди.
Еще материалы рубрики:
«Друга я никогда не забуду…». Как советская песня о любви и мире стала военной
Почему фильм «Сердца четырех» был создан до войны, но на экраны вышел лишь перед Победой