Сначала Сталин заказал, а потом запретил. История песни «Первым делом самолеты…» и фильма, в котором она звучит
Фильм «Небесный тихоход», для которого написали песню «Первым делом самолеты…», поначалу запретили к показу. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На реальном событии
Режиссер Семен Тимошенко в 1925 году пришел на «Ленфильм», который тогда еще назывался «Севзапкино». Год за годом, в течение 9 лет, одну за одной выпускал социальные драмы, где в центре событий революция или Гражданская война.
Только в 1935-м решился на постановку музыкальной комедии «Вратарь». И вот тогда понял, что в этом жанре песня может сделать популярным кино, а кино — песню. Во «Вратаре» прозвучало знаменитое произведение «Закаляйся, как сталь», ставшее гимном эпохи.
В 1941 году режиссер остался в Ленинграде, пережил первую блокадную зиму. Только в 1942 году его, едва живого, вывезли в Алма-Ату, где он, поправившись, снимал фильмы-концерты для армии.
В конце января 1944-го блокада была снята, он вернулся в обездоленный разоренный город на Неве, из квартир и подвалов которого еще не успели убрать все замерзшие тела несчастных, умерших от голода ленинградцев. И вдруг на восстанавливающем работу «Ленфильме» ему предложили написать сценарий и снять по нему музыкальную комедию. Жанр заказал сам Сталин. Сначала постановщик был поражен, а потом понял, что время плакатных призывов прошло. Победа близится, и народу нужно поднять настроение. Тем не менее оттолкнулся автор от реальной истории летчика Бориса Ковзана, который, кстати, вырос в БССР и первые шаги в авиации сделал в Бобруйском аэроклубе. 13 августа 1942 года на самолете Ла-5 пилот в одиночку вошел в бой с группой немецких истребителей. Был подбит, лишился глаза и пошел на таран. От столкновения его выбросило из кабины. С не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, где его спасли партизаны. В «Небесном тихоходе» с героем Николая Крючкова — майором Василием Булочкиным — происходит примерно то же самое. Правда, почти без травм, да еще и с оптимистической шуткой после обнаружения упавшего пилота: «А где же тело?» — «Здесь тело!»
Крючков был одним из немногих приезжих актеров. В основном снимались ленинградские исполнители, тоже только что вернувшиеся в еще вчера осажденный город. Многие искали жилье, так как их дома были разрушены артобстрелами.
Фаина Раневская не хотела сниматься в военной ленте даже в роли военврача. Вообще сторонилась военной темы в творчестве. Но ее уговорил председатель Комитета по делам кинематографии Большаков. И это позже сыграло свою позитивную роль.
Дамские штучки
Помня свой довоенный опыт, Тимошенко почти сразу начал искать композитора и автора текстов песен. Пробовал обратиться к тем, с кем работал до войны. Но в 1944-м Лебедев-Кумач служил в ВМФ сотрудником газеты «Красный флот». Дунаевский ездил с концертами по фронтам. Тогда режиссер связался с композитором Василием Соловьевым-Седым. В качестве поэтов тот предложил Алексея Фатьянова, с которым написал песни «Тальяночка», «Соловьи», «Давно мы дома не были», и Соломона Фогельсона, соавтора по песне «Матросские ночи». Тимошенко поставил жесткое условие. Если дословно, он просил, чтобы песни не выглядели инородными, «как вставная челюсть», а были частью сюжета, подкрепляли намерения героев. Как помнится, в фильме майор Булочкин (Николай Крючков), старший лейтенант Туча (Василий Меркурьев) и капитан Кайсаров (Василий Нещипленко) клянутся не заводить романы с девушками до окончания войны. Поэтому Фатьянов написал для пролога картины:
Потому, потому, что мы пилоты!
Небо наш, небо наш родимый дом!
Первым делом, первым делом самолеты,
Ну, а девушки, а девушки потом.
Поэт даже подкрепил резонами логику отказа от романов:
Нежный образ в мечтах приголубишь,
Хочешь сердце навеки отдать.
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
А назавтра опять улетать.
Все песни в ленте актеры исполнили сами.
Не только на экране, но и в жизни на съемках вспыхивали чувства. Крючков влюбился в Аллу Парфаньяк, исполнительницу роли Вали, журналистки «Пионерской правды». Причем Николай колебался, думал, предлагать ли девушке руку и сердце. Она пошла на хитрость. Уговорила молодого пилота-фронтовика, дублировавшего актеров в полетах, покатать ее на самолете и сделала всё, чтобы Крючков это увидел и приревновал. Они поженились. Николай Афанасьевич был старше супруги на 13 лет. Прожили вместе десятилетие. Потом у актрисы изменились вкусы, и она вышла замуж за Михаила Ульянова, который был младше ее на 5 лет.
Звонок в Кремль
Снимали фильм под Ленинградом, на аэродроме Левашово. А, например, ту самую сцену с песней про самолеты — в ленинградском ЦПКиО. В кадре на заднем плане слева хорошо виден полуразрушенный во время войны Елагин дворец, позже восстановленный.
Фильм был готов уже после подписания акта о капитуляции Германии, парада Победы. У Сталина, видимо, пропало желание подбадривать людей чем-то светлым, музыкальным. Теперь ему хотелось патетики, величия во всем, что связано с войной и его личной ролью в ней. Возможно, поэтому он назвал ленту пустой и безыдейной. Тут же критики обрушились на не побывавший в прокате фильм. Его положили на полку. Но тут за картину решила побороться сама Раневская, которая сдружилась с постановщиком. Она понимала, что Сталин мог не помнить ее, но однажды упоминал на совещании с Большаковым, назвав «так это вот та «Муля, не нервируй» (фраза актрисы из фильма «Подкидыш», 1939). По легенде, Фаина Георгиевна позвонила заведующему канцелярией вождя Александру Поскребышеву. Она представилась Мулей и в разговоре не то с Александром Николаевичем, не то с самим Сталиным смогла шутками-прибаутками уговорить пустить кино в прокат. И 2 апреля 1946 года состоялась премьера в 13 кинотеатрах Москвы! Песни разлетелись на цитаты. Фильм стал лидером проката 1946 года.
В 1970-м ленту решили реставрировать. В результате кино сократили на 10 минут, убрали то, что сочли аморальным. Например, вырезали сцену, где героиня Раневской рассказывает о флиртах и семейных драмах. К тому же она была на гастролях и ее переозвучила Анна Лисянская, чем Раневская была возмущена. Остальные актеры были живы, переозвучили себя сами, поэтому в этой версии герои заговорили голосами пожилых людей.
В 2012 году картину решили колоризировать на основании первоначальной копии. Заодно восстановили изначальный звук. И теперь этот цветной фильм в полной версии. Впрочем, сделали и черно-белый вариант в отличном качестве. Да здравствуют технологии!
Еще материалы рубрики:
«Друга я никогда не забуду…». Как советская песня о любви и мире стала военной
Почему фильм «Сердца четырех» был создан до войны, но на экраны вышел лишь перед Победой
«Крутится, вертится шар голубой…» — о чем песня, долгие годы оставалось загадкой. Тайну разгадали
Смотрите также: