Песни Юрия Антонова спасли фильм «Берегите женщин» от провала, а премьера вывела композитора из опалы
«Летящей походкой». Песни Юрия Антонова спасли фильм «Берегите женщин» от провала, а премьера вывела композитора из опалы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Письмо из Простоквашино
Без преувеличения, сценарий фильма «Берегите женщин» писался так, как письмо Дяди Федора, Шарика и Матроскина из Простоквашино в легендарном мультфильме: каждый автор — о своем понемногу.
В 1978 году сценарист Анатолий Козак получил редакционное задание подготовить сюжет о работе крупного металлургического завода. Однако, прибыв на предприятие, увидел женщин, трудившихся в жарком литейном цехе. Это так его поразило, что он решил написать и сценарий игрового кино.
Получилась производственная драма о девичьей комсомольской бригаде. Тема была морально устаревшей. Киностудии не хотели брать материал в разработку. Тогда он перенес место действия из цеха на буксир морского порта. Гостелерадио СССР приняло сценарий и заказало фильм Одесской киностудии.
Назначенный режиссером Виктор Макаров был выпускником консерватории, ранее возглавлял театры музкомедии в Новосибирске и Саратове. Имел режиссерский опыт на телевидении в постановке телеспектаклей. Он взялся перестраивать сценарий под знакомый ему жанр — водевиль. По его опереточной задумке, как только девушки с буксира встречались с парнями из порта, все сразу представляли себя персонажами из прошлых веков. Через монтажную склейку барышни на экране мгновенно оказывались в древнегреческих хламидах, кавалеры — в плащах мушкетеров и почему-то пели фабричные песни в стилистике эстрады 1950-х годов!
Посмотрев снятые в первые дни материалы, директор Одесской киностудии Геннадий Збандут решил спасать фильм и сделал сорежиссером оператора-постановщика Александра Полынникова. Ему определили сжатые сроки, он рьяно взялся за дело. Забраковал все готовые сцены, сначала деликатно пытался найти общий язык с Макаровым, стараясь увлечь его новой концепцией. Сменил команду актеров. Счел негодными сценарий и всю музыку, за которую уже был выплачен гонорар композитору. Вскоре с коллегой-сорежиссером у них началась борьба не на жизнь, а на смерть, с взаимными оскорблениями и даже потасовками.
Макаров не выдержал и уехал в Ленинград, где продолжил карьеру на телевидении. А Полынников переписывал сценарий и судорожно думал, где найти мелодиста, способного написать современные песни.
Работал бесплатно
Поскольку за несколько лет до этих событий Полынников как оператор снимал фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» и приятельствовал с режиссером Георгием Юнвальд-Хилькевичем, он обратился к нему. Тот посоветовал своего друга Юрия Антонова. Стоит напомнить, что он выпускник Молодечненского музыкального училища, в конце 1960-х был солистом Белгосфилармонии, руководил ВИА. В 1970-м уехал в Москву. К началу 1980-х сложилась странная ситуация. С одной стороны, он однажды за 15 дней в Ленинграде дал 28 концертов, на каждом из которых присутствовали 14 тысяч поклонников (кто из певцов сегодня может собрать 28 полных залов «Минск-Арены»?). С другой — путь на телевидение был закрыт, фамилию внесли в черные списки музыкальной редакции Центрального телевидения. Напечатанный большой тираж пластинок худсовет фирмы «Мелодия» не пускал в продажу. Причина — музыкант не был членом Союза композиторов. Туда его не принимали классики-завистники, ссылаясь на мелкотемье и отсутствие в творчестве патриотических песен! К счастью, в киноотделе Центрального телевидения ничего не знали о черных списках музыкальной редакции и кандидатуру Антонова утвердили.
Когда Полынников приехал к нему домой, честно признался, что деньги за музыку, предусмотренные сметой, уже выплачены другому, чьи партитуры он забраковал. Для Юрия это был первый опыт работы в кино, и он из интереса согласился сотрудничать бесплатно. Возможно, почувствовал, что фильм поможет ему в карьере. В тот же вечер поставил Полынникову свою запрещенную пластинку и сказал: «Выбирай любые песни!» Александр выбрал пять композиций на стихи Ильи Резника и Леонида Фадеева, среди них «Море», «Летящей походкой», «Двадцать лет спустя». Кстати, Фадеев был одним из ведущих биофизиков в СССР, в науке работал под своей настоящей фамилией Гендель. А стихи — хобби.
Еще три музыкальных произведения Антонов написал для фильма специально: «Берегите женщин», «Всему свое время», «Жизнь играет с нами в прятки». В результате почти все песни из картины стали мегахитами.
Счастливый случай
С исполнением композиций тоже сложилась интересная ситуация. Игорь Скляр, сыгравший Костика — солиста ансамбля «Девятый вал», — прекрасно пел и играл на инструментах. А Андрей Градов, снимавшийся в роли журналиста, представившегося судовым коком, вообще никогда не держал гитару в руках.
В конечном итоге решили, что все персонажи в кино споют голосом Антонова в сопровождении группы «Аракс». Единственную песню — «Радуга» — спел Сергей Беликов.
Не обошелся кинопроцесс без скандалов, трагедий и счастливых минут. Сначала из Москвы пришло распоряжение утвердить на роль капитана буксира Любы Александру Яковлеву. После фильма «Экипаж» (1979) она была популярна. После трех дней съемок актриса укатила в Москву, ничего не сказав. Ее разыскивали, но она не брала трубку. Потом, когда дозвонились, призналась: ее не устроил сценарий. Тогда звезду заменили Мариной Шиманской, которая приехала в Одессу в отпуск с супругом Альгисом Арлаускасом, снимавшимся в роли инженера судоремонтного завода.
Галина Веневитинова, на экране Валя, механик-моторист буксира «Циклон», играла жизнерадостную девушку, пела, плясала в кадре, зная, что у нее сложная форма онкологии. Был в курсе режиссер, а больше никто. Для всей команды было шоком, когда вскоре после работы над фильмом молодой актрисы не стало.
Как раз в съемочный период, в 1980 году, у Светланы Пенкиной, исполнившей роль Оли, боцмана буксира, начался роман с Владимиром Мулявиным. В выходные она брала билеты и летела в города, где гастролировали «Песняры», для встречи с возлюбленным. А когда проходил банкет по случаю окончания работы над фильмом, Мулявин приехал в Одессу сам. За столом все кричали: «Горько!» Был там и Антонов. Музыканты дружили со времен работы в Белгосфилармонии.
После премьеры в октябре 1981-го пластинка Антонова мгновенно появилась в магазинах, его удалили из черного списка музредакции Центрального телевидения. Как говорят в народе, случилось алаверды. Антонов помог фильму, кино помогло композитору. Счастливый случай бывает в жизни каждого. Главное, его разглядеть и не упустить.
Еще материалы рубрики:
Скандал вокруг фильма «31 июня» и некоторых песен из него породил много слухов. Что же произошло
Из-за песни «Кленовый лист» Караченцов повздорил с Дунаевским. Что произошло?
Смотрите также: