«Тишина за Рогожской заставою». Эту песню в фильме «Дом, в котором я живу» исполнил не игравший в нем актер
Почему в киноленте «Дом, в котором я живу» песню «Тишина за Рогожской заставою» исполнил знаменитый актер, который не играл в фильме? Подробности – у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Без украшательства
Режиссеры Яков Сегель и Лев Кулиджанов родились в начале 1920-х. Тысячи их ровесников, ушедших на фронт 18-летними, не вернулись. Сегель воевал с ноября 1941-го до самой Победы и выжил. Кулиджанов не раз пытался обмануть медкомиссию, чтобы оказаться на передовой. Но с очаговым туберкулезом легких в армию не брали.
С 1948 года оба учились во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова. По окончании сняли свои дипломные картины.
В 1950-е, чтобы в дальнейшем получить право выбора темы в кино, молодым кинематографистам зачастую приходилось демонстрировать свое мастерство — снимать идеологические картины согласно утвержденному плану киностудии. Кто-то ведь должен был это делать. И в 1956 году постановщики совместно создали ленту об освоении целинных земель «Так это начиналось…». Прок от работы был в том, что сложился тандем.
Почти сразу после этого заместитель главного редактора киностудии им. Горького Юлия Бирюкова предложила им обратить внимание на произведение Иосифа Ольшанского и Нины Рудневой «Дом, в котором я живу», победившее в 1956-м во всесоюзном конкурсе на лучший киносценарий. По сути, в литературной основе было заложено кино о войне без таковой. В повествовании отсутствовали бои и подвиги. Это кинороман о нескольких московских семьях, въехавших в новый дом в 1930-е. О людях, сумевших сохранить человеческое достоинство в непростых обстоятельствах. Мирные будни действующих лиц с их радостями и бедами, конфликтами и примирениями, сложными личными взаимоотношениями прерывались войной. Причем на бумаге выглядело все по-житейски правдиво. Например, герою Михаила Ульянова, для которого это был второй фильм в биографии, накануне 22 июня 1941 года супруга пишет записку о разводе, но, узнав о начале войны, возвращается, а он делает вид, что послание не читал. Галя, ее сыграла 15-летняя Жанна Болотова, не уезжает в эвакуацию с родителями, а отправляется на фронт в качестве медсестры. Словом, основная точка опоры в сценарии — поступки, события, которые писало само время. Его свидетелями были все работавшие над фильмом, включая авторов песни и музыки.
Чужие наработки
В процессе съемок режиссеры обратились к поэту Алексею Фатьянову с просьбой подумать над словами песни для картины. Он был ровесником соавторов, воевал, в молодые годы стал признанным автором таких хитов, как «Первым делом самолеты», «Соловьи». Еще очень важно, что накануне вышла картина «Весна на Заречной улице» (1956), где звучали его песни «Когда весна придет, не знаю», «У меня идет все в жизни гладко». Посмотрев куски отснятого материала, поэт сказал, что песня должна быть не о сложных годах героев, а о довоенном счастье, первой любви и вызывать ностальгию. Фатьянову тема была близка. Его зажиточная семья по окончании периода НЭПа в 1929 году разорилась и переехала в столицу в поисках заработков. Алексею было 10 лет. Именно в довоенной Москве он взрослел, встретил первую любовь. Родились строчки:
Тишина за Рогожской заставою.
Спят деревья у сонной реки.
Лишь составы идут за составами,
Да кого-то скликают гудки.
Для тех, кто не силен в географии Москвы: Рогожская застава — площадь в центре на Камер-Коллежском валу (в 1923–1955 годах — застава Ильича, в 1955–1992 годах — площадь Ильича).
Видимо для поэта это место города было связано с чем-то сокровенным. Хотя его родители до войны жили в поселке Лосиноостровском, а он ездил в город в школу и во Дворец пионеров. Не указывают на район Рогожской заставы и авторы ленты. Дома, который снят в картине, вообще не существовало. Это огромная декорация, построенная тогда на Волочаевской ул., в восточной части центра столицы.
Когда стихи были готовы, Фатьянов напел мелодию композитору Юрию Бирюкову так, как он ее себе представлял. От этой ритмической и интонационной основы Бирюков и оттолкнулся.
Надо сказать, в те времена реабилитировали не только людей, но и музыкальные инструменты. В определенный период гитара в советском кино была признаком мещанства и праздности. На ней часто играли отрицательные персонажи: лодыри, «мироеды», белогвардейцы. Эпоха бардов настала позднее. Опираясь на успешный опыт все того же фильма «Весна на Заречной улице», Фатьянов предложил петь песню под гитару. В прошлой картине, в которой участвовал поэт, гитарную партию исполнял оператор-постановщик Одесской киностудии Петр Тодоровский. Его пригласили сыграть на инструменте и в этой ленте. Но еще интереснее то, что исполнителя песни взяли из «Весны на Заречной улице». Это Николай Рыбников, не снимавшийся в фильме «Дом, в котором я живу». Его использовали как певца! Вообще, душевные, искренние нотки в голосе этого артиста подкупали. В тот же период он спел и в картине «Высота». Правда, там он играл главную роль.
С человеческим лицом
Если возвращаться к уловкам постановщиков, таким как декорация дома, то это не единственный любопытный прием. Те, кто смотрел фильм, наверняка помнят остросюжетную сцену, в которой юные герои Сережа и Галя тушат на крыше зажигательные бомбы. Бомбовым ударом парня сбивает с ног, он скатывается на край крыши и едва не падает. Существует легенда, будто на съемках этого эпизода актер Владимир Земляникин чуть не разбился. На самом деле крыша — тоже декорация, лежавшая на земле, а стена и город вдали — комбинированное наложение кадра.
Новшеств из той же серии в картине предостаточно, в том числе и художественных. Например, когда героя Ульянова жена провожает на сборный пункт, мимо них проходят другие призывники, но их видно только в качестве шагающих теней на стене, у которой стоят главные персонажи. Метафора!
Песня в картине звучит в сцене ночной прогулки по Москве влюбленных Сережи и Гали в ночь с 21 на 22 июня. В конце эпизода на горизонте поднимаются пылающие огромные цифры «1941». История распространенная, ведь в эту предвоенную ночь проходили выпускные вечера в школах. Поэтому такую же сцену ночной прогулки перед войной можно увидеть в картине «Летят журавли», снятой в том же, 1957 году. А в 1958-м весь мир обратил внимание на советское кино без пропаганды, с человеческим лицом. Лента «Летят журавли» получила «Золотую пальмовую ветвь» на международном Каннском кинофестивале. «Дом, в котором я живу» на Всемирной выставке в Брюсселе удостоили премии «За лучшую постановку» и премии Генерального комиссариата ООН за режиссерскую работу.
Зрители безоговорочно приняли фильм. Он о современниках его авторов. О способности, пережив трагедию, идти дальше, любить и прощать, несмотря ни на что.
Еще материалы рубрики:
«Песня о встречном» — первый музыкальный хит советского кино. Кто и как его создал