«Если друг оказался вдруг…» Какая трагедия подтолкнула Высоцкого к написанию песен для фильма «Вертикаль»
Трагедия подтолкнула Высоцкого к написанию песен для фильма «Вертикаль». Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Долгая прелюдия
Было бы странным, рассказывая о фильме «Вертикаль», обратить внимание лишь на песню о друге. Все написанное Высоцким для этой картины моментально ушло в народ. Песни стали хитами и даже гимнами альпинистов: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», «Лучше гор могут быть только горы», «Пусть он в связке в одной с тобой», «Альпинистка моя, скалолазка моя!», «Мерцал закат, как сталь клинка».
В общем, что ни песня, то шедевр. А ведь стихи не давались поэту почти до самого окончания съемок. Впрочем, обо всем по порядку.
Профессия альпиниста в СССР в 1960-е продолжала иметь стратегическое значение. Совсем немного, 20 лет прошло с окончания войны. Благодаря советским альпинистам фашистам не удалось взять Северный Кавказ. Сценарий Сергея Тарасова сначала рассказывал о единственном выжившем солдате из группы военных альпинистов. По задумке, после войны он проходил маршрутом, на котором потерял друзей. На экране периодически появлялись военные сцены как воспоминания бойца. Сценарий утвердили. Доверили его режиссеру Николаю Рашееву, позже снявшему ленту «Бумбараш» с Валерием Золотухиным в главной роли. Производство «Вертикали» запустили на Одесской киностудии. Но Рашеев был приверженцем театрально-фантазийного жанра. Когда Тарасов увидел на бумаге режиссерскую версию сценария, где в первой сцене герой на альпинистском тросе ползет по кремлевской стене, постановщика отстранили.
В ту пору на Одесской киностудии выпускники ВГИКа Станислав Говорухин и Борис Дуров должны были снимать дипломную работу. Поскольку Говорухин по первой специальности был геологом, знакомым с горным туризмом, дирекция предложила начинающим постановщикам поработать над лентой. Друзья тоже вольно переделали литературную основу, убрав военную линию и сделав рассказ о подвиге современников в горах. Сценарист махнул рукой и ждал, что из этого выйдет на экране. Такой скепсис со стороны автора был опасен, так как Тарасов в ту пору был не просто писателем, а членом сценарно-редакционной коллегии Комитета по кинематографии при Совмине СССР.
Против Высоцкого
Поскольку лента стояла в плане Одесской киностудии, а времени упустили немало, кинопроб актеров не было. Их подбирали по картотеке. Борис Дуров выбрал Высоцкого, так как помнил, что он не только актер, но и бард. Правда, как актера его знали только зрители Театра на Таганке. Миллионная аудитория слушала его песни на бобинных магнитофонах, но не знала его в лицо. Режиссеры рассчитывали, что Владимир Семенович напишет песни и для картины. Узнав об этом, руководство киностудии выступило против. Песни Высоцкого запрещали для печати, за глаза называли блатными. Начальство попробовало заменить Высоцкого на очень популярного тогда барда Юрия Визбора. Но тот то ли оказался занят, то ли не был в восторге от сценария, словом, вежливо отказался. Тем не менее Высоцкого по-прежнему утверждать не хотели. Тогда Говорухин, зная, что план киностудии «горит», пошел на хитрость и выставил ультиматум, сказав, чтобы искали других постановщиков. Времени на это не оставалось. А невыполнение плана грозило уменьшением бюджета студии на следующий год. В результате с условием, что Высоцкий будет только сниматься и никаких песен в его исполнении и авторстве не прозвучит, начальство дало добро.
Лед тронулся
Группа выехала в Приэльбрусье в июле 1966 года. Вначале актеров не снимали, им дали возможность обжиться в образах, взойдя на тренировочный пик высотой 3 000 м. Их сопровождала инструктор Мария Готовцева. Ей-то поэт и посвятил песню «Скалолазка».
Но в целом расчет режиссеров на то, что бард, попав в горы, будет вдохновлен и сразу выдаст хиты, оказался неверным. Высоцкому приносили бобины с песнями об альпинистах, их тогда много писалось. Но ничто не могло подвигнуть его на творчество в нужном русле. Горная романтика не будоражила. Шло время, картину почти сняли, а песни не рождались. Зато, послушав рассказы коллеги Ларисы Лужиной, сыгравшей врача, о поездках на кинофестивали, в том числе во Францию, он написал известную всем «Куда мне до нее! Она была в Париже, и я вчера узнал — не только в нем одном». Конечно, песня посвящена Лужиной, а не Марине Влади, как многие полагали.
Только на последнем этапе работы стало ясно: барду нужны были не горные красоты, а человеческая драма, подвиг. Станислав Говорухин вспоминал: «На пике Вольная Испания случилось несчастье. На глазах съемочной группы погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. Происходило нечто значительное и драматическое. Можно же было подождать неделю, пока утихнет непогода, в конце концов, тот, ради кого рисковали жизнью эти люди, все равно был уже мертв. Но нет, альпинисты упрямо штурмовали вершину. Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался понять, ради чего все это… Так родилась самая знаменитая — «Если друг оказался вдруг…».
В течение суток после события он написал и остальные песни, вошедшие в картину.
Заставили убрать
Как мы помним, руководство Одесской киностудии запретило использовать произведения Высоцкого в ленте. Тогда режиссеры пошли на еще одну уловку: сдали начальству фильм без песен. Кино выглядело пресно, но чиновников это устраивало. Взбешен был только сценарист Сергей Тарасов. Он быстро вышел из просмотрового зала. В фойе его ожидал Высоцкий. Сценарист сказал ему что-то грубое, прошел мимо. Поэт настоял на том, чтобы вместе отправиться в гостиничный номер и послушать написанные для картины песни, которые запрещают включать в ленту.
…Когда в комнате прозвучала последняя мелодия, Тарасов сидел очарованный и пораженный, понимая: хиты спасут фильм, «сошьют» его воедино. Но теперь возникала еще одна проблема: Владимир Семенович не был членом Союза композиторов, а без этого его не могли включить в ведомость как мелодиста. Выход нашли быстро: Станислав Говорухин вспомнил про давнюю знакомую, аспирантку Софью Губайдулину, которая вступила в Союз композиторов. Она быстро сделала концертную аранжировку музыки Высоцкого. Отдельно написала несколько тревожных мелодий, которые использовали в сценах восхождения. И теперь фамилию девушки могли вставить в титры как композитора фильма и соавтора песен. Так решили все формальные вопросы. Правда, песню о «близкой и ласковой» скалолазке начальники заставили убрать из картины.
Премьера фильма состоялась в июле 1967-го. Народ шел в кинозалы, чтобы посмотреть на того, чей хриплый голос они давно слышали на магнитофонных записях. В октябре того же года вышла пластинка с песнями из фильма, ставшая первой в творческой биографии поэта. На своих концертных выступлениях он часто вспоминал картину, и залы в разных городах с удовольствием слушали песни о людях, одержимых горными вершинами.
Еще материалы рубрики:
«Песня о встречном» — первый музыкальный хит советского кино. Кто и как его создал
«Друга я никогда не забуду…». Как советская песня о любви и мире стала военной
Смотрите также: