«Выйти замуж за капитана». Почему сценарий фильма 5 лет пролежал на дальней полке
В изначальной версии сценария фильма «Выйти замуж за капитана» героиня Веры Глаголевой была одной их четырех вероятных невест офицера-пограничника. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Капитан-пограничник Александр Блинов приезжает в отпуск на родину. Волей случая он должен передать посылку незнакомой ему девушке Елене Журавлевой. Она оказывается фотокорреспондентом, которая втягивает его в свои бытовые проблемы и расследование о бесхозяйственности в одном из колхозов-миллионеров. Постепенно офицер понимает: Елена ему небезразлична.
Забытый сценарий
Валентин Черных, автор сценария фильмов «Москва слезам не верит» (1979), «Любить по-русски» (1995), безусловно, российский кинематографист. Но с таким же успехом его можно назвать классиком белорусского кино. Перу Валентина принадлежат сценарии отечественных фильмов «Культпоход в театр» (1982) Валерия Рубинчика, «Водитель автобуса» (1983) с Виктором Тарасовым в главной роли, «Сын за отца» (1995), где сыграли отец и сын Еременко, «Рейнджер из атомной зоны» (1999) Вячеслава Никифорова.
В конце 1950-х будущий литератор проходил срочную службу в пограничных войсках. А когда вернулся в родной Псков, мать устроила парад невест, сватая ему дочерей всех своих подруг. Случай запомнился. И спустя 20 лет, в 1978 году, Черных создал сценарий «Выйти замуж за капитана» и отнес его на «Ленфильм». Редакторы сочли, что автор показал социально дезориентированного офицера, который вместо популяризации своей героической профессии среди местной молодежи в деревне тратит отпуск на общение со взбалмошными девицами. А вскоре советские войска вошли в Афганистан. Главное политическое управление Советской армии (ГлавПУР) затребовало ленты, поднимающие имидж военных. Сценарий Черных положили на дальнюю полку.
В 1983 году он попал в руки режиссеру Виталию Мельникову, который снял ленты «Начальник Чукотки» (1966), «Мама вышла замуж» (1969), «Старший сын» (1975) и другие. Его картину «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова в 1979-м запретили. Поскольку детство и юношество Мельникова прошли на Дальнем Востоке и в Сибири, где он много общался с жившими по соседству офицерами-пограничниками, тема сценария показалась ему близкой, хотя к службе в погранвойсках отношения не имела. Единственное, его смущала первоначальная версия произведения. В ней офицер Блинов не просто приезжал в отпуск к матери. Он прибыл на родину с целью найти будущую супругу. Знакомился с девушкой-поваром, потом с учительницей, врачом… И лишь после это судьба свела его с Леной. Своеобразная интерпретация фильма «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970), который, кстати, тоже снял Мельников.
Режиссер предложил удалить из сценария все линии с другими потенциальными невестами, кроме главной, и не обозначать, что цель Блинова — жениться. Создать зарисовку из жизни, в которой есть случайная встреча, симпатия, а в итоге — любовь. Черных согласился на такую версию изменения сценария.
Актерский азарт
С одной стороны, Виктор Проскурин к середине 1970-х — признанная советская кинозвезда. За плечами ленты «Однажды двадцать лет спустя» (1980), «Пиковая дама» (1982), где видна мужская основательность актера. С другой, авторы не могли себе представить Генку Ляпишева из «Большой перемены» (1972) в форме военного. Но кинопробы показали: актер справится.
На роль Лены рассматривали четырех претенденток, включая Елену Сафонову. Но на роль Журавлевой утвердили Веру Глаголеву, несмотря на отсутствие актерского образования. Она уже успела сняться в 10 картинах, где показала себя как профессионал. Правда, был еще один существенный фактор: Глаголева соседствовала по даче со сценаристом. Он знал: ее хрупкая внешность обманчива. У Веры твердый характер. Мельников согласился с выбором.
Эпизодические роли исполнили известные актеры. Маму Лены Веру Семеновну сыграла Вера Васильева со свойственным ей кокетством. Хозяйкой модного салона в ленте стала Светлана Крючкова.
Режиссер Виталий Мельников учился во ВГИКе в один период с Николаем Рыбниковым и видел: популярный в 1950-е актер страдает от отсутствия ролей. В начале 1980-х ему было 50 с небольшим, но новая эпоха в кинематографе отвергла его. Поэтому без всяких проб постановщик предложил ему сыграть Кондратия Петровича, который донимает героиню, будучи соседом по коммуналке. Многие краски образа Рыбников придумал сам. Когда кино вышло, все убедились, что его актерский азарт не угас, и порадовались этому.
Точные выстрелы
Работа над фильмом проходила в 1983 году в Днепропетровске. Некоторые сцены сняли рядом, в городе-сателлите Новомосковске. Неожиданный для первой половины 1980-х эпизод, где героиня Глаголевой обнажает грудь во время купания в реке, запечатлена под Самарой. В Гатчинском районе Ленинградской области подыскали деревню, где зафиксировали на пленке сцены пребывания Блинова в родном селе. Военную часть — место службы главного героя, к которому в финале прилетает Елена, — нашли на территории Хичаурского погранотряда в Аджарии. Там произошел интересный случай. Военные допустили съемочную группу только на жилую территорию погранотряда, где располагались казармы. За нее велели не выходить. Любопытная Глаголева услышала выстрелы, раздававшиеся со стрельбища, расположенного неподалеку, и без спроса пошла на их звук. Опасность действительно серьезная, ведь актриса могла оказаться на линии огня. Однако этого не случилось. Военные сразу узнали Глаголеву. Поскольку она в юности стала мастером спорта СССР по стрельбе из лука, глаз был наметан. Девушка попросила пострелять по мишеням из пистолета и выбила все «десятки»! Заместитель начальника заставы хотел ее увести со стрельбища, но все присутствовавшие начали брать у нее автографы! Вовремя подоспевший постановщик, заметив позитивное настроение пограничников, предложил снять на камеру умения актрисы. Она стреляла с вытянутой руки, и эти кадры вошли в кино.
При сдаче картины вновь возникли претензии со стороны ГлавПУРа. Поэтому фильм удалось выпустить в кинопрокат только летом 1986 года. Тогда же, по версии журнала «Советский экран», Глаголеву назвали лучшей актрисой года, а Николая Рыбникова — лучшим эпизодическим актером.
Надо признать: есть в картине некая магия. Вроде обычная мелодрама, в которой известно всё наперед, но видишь фрагмент — и хочется досмотреть до финала.
Еще материалы рубрики:
Ужастики, любовные драмы, боевики… На что чернобыльская катастрофа вдохновляет кинематографистов
Остроты Фаины Раневской и красота Любови Орловой. Как снимали послевоенный фильм «Весна»