Взрывали немецкие штабы и мосты. Как уроженец Минска участвовал в создании чудо-оружия
Студенты не догадывались, что их пожилой преподаватель работал на оборонку и создавал чудо-оружие. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Видимо и невидимо
На рассвете 16 октября 1941 года Одессу морем покинули последние ее защитники-герои. Через 6 дней в оккупированном городе в бывшем здании НКВД на улице Энгельса, где находился штаб 10-й пехотной дивизии 4-й румынской армии, собрались около 50 старших офицеров и генералов сигуранцы (румынской службы безопасности) и гестапо. Неожиданно в помещении раздался взрыв огромной силы. Сигнал, приведший устройство в действие, советскому радиофугасу был подан с одной из крымских радиостанций, расположенной за сотни километров.
В ноябре 1941-го в оккупированном Харькове военный комендант генерал-майор Георг Браун выбирал себе дом. Остановился на роскошном особняке на улице Дзержинского. Его построили для первого секретаря компартии Украины Станислава Косиора. Здание поручили проверить саперам. Те в подвале обнаружили огромную мину замедленного действия с 600 кг аммонала. Все успокоились. Никому в голову не пришло, что столкнулись с обманкой. Еще глубже был спрятан радиофугас, начиненный 350 кг взрывчатого вещества.
Командир саперов доложил Брауну, что особняк чист, можно заселяться. Вечером 13 ноября гитлеровцы провели совещание в одном из залов здания. В 4 часа 20 минут сработал фугас, особняк был уничтожен полностью. Вместе с комендантом погибли 2 адъютанта и 6 солдат из обслуги. Но главное не это. Радиосигнал прилетел с одной из радиостанций… Воронежа. То есть с расстояния около 1 000 км! Фашисты обыскали все подвалы близлежащих домов, провели экспертизу, доложили Гитлеру о секретном неизвестном оружии, которое можно привести в действие с большого расстояния. Это ввело немецкое командование в ступор.
Кто бы мог подумать, что у истоков создания и совершенствования этой системы стоял пожилой интеллигентный профессор Ленинградского политехнического института.
Почти как Тесла
Владимир Федорович Миткевич родился 3 августа 1872 года в Минске в семье священника. Окончив минскую гимназию в 1891-м, юноша поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Теория электромагнитных явлений, эксперименты в области электричества — вот что в то время увлекало молодежь, склонную к точным наукам.
По окончании учебного заведения Миткевич преподавал электротехнику в Петербургском электротехническом институте, физику в Горном институте. Когда в 1901 году в связи со студенческими революционными волнениями уволили нескольких преподавателей, Владимир Федорович тоже ушел в знак протеста. Однако через год Миткевич работал в Петербургском политехническом институте и задержался там на 37 лет! Самой любопытной для него продолжала оставаться теория электромагнитных явлений. Тогда он и установил связь между электрофизикой и электротехникой, что впоследствии использовалось в оружии. Темы его научных работ «Электрическая передача энергии», «Теоретические основы электротехники» и десятки других приближали рядового преподавателя к совсем иному этапу его жизни.
Когда произошла Октябрьская революция, ученому исполнилось 45 лет. Казалось, ничто не может измениться в укладе и деле, которым он занимался всю жизнь. Но пути Господни неисповедимы.
Показательные испытания
В начале 1920-х Владимир Иванович Бекаури, инициативный и пробивной инженер-железнодорожник, добился от Ленина права открыть Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро). Организация занялась созданием оружия и техники для диверсантов — взрывных устройств, транспорта для подводников, средств связи. Бекаури досконально изучил научные труды Миткевича. Предложил ему поучаствовать в создании первого радиофугаса. Таких энергичных, пробивных людей, как Бекаури, вокруг темы радиоуправления будет много — Курчевский, Гроховский, Дыренков. Они внесут свою лепту в организацию, но всеми научными и техническими разработками будет заниматься Владимир Федорович до самой смерти (в 1951-м).
Передача любых радиосигналов в те годы — новое веяние. И когда в высоких кабинетах Бекаури и Миткевич рассказывали, что вскоре смогут запускать взрывные устройства, находясь в тысячах километров от них, многие усмехались. Однако им поверил комиссар по военным и морским делам Михаил Фрунзе, приказав приготовить показательные испытания. В июле 1925-го Михаил Васильевич вместе с группой высших офицеров армии и флота увидел, как пять фугасов с радиовзрывателями спрятали на окраине Ленинградского порта. В 25 км от берега в Финском заливе дрейфовал тральщик «Микула». С его радиостанции в условленное время и заданном командирами порядке были поданы сигналы. Фугасы сработали как по нотам. Присутствовавшие поражались.
В марте 1927-го в районе Малой Вишеры Новгородской области провели новые испытания. Радиосигнал подавался за 170 км от места взрыва из Ленинграда. В мае того же года члены советского правительства, в частности председатель Всероссийского ЦИК Михаил Калинин и другие, решили подивиться на чудо. Приехали как на шоу. Миткевич и Бекаури продемонстрировали им управление взрывом на расстоянии 600 км! Радиофугас назвали «БЕМИ» по первым двум буквам фамилий Бекаури — Миткевич. Изделие приняли на вооружение, и в 1930-м началось серийное производство.
Подразделения, действовавшие с этим оружием, назвали ТОС — техника особой секретности.
Боевая награда
Фугасы и мины совершенствовались. Миткевич, работая на оборонку и скрывая от коллег и родных двойную жизнь, продолжал преподавать, писать научные труды. Правда, сослуживцы не могли понять, почему у него в 60 лет вдруг начался взлет по карьерной лестнице. Возглавил отделение технических наук АН СССР, секцию по разработке научных проблем электросвязи. Стал деканом. В 1933-м ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники. Вскоре наградили и боевым орденом Красной Звезды. После этого профессору перестали задавать всякие вопросы, понимая: он делает что-то, о чем лучше не знать.
В 1937 году Бекаури арестовали, через 4 месяца расстреляли. Реабилитировали в 1956-м. Миткевича не тронули. Правда, «БЕМИ» стали расшифровывать как «Беспроводная мина». Не может тайное оружие носить имя врага народа.
К началу войны при участии Владимира Федоровича создан радиофугас Ф-10 с расширенными функциями и возможностями. 17 июля 1941-го с расстояния 150 км был взорван штаб немецкого 56-го механизированного корпуса в поселке Струги Красные Псковской области. 4 августа 1941 года таким же фугасом недалеко от Орши уничтожили мост на шоссе Минск — Москва. История сделанного в 1920-х изобретения продолжалась до самой Победы. Профессор в 71 год был удостоен Сталинской премии, продолжал научную и преподавательскую деятельность, не забывая принимать зачеты у студентов.
Еще материалы рубрики:
Академики из десятков стран аплодировали стоя. Вспоминаем ученого и конструктора Владимира Меркина
Засекреченный герой. Чем прославился выходец из Беларуси конструктор Семен Косберг
Придумал монумент Победы в Минске и проектировал дома сельчанам. Две судьбы архитектора Заборского
Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске! А создал их наш земляк Леонид Шварцман