1200 90

Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске! А создал их наш земляк Леонид Шварцман

Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске. Жив и создатель их образов на экране. Нашему земляку 30 августа исполнился 101 год! Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Чья прическа у Шапокляк

16 pol 1В России Леонида Шварцмана называют отечественным Диснеем. Он как художник-постановщик явил миру мультфильмы про крокодила Гену и Чебурашку, котенка по имени Гав. Рассказал с экрана про 38 попугаев и дядю Степу — милиционера. Его кисти принадлежат удивительные полнометражные мультипликационные шедевры, такие как «Снежная королева» (1957), «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), и десятки других. Они ничуть не проигрывают красочным диснеевским, созданным в те же годы. А всё потому, что в 1945-м, поступая во ВГИК и собираясь стать художником игрового кино, Леонид увидел американский мультфильм про олененка Бэмби и понял, что займется мультипликацией и сделает ее лучше, чем у идеологических соперников!

16 pol5

Немига в зарисовках

Родился художник в Минске в 1920 году. Семья жила на Раковской, и его детство проходило в не существующих сегодня кварталах старой Немиги. Эти улицы вместе с Советской (ныне проспект Независимости), Карла Маркса перекочевали в постановки мультипликатора, прежде всего в цикл про крокодила Гену и Чебурашку. Например, Чебурашка идет в школу, похожую на довоенную 4-ю, что и сейчас стоит на улице Красноармейской. Результаты труда художников — не только плоды фантазии. Они привносят в свои произведения мелочи и штрихи из жизни. Например, собранные в пучок на затылке волосы Шапокляк Шварцман позаимствовал у тещи — Нины Домбровской, которая преподавала иностранные языки в московской спецшколе (среди ее учеников — сын Сталина Василий).

Сам Леонид учился в 5-й школе на улице Ленина (сегодня на этом месте жилые дома № 7, 9 и 11). Напротив до войны находился старый почтамт. Теперь там корпус Нацбанка. Потом мальчик перешел в 42-ю школу, располагавшуюся в бывшем доме губернатора на площади Свободы рядом с костелом Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии.

Родители парня были глубоко верующими иудеями. Пытались и Леонида приобщить к вере, в течение года к нему приходил раввин-богослов. Но в конечном итоге слегка шлепнул парня по затылку и назвал безбожником. Чего он еще хотел от советского подростка?

Триумфальное шествие

В 1935-м Леонида отдали в художественную студию, где преподавал Валентин Волков, позже создавший известное полотно «Минск. 3 июля 1944 года». Существовала великолепная традиция выставлять рисунки ребят в витринах магазинов на центральной Советской улице. Серию зарисовок Шварцмана на тему «Приключений Гулливера» Джонатана Свифта выставили в витрине ГУМа!

В 1938-м, переехав в Ленинград, где жила сестра, юноша поступил в школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры. Это что-то вроде художественного училища. Студенческие годы всегда радужные. Но времена были непростые. Однажды его приятель, иллюстратор Георгий Храпак, шел на встречу с друзьями, немного запаздывая. Оказавшись на месте, увидел, что машина с приятелями уже отъезжает. Еще подумал: откуда у них автомобиль? Бросился наперерез, дескать, подождите, меня забыли. Оказалось, это был арест. Храпака тоже забрали, вернулся через 10 лет.

Когда в 1941-м Леонид закончил учебу, началась война. Чтобы выжить, устроился на Кировский завод. Управленцы предприятия, узнав, что их токарь еще и художник, поручили ответственное дело: нарисовать портрет Кирова. Получилось. Так к токарному делу добавилось полставки оформителя. Завод успели эвакуировать в Челябинск, где до конца войны Шварцман стоял у станка. Правда, до отъезда поучаствовал в защите города на Неве, удостоен медали «За оборону Ленинграда».

16 pol3 1

Леонид Шварцман и Иван Уфимцев во время съемок кукольного мультфильма из серии «38 попугаев» 1978 г.

После Победы Леонид отправился в столицу. Окончив ВГИК, пришел на «Союзмультфильм». В 1950-е годы остро встал вопрос о создании мультипликационных эпических и народных сказок. Требовали, чтобы в них присутствовали полноценные образы положительных героев, а не утрированные мультяшки. Поэтому до прорисовки персонажей подготавливались снятые на пленку сцены, сыгранные живыми актерами. Потом под специальными столами с мини-экранами устанавливали проекторы. Изображение проецировалось. Художники покадрово обводили отснятый материал, превращая его в анимацию. Метод назывался ротоскопированием, или, по названию столиков с экранами, эклером. В своем первом полнометражном мультфильме «Аленький цветочек» совместно с коллегой Александром Винокуровым и группой мультипликаторов Шварцман смог добиться удивительной натуральности образов. Хотя, казалось бы, что особенного: обвел линии — и все дела. Но нет. Переведенное изображение подвергалось переработке, изменялись пропорции и многое другое.

Мультфильм «Золотая антилопа» режиссера Льва Атаманова, где главным художником вновь был Шварцман, получил почетный диплом VII Каннского международного кинофестиваля за высокие художественные качества, диплом I Британского международного кинофестиваля в Лондоне. Сейчас откуда-то взялось мнение, что советскому кино и мультипликации было далеко до западных аналогов, а ведь это не так.

В следующем полнометражном мультфильме «Снежная королева» Леонид сделал акцент на главной отрицательной героине. Внешность Снежной королевы рисовали тем же способом ротоскопирования с озвучивавшей ее актрисы Марии Бабановой. Остальных придумывали с нуля. И снова первая премия на IX МКФ для детей и юношества в Венеции, приз за полнометражный мультфильм XI МКФ в Каннах, первая премия на Международном фестивале анимационных фильмов в Риме.

16 pol2 1Советские мультфильмы закупали для показа десятки стран. Государство имело колоссальную прибыль, исчисляющуюся миллионами. Леонид Шварцман, человек, имевший к этому прямое отношение, по его собственному признанию, всегда оставался равнодушен к деньгам. За границу на фестивали выезжал постоянно. Западные коллеги думали, что он давно состоятельный человек. А Леонид на скромные суточные и командировочные закупал отсутствовавшие в СССР фломастеры, дефицитные на родине виды красок, кистей. Супруга Татьяна, с которой Леонид Аронович прожил на сегодняшний день 70 лет, не обижалась на отсутствие презентов из-за рубежа. Так как она тоже художник, понимала: качественные средства производства для мультипликатора намного важнее безделушек.

Камень преткновения

Хоть Шварцман создал десятки популярных мультфильмов, долго не утихали скандалы вокруг одного. Поскольку Чебурашка стал даже талисманом сборной России на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах, не говоря уже об использовании его образа в рекламе, к Леониду Ароновичу часто обращались с вопросом об авторском праве. Все коллеги знают, что визуальный типаж придумал именно он, но дивиденды достались только покойному ныне писателю Эдуарду Успенскому и его наследникам. Мультипликатор всегда отвечал, что никогда не получал авторских гонораров, жил на зарплату «Союзмультфильма». Дополнял, что Успенский создал образ Чебурашки как писатель, а он нарисовал этого персонажа как художник. В книге «Крокодил Гена и его друзья» есть только одно описание героя под этим именем. Автор во вступлении вспоминает: когда он был маленьким, ему родители подарили бракованную игрушку, это был мохнатый зверек с огромными желтыми глазами, как у филина, с крупной круглой заячьей головой и с маленьким хвостиком, как у медвежонка. Про большие уши ни слова. Как мы помним, у всем известного бренда глаза вовсе не желтые, а карие, детские. Хвостик тоже отсутствует, а уши заметные. Шварцман вспоминал, что над Чебурашкой работал почти весь подготовительный период, а он длился полгода. Персонаж был необычным. Довольно часто приходил режиссер Роман Качанов, знакомился с набросками, они обсуждали, спорили. Эдуард Успенский ни разу не появился в процессе работы и не видел рисунков мультипликатора.

16 pol1 1

Такого всенародного успеха не ожидали. Когда прокатилась волна популярности, никто, кроме Успенского, так и не смог юридически оформить хоть малую долю прав на персонаж. Не прозвучало также слов благодарности и заявления о том, что Шварцман имеет отношение к Чебурашке. Даже в Японии, где мультгерои очень полюбились и уже снято гораздо больше, чем в СССР, серий с их участием, все считают единственным создателем бренда Успенского. Не в нашем менталитете плохо говорить о том, кто уже не может ответить. Но сам Успенский неоднократно заявлял, что Чебурашка — только его детище. В комментариях Леонид Аронович сетовал: «Я знал, что Успенский со многими судился. Я не смог доказать авторство. Не готовился к этому, когда рисовал, не фиксировал аргументы, в голову не приходило, что можно отрицать очевидное. Смешно и нелепо, что Чебурашка «сам появился» из «желтых глаз» и «головы зайца». Из ниоткуда! Что теперь говорить-то. Нужны ли Успенскому деньги на том свете? А вот память, которая останется после нас, важна. Сейчас для меня главное — здоровье и жена рядом. А остальное и так есть, включая воспоминания о детстве, частичку которых я вложил в мультфильм».

16 pol4

Благо на довоенный Минск в мультфильме никто не может оформить авторские права! Того города просто не существует. Он остался в памяти художника и в кукольной стране, где всё еще живет Чебурашка.

Еще материалы рубрики:

Первый в мире патент на геликоптер в 1912 г. получил гомельчанин Федор Евстафьев. История изобретения

Спецоперация НКВД. Зачем одного из лучших архитекторов Минска Александра Воинова в 1943-м доставили на Лубянку

Как житель Бреста стал британским изобретателем, меценатом, одним из королей табачного бизнеса Европы

Изобрел чудо-вакцину и подарил ее людям. История жизни Альберта Сейбина, спасшего миллионы жизней

Как минчанин Лазарь Лагин сочинил сказку о старике Хоттабыче

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Впервые в Минске организовали «День первокурсника» для учащихся колледжей. Как это было

Масштабный праздник «День первокурсника #Колледжи Минска-Зачетный старт в будущее» состоялся на площадке спортивного комплекса «Футбольный манеж» 21 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 18 10 46 kopiya

Более 5 тыс. учащихся столичных учреждений среднего специального образования собрались в Футбольном манеже, чтобы весело отметить «День первокурсника». Подобный праздник для ребят проводится впервые, он станет традиционным для Минска. К учащимся колледжей у руководства города особое отношение: это будущие кадры для всех сфер экономики столицы и ведущих предприятий.

photo 2024 11 21 18 10 27 kopiya

— Впервые решили провести для первокурсников столичных колледжей такое мероприятие, которое позволит им ближе познакомиться, пообщаться друг с другом, зарядиться хорошими эмоциями, — отметил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский. — Наши колледжи — это огромный кадровый ресурс для столичной экономики. Мы на этих ребят очень рассчитываем, всячески их поддерживаем и хотим, чтобы им было комфортно получать образование в учебных заведениях, осваивать профессии, которые позволят им стать успешными в жизни.

photo 2024 11 21 18 14 46 3 kopiya

Помощник Президента Беларуси — инспектор по г. Минску Юрий Фролов, заместитель министра образования Екатерина Петруцкая и А. Стригельский дали торжественный старт первокурсникам в мир увлекательной учебы и постижения азов будущих специальностей, подписав символическую зачетную книжку.

photo 2024 11 21 18 10 40 2 kopiya 1

photo 2024 11 21 18 14 46 2 kopiya

— Важнейшее мероприятие для первокурсников, призванное показать, насколько каждый молодой человек важен для страны, насколько в нем заинтересованы. Ребята на пути к новой взрослой жизни, получают профессию. Они — наше будущее, и кто, если не они, сделают страну еще сильнее, — сказал Ю. Фролов

Напутственные слова новобранцам прозвучали и от руководителей предприятий и организаций, которые являются непосредственными заказчиками кадров.

photo 2024 11 21 18 10 50 2 kopiya

— Такой праздник — прекрасная возможность пообщаться с ребятами. Завтра эти молодые люди — наши практиканты, а после — сотрудники, дальше — целевики, которых мы отправляем от предприятия на учебу в вуз. И для нас важно поддерживать их на каждом этапе карьерного пути, — сказал генеральный директора предприятия «Керамин» Дмитрий Петруша.

photo 2024 11 21 18 10 50 kopiya

Поздравил первокурсников бренд-шеф ресторанов «Литвины» Александр Чикилевский, который, к слову, и сам в свое время заканчивал столичный колледж.

— Уровень подготовки молодых ребят в колледжах порой даже лучше, чем в вузе. Они сразу получают профессию. Повар, электрик. Не важно, какая это профессия. Главное, она у него в руках, станет опорой на всю жизнь, — заметил А. Чикилевский. — Мы приезжаем в колледж кулинарии, проводим мастер-классы, приглашаем учащихся на стажировку в рестораны. И они окунаются в профессию. Но чтобы добиться успеха в деле, нужно его любить. И постоянно учиться!

photo 2024 11 21 18 10 32 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 34 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 36 kopiya

Юных зрителей ждала концертная программа с выступлением популярных молодежных исполнителей. В завершение вечера — дискотека.

photo 2024 11 21 18 10 31 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 53 kopiya

photo 2024 11 21 18 10 58 kopiya

К слову, в планах у города — проводить еще один традиционный праздник для учащихся колледжей — единый выпускной. Первое мероприятие пройдет летом 2025 года.

Фото Сергея Лукашова