Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске! А создал их наш земляк Леонид Шварцман
Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске. Жив и создатель их образов на экране. Нашему земляку 30 августа исполнился 101 год! Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Чья прическа у Шапокляк
В России Леонида Шварцмана называют отечественным Диснеем. Он как художник-постановщик явил миру мультфильмы про крокодила Гену и Чебурашку, котенка по имени Гав. Рассказал с экрана про 38 попугаев и дядю Степу — милиционера. Его кисти принадлежат удивительные полнометражные мультипликационные шедевры, такие как «Снежная королева» (1957), «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), и десятки других. Они ничуть не проигрывают красочным диснеевским, созданным в те же годы. А всё потому, что в 1945-м, поступая во ВГИК и собираясь стать художником игрового кино, Леонид увидел американский мультфильм про олененка Бэмби и понял, что займется мультипликацией и сделает ее лучше, чем у идеологических соперников!
Родился художник в Минске в 1920 году. Семья жила на Раковской, и его детство проходило в не существующих сегодня кварталах старой Немиги. Эти улицы вместе с Советской (ныне проспект Независимости), Карла Маркса перекочевали в постановки мультипликатора, прежде всего в цикл про крокодила Гену и Чебурашку. Например, Чебурашка идет в школу, похожую на довоенную 4-ю, что и сейчас стоит на улице Красноармейской. Результаты труда художников — не только плоды фантазии. Они привносят в свои произведения мелочи и штрихи из жизни. Например, собранные в пучок на затылке волосы Шапокляк Шварцман позаимствовал у тещи — Нины Домбровской, которая преподавала иностранные языки в московской спецшколе (среди ее учеников — сын Сталина Василий).
Сам Леонид учился в 5-й школе на улице Ленина (сегодня на этом месте жилые дома № 7, 9 и 11). Напротив до войны находился старый почтамт. Теперь там корпус Нацбанка. Потом мальчик перешел в 42-ю школу, располагавшуюся в бывшем доме губернатора на площади Свободы рядом с костелом Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии.
Родители парня были глубоко верующими иудеями. Пытались и Леонида приобщить к вере, в течение года к нему приходил раввин-богослов. Но в конечном итоге слегка шлепнул парня по затылку и назвал безбожником. Чего он еще хотел от советского подростка?
Триумфальное шествие
В 1935-м Леонида отдали в художественную студию, где преподавал Валентин Волков, позже создавший известное полотно «Минск. 3 июля 1944 года». Существовала великолепная традиция выставлять рисунки ребят в витринах магазинов на центральной Советской улице. Серию зарисовок Шварцмана на тему «Приключений Гулливера» Джонатана Свифта выставили в витрине ГУМа!
В 1938-м, переехав в Ленинград, где жила сестра, юноша поступил в школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры. Это что-то вроде художественного училища. Студенческие годы всегда радужные. Но времена были непростые. Однажды его приятель, иллюстратор Георгий Храпак, шел на встречу с друзьями, немного запаздывая. Оказавшись на месте, увидел, что машина с приятелями уже отъезжает. Еще подумал: откуда у них автомобиль? Бросился наперерез, дескать, подождите, меня забыли. Оказалось, это был арест. Храпака тоже забрали, вернулся через 10 лет.
Когда в 1941-м Леонид закончил учебу, началась война. Чтобы выжить, устроился на Кировский завод. Управленцы предприятия, узнав, что их токарь еще и художник, поручили ответственное дело: нарисовать портрет Кирова. Получилось. Так к токарному делу добавилось полставки оформителя. Завод успели эвакуировать в Челябинск, где до конца войны Шварцман стоял у станка. Правда, до отъезда поучаствовал в защите города на Неве, удостоен медали «За оборону Ленинграда».
После Победы Леонид отправился в столицу. Окончив ВГИК, пришел на «Союзмультфильм». В 1950-е годы остро встал вопрос о создании мультипликационных эпических и народных сказок. Требовали, чтобы в них присутствовали полноценные образы положительных героев, а не утрированные мультяшки. Поэтому до прорисовки персонажей подготавливались снятые на пленку сцены, сыгранные живыми актерами. Потом под специальными столами с мини-экранами устанавливали проекторы. Изображение проецировалось. Художники покадрово обводили отснятый материал, превращая его в анимацию. Метод назывался ротоскопированием, или, по названию столиков с экранами, эклером. В своем первом полнометражном мультфильме «Аленький цветочек» совместно с коллегой Александром Винокуровым и группой мультипликаторов Шварцман смог добиться удивительной натуральности образов. Хотя, казалось бы, что особенного: обвел линии — и все дела. Но нет. Переведенное изображение подвергалось переработке, изменялись пропорции и многое другое.
Мультфильм «Золотая антилопа» режиссера Льва Атаманова, где главным художником вновь был Шварцман, получил почетный диплом VII Каннского международного кинофестиваля за высокие художественные качества, диплом I Британского международного кинофестиваля в Лондоне. Сейчас откуда-то взялось мнение, что советскому кино и мультипликации было далеко до западных аналогов, а ведь это не так.
В следующем полнометражном мультфильме «Снежная королева» Леонид сделал акцент на главной отрицательной героине. Внешность Снежной королевы рисовали тем же способом ротоскопирования с озвучивавшей ее актрисы Марии Бабановой. Остальных придумывали с нуля. И снова первая премия на IX МКФ для детей и юношества в Венеции, приз за полнометражный мультфильм XI МКФ в Каннах, первая премия на Международном фестивале анимационных фильмов в Риме.
Советские мультфильмы закупали для показа десятки стран. Государство имело колоссальную прибыль, исчисляющуюся миллионами. Леонид Шварцман, человек, имевший к этому прямое отношение, по его собственному признанию, всегда оставался равнодушен к деньгам. За границу на фестивали выезжал постоянно. Западные коллеги думали, что он давно состоятельный человек. А Леонид на скромные суточные и командировочные закупал отсутствовавшие в СССР фломастеры, дефицитные на родине виды красок, кистей. Супруга Татьяна, с которой Леонид Аронович прожил на сегодняшний день 70 лет, не обижалась на отсутствие презентов из-за рубежа. Так как она тоже художник, понимала: качественные средства производства для мультипликатора намного важнее безделушек.
Камень преткновения
Хоть Шварцман создал десятки популярных мультфильмов, долго не утихали скандалы вокруг одного. Поскольку Чебурашка стал даже талисманом сборной России на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах, не говоря уже об использовании его образа в рекламе, к Леониду Ароновичу часто обращались с вопросом об авторском праве. Все коллеги знают, что визуальный типаж придумал именно он, но дивиденды достались только покойному ныне писателю Эдуарду Успенскому и его наследникам. Мультипликатор всегда отвечал, что никогда не получал авторских гонораров, жил на зарплату «Союзмультфильма». Дополнял, что Успенский создал образ Чебурашки как писатель, а он нарисовал этого персонажа как художник. В книге «Крокодил Гена и его друзья» есть только одно описание героя под этим именем. Автор во вступлении вспоминает: когда он был маленьким, ему родители подарили бракованную игрушку, это был мохнатый зверек с огромными желтыми глазами, как у филина, с крупной круглой заячьей головой и с маленьким хвостиком, как у медвежонка. Про большие уши ни слова. Как мы помним, у всем известного бренда глаза вовсе не желтые, а карие, детские. Хвостик тоже отсутствует, а уши заметные. Шварцман вспоминал, что над Чебурашкой работал почти весь подготовительный период, а он длился полгода. Персонаж был необычным. Довольно часто приходил режиссер Роман Качанов, знакомился с набросками, они обсуждали, спорили. Эдуард Успенский ни разу не появился в процессе работы и не видел рисунков мультипликатора.
Такого всенародного успеха не ожидали. Когда прокатилась волна популярности, никто, кроме Успенского, так и не смог юридически оформить хоть малую долю прав на персонаж. Не прозвучало также слов благодарности и заявления о том, что Шварцман имеет отношение к Чебурашке. Даже в Японии, где мультгерои очень полюбились и уже снято гораздо больше, чем в СССР, серий с их участием, все считают единственным создателем бренда Успенского. Не в нашем менталитете плохо говорить о том, кто уже не может ответить. Но сам Успенский неоднократно заявлял, что Чебурашка — только его детище. В комментариях Леонид Аронович сетовал: «Я знал, что Успенский со многими судился. Я не смог доказать авторство. Не готовился к этому, когда рисовал, не фиксировал аргументы, в голову не приходило, что можно отрицать очевидное. Смешно и нелепо, что Чебурашка «сам появился» из «желтых глаз» и «головы зайца». Из ниоткуда! Что теперь говорить-то. Нужны ли Успенскому деньги на том свете? А вот память, которая останется после нас, важна. Сейчас для меня главное — здоровье и жена рядом. А остальное и так есть, включая воспоминания о детстве, частичку которых я вложил в мультфильм».
Благо на довоенный Минск в мультфильме никто не может оформить авторские права! Того города просто не существует. Он остался в памяти художника и в кукольной стране, где всё еще живет Чебурашка.
Еще материалы рубрики:
Изобрел чудо-вакцину и подарил ее людям. История жизни Альберта Сейбина, спасшего миллионы жизней
Как минчанин Лазарь Лагин сочинил сказку о старике Хоттабыче