Как житель Бреста стал британским изобретателем, меценатом, одним из королей табачного бизнеса Европы
Бернхард Бэрон родился в Бресте, стал изобретателем, меценатом, одним из королей табачного бизнеса Европы. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
Эврика
Прежде чем рассказать историю этого выдающегося человека, необходимо напомнить: курение вредит вашему здоровью! К чему эта ремарка, поймете позже.
Будущий мультимиллионер Б. Бэрон появился на свет в 1850 году в Брест-Литовске. С отцом он изрядно помотался в поисках счастья по Российской империи. Когда у парня приблизился призывной возраст, папа решил, что не очень хочет отправлять сына на службу в Российскую армию на целых шесть лет. Да и финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. В то же время ходили слухи, что в далекой Америке при трудолюбии и сообразительности можно сколотить состояние. Дабы избежать службы и получить новые возможности, Бэроны эмигрировали, обосновавшись в Балтиморе, штат Мэриленд. Бернхарду удалось устроиться резчиком бумаги на табачной фабрике, которая была расположена за городом. Будучи пытливым, он ходил по цехам и подробно изучал производство. Узнал, например, что опытный работник может скручивать в минуту до четырех сигарет. Чтобы сэкономить на проезде и жилье, парень ночевал на одном из складов предприятия и пытался понять, где в табачном деле та золотая жила, которая может принести ему деньги. Поскольку с малых лет он трудился и сменил много родов деятельности, в основном связанных с ремонтом механизмов, у него появилась идея. А что, если сигареты будет скручивать не человек, а машина? Тут же он взялся за чертежи, на сэкономленные средства купил расходные материалы. И вскоре смог продемонстрировать хозяину фабрики аппарат, скручивающий 200 сигарет в минуту! Это была революция в производительности. Правда, в этом же 1883 году придумал и запатентовал схожую машину американец Джеймс Бонсек. Так бывает. Идея витала в воздухе, и время ее реализации настало. Узнав о конкуренте, Бернхард тут же усовершенствовал свой аппарат. Теперь он выдавал до 450 сигарет в минуту.
Литературная интрига
Карьера быстро пошла в гору. Эмигрант пытался в корне изменить ситуацию на рынке, но не смог одолеть могущественные табачные тресты. Странно, но на фабриках сигареты по-прежнему скручивали вручную. Финансисты не спешили вкладывать деньги в массовое производство изобретения Бэрона, считая, что машина не может дать то качество скрутки, которого достигают с помощью ручного труда. В 1895-м он упаковал аппарат в контейнер и направился в Лондон, где с небольшим стартовым капиталом основал собственную фирму. Наладил производство своих машин, сдавал их в аренду производителям сигарет из европейских стран и, обладая патентом, торговал правом на изготовление своего детища. В конце концов, заработав 160 тыс. фунтов, в 1903-м он купил табачную фирму. Уже в те годы некоторые ее марки были известны по всему миру. Также компания производила дорогой трубочный и нюхательный табак.
Бэрона считали гением маркетинга. Стоит напомнить, что в эпоху отсутствия радио, телевидения, Интернета единственным методом досужего времяпрепровождения оставалось чтение. Он придумал вкладывать в каждую пачку сигарет популярной у курильщиков марки приключенческие рассказы, своего рода литературные сериалы. Человеку становилось интересно, что будет дальше, и он покупал очередную пачку, не меняя табачный магазин. По маркировке можно было понять, новый ли рассказ внутри. Также в пачку этих сигарет вкладывали марки с картинками. Собрав полный альбом, покупатель получал 325 фунтов, огромные в те времена деньги. Были в пачках и купоны, за которые давали приз.
Цена успеха
Когда началась Первая мировая война, компания Бэрона получила огромный заказ на поставку табака в британскую армию. Теперь в пачки вкладывали англо-французские разговорники для удобства общения с союзниками. В то же время от его фирмы на фронт безвозмездно приходили подарочные посылки для солдат. Вообще, он много занимался благотворительностью. Став мультимиллионером, оставался человеком простых вкусов. Не покупал яхты, картинные галереи, скаковых лошадей. Да и его дом в Брайтоне был не по статусу скромным. Каждый год в его день рождения в декабре все 3 тыс. сотрудников получали дополнительную двухнедельную зарплату и пирог. Он ходил по цехам, беседовал с рабочими, решал их жилищные проблемы. За счет собственных средств основал поименный пенсионный фонд для рабочих, положив на фамилию каждого существенную сумму. Построил санаторий для работников. Подобной практики на заре ХХ века почти не существовало. Вернее, она была на усмотрение владельцев предприятий. Говорят, что толстосумы, узнавая новости из мятежной России, умасливали свой пролетариат на всякий случай. Может быть. Хотя Бернхард был парнем из Бреста и часть жизни прожил нуждаясь, его благотворительность больше похожа на искреннюю. Жертвовал он и на лаборатории при Королевской коллегии хирургов в Лондоне. Больницам выделил 750 тыс. фунтов, выстроил Оксфордский и Сент-Джорджский клубы мальчиков и девочек. Это что-то вроде дворцов пионеров с кружками по интересам, тренажерными залами, площадками для катания на роликах. Открыл фонд для детей-инвалидов, вложив в него 500 тыс. фунтов. Изменение покупательной способности английского фунта таково: то, что в 1913 году можно было купить за 3,87 фунта, сегодня стоит 100 фунтов. Следовательно, чтобы представить истинную ценность его пожертвований, всё умножайте на 30. Это было время, когда, например, автомобиль марки «Форд Т» стоил 500 долларов.
Табачный магнат не был тщеславным. Презирал всё искусственное и несколько раз отказывался от титулов, не являясь на церемонии в Букингемский дворец.
А бизнес Бэрона продолжал развиваться. В 1921-м его фирма первой в истории стала производить сигареты с пробковым фильтром. С годами Бернхард, вероятно, начал осознавать, что курение — зло, хотя никаких внешних предпосылок для таких выводов не существовало. В обществе, где употребление кокаина считалось невинной забавой, табак относили к удовольствиям без последствий. Тем не менее сигаретный магнат уделял большое внимание болезням легких и жертвовал на их исследования.
На его похоронах в Лондоне в 1929 году собрались представители обеих палат парламента, министерств и тысячи благодарных рабочих его предприятий. Во время поминальной службы яблоку негде было упасть. А ведь прибыл он в столицу Великобритании из США в 45 лет, умер в 79, прожив там вторую часть жизни.
Еще материалы рубрики:
Изобрел чудо-вакцину и подарил ее людям. История жизни Альберта Сейбина, спасшего миллионы жизней
Как минчанин Лазарь Лагин сочинил сказку о старике Хоттабыче
Почему Геннадию Гарбуку одинаково хорошо удавались и роли простых крестьян, и образы аристократов
Смотрите также: