За что гитлеровцы прозвали летчиц 46-го авиаполка ведьмами, и кто руководил ночными пилотами
В БССР знаменитый полк Серафимы Амосовой освобождал Могилев, Червень и Минск. Вытесняя гитлеровцев из Польши, советские летчицы совершили 5 421 вылет! За что враг ненавидел этих девушек, называя ночными ведьмами, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Время эмансипации
Летом 1944 года шли бои за освобождение Беларуси. Тыловые части 46-го Таманского гвардейского бомбардировочного авиационного полка («ночные ведьмы») переправлялись через Березину. Едва переехали мост, как из облаков вынырнул «Фокке-Вульф». Тут же из-за леса появился советский По-2 с опознавательными знаками капитана Серафимы Амосовой. Стоит сразу пояснить: По-2 (У-2) — творение авиаконструктора Николая Поликарпова — учебный самолет. Корпус преимущественно из фанеры, открытая кабина, максимальная скорость — 107 км/ч.
В то время некоторые легковушки передвигались быстрее. И на такой летающей «этажерке» Серафима пронеслась низко, указывая своим направление движения передислокации.
А на земле подруги подавали ей знаки руками, предупреждая об опасности. Ведь в воздушном бою у фанерного биплана не было шансов. Серафима заметила вражеский самолет. Почти цепляясь за верхушки деревьев, ускользнула вдоль просеки. Гитлеровец смог только дать несколько слепых очередей наугад. И вдруг произошло то, что ранее не представлялось возможным. До 1944-го По-2 не был укомплектован пулеметом. Пилот и штурман имели только пистолеты ТТ. Но к моменту операции «Багратион» на этих воздушных машинах их установили — Амосова сделала вираж вокруг леса, оказалась у истребителя в хвосте и начала палить из пулемета! Немецкий ас не успел опомниться, как был сбит советской «этажеркой», вспыхнул и врезался в землю у всех на глазах…
С. Амосова родилась в одном из поселков Красноярского края в 1914-м. Дед девочки в конце XIX века перебрался в Сибирь с территории нынешней Беларуси. В семь лет Серафиму приняли в местную школу, где она записалась в оркестр струнных инструментов. Она быстро научилась солировать на балалайке, танцуя вприсядку. Довольно сложный гимнастический пассаж!
Двадцатые годы ХХ столетия — время эмансипации. Окончив школу, Серафима уехала в Красноярск, получила специальность токаря 4-го разряда. Но работала в школах пионерской вожатой, проявляя организаторские способности. На северо-западе Красноярска есть заповедник, который тогда назывался «Столбы». Над ним и сейчас возвышаются живописные скалы, похожие на гигантские столбики. Амосовой и ее подругам как-то удалось забраться на один из них, посмотреть на округу с большой высоты, на небо. Возможно, именно тот случай или все же мода на профессию пилота привели девушку в планерную школу Осоавиахима. Затем ее направили в Тамбовское авиационное училище, которое она окончила в 1936 году. Поступила на службу в гражданскую авиацию. Водила воздушные машины на магистрали Москва — Иркутск.
4–7 полетов за ночь
В январе 1941-го в связи с обострением международной обстановки при Главном управлении гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) начали создавать учебные эскадрильи. Серафиму направили обучать будущих советских пилотов. Но после начала войны, в июне 1941 года, летчица подала рапорт, в котором просила отправить ее на фронт. Девушке отказали, убеждая, что в качестве инструктора она принесет больше пользы. Второй рапорт тоже не дал результата. Только в третий раз, когда Амосова лично привезла бумагу в ГУ ГВФ, она получила одобрительный ответ. После курсов в Энгельсской авиационной школе ее зачислили в 46-й гвардейский бомбардировочный полк под командованием Евдокии Бершанской. Серафима сразу стала командиром первой эскадрильи. Ей было 27 (всего на год младше Евдокии), а возраст остальных 115 девушек — от 17 до 22 лет. Полк укомплектовали самолетами У-2. Пилоты Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова вспоминали: «Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскостью самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР («Проще Пареной Репы»). Масса бомбового груза менялась от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150–200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика». До августа 1943-го летчицы не брали в небо парашюты, чтобы можно было прихватить дополнительные 20 кг бомб. Иногда они совершали 4–7 вылетов за ночь.
Гитлеровцы прозвали их ночными ведьмами за полеты в темноте над вражескими окопами и за пикирование с выключенными моторами перед бомбометанием, когда крылья создавали тихий шелест, подобный звуку метлы.
Семь раз отмерь
В ночь на 12 июля 1942-го в Донецкой области в районе Никифоровки Амосова заметила передвижение колонны вражеских бензовозов. Но сопровождавшие груз зенитчики на бортовых грузовиках окрыли огонь по ее самолету. Несколько осколков угодили в машину. Она юркнула за холмы, будто в бегстве. А потом неожиданно появилась с обратной стороны колонны и сбросила смертельный груз на бензовозы.
В том же 1942 году в Донбассе, на рубеже реки Миус, Серафима не могла найти вражеский штаб, обозначенный на карте. Кружила над местностью. Немецкие зенитчики в заданном квадрате молчали, хотя при наличии там штаба должны были открыть огонь. С третьего захода пилот сбросила бомбы в темноту на свой страх и риск, руководствуясь топографическими отметками. Несколько секунд тишины. Раздались взрывы. И тут же обнаружили себя зенитчики! Не хотели раньше времени демаскировать местоположение. Цель была поражена!
Амосову назначили заместителем командира полка по летной части. Она учила подруг: «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Повторяла: даже из самого катастрофического положения может быть верный выход. Обучала молодых технике ночного пилотирования. Проверяла в небе летные качества каждого начинающего пилота. В поисках районов перебазирования части более 60 раз летала в разведку днем, что для У-2 смертельно опасно. Освобождая Новороссийск, ее пилотная группа совершила 223 боевых вылета. Лично Серафима поднималась в воздух на задания более 550 раз. Участвовала в Северо-Кавказской, Краснодарской операциях, в сражениях на Кубани, в Крыму, Тамани.
В БССР ее полк освобождал Могилев, Червень, Минск. Нужно отметить: вытесняя гитлеровцев из Польши, советские летчицы совершили 5 421 вылет! Вернулись не все. В апреле 1945 года Амосова с командой прорывала оборону противника на Одере.
После победы Серафима Тарасовна вышла замуж за пилота Ивана Тараненко. Двое детей, родившихся в семье, стали кадровыми военными. Легендарная летчица прожила долгую жизнь, редактировала журнал «Боевая подруга», вела общественную работу. Ее не стало в декабре 1992-го.
Еще материалы рубрики:
Чем известен самый молодой генерал Советской армии, и почему смерть обходила его стороной
«Горбатова могила исправит». Принципиальный генерал, который освобождал Беларусь
Путь от рабочего до танкиста. Как белорусский мальчик из села стал Героем Советского Союза
Даже став генералом, комкор кавалеристов Исса Плиев периодически седлал коня и первым мчал в бой