1200 90

За что гитлеровцы прозвали летчиц 46-го авиаполка ведьмами, и кто руководил ночными пилотами

В БССР знаменитый полк Серафимы Амосовой освобождал Могилев, Червень и Минск. Вытесняя гитлеровцев из Польши, советские летчицы совершили 5 421 вылет! За что враг ненавидел этих девушек, называя ночными ведьмами, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

c74d529e82782818113bf447ed3d7059

Время эмансипации

Летом 1944 года шли бои за освобождение Беларуси. Тыловые части 46-го Таманского гвардейского бомбардировочного авиационного полка («ночные ведьмы») переправлялись через Березину. Едва переехали мост, как из облаков вынырнул «Фокке-Вульф». Тут же из-за леса появился советский По-2 с опознавательными знаками капитана Серафимы Амосовой. Стоит сразу пояснить: По-2 (У-2) — творение авиаконструктора Николая Поликарпова — учебный самолет. Корпус преимущественно из фанеры, открытая кабина, максимальная скорость — 107 км/ч.

В то время некоторые легковушки передвигались быстрее. И на такой летающей «этажерке» Серафима пронеслась низко, указывая своим направление движения передислокации.

А на земле подруги подавали ей знаки руками, предупреждая об опасности. Ведь в воздушном бою у фанерного биплана не было шансов. Серафима заметила вражеский самолет. Почти цепляясь за верхушки деревьев, ускользнула вдоль просеки. Гитлеровец смог только дать несколько слепых очередей наугад. И вдруг произошло то, что ранее не представлялось возможным. До 1944-го По-2 не был укомплектован пулеметом. Пилот и штурман имели только пистолеты ТТ. Но к моменту операции «Багратион» на этих воздушных машинах их установили — Амосова сделала вираж вокруг леса, оказалась у истребителя в хвосте и начала палить из пулемета! Немецкий ас не успел опомниться, как был сбит советской «этажеркой», вспыхнул и врезался в землю у всех на глазах…

С. Амосова родилась в одном из поселков Красноярского края в 1914-м. Дед девочки в конце XIX века перебрался в Сибирь с территории нынешней Беларуси. В семь лет Серафиму приняли в местную школу, где она записалась в оркестр струнных инструментов. Она быстро научилась солировать на балалайке, танцуя вприсядку. Довольно сложный гимнастический пассаж!

Двадцатые годы ХХ столетия — время эмансипации. Окончив школу, Серафима уехала в Красноярск, получила специальность токаря 4-го разряда. Но работала в школах пионерской вожатой, проявляя организаторские способности. На северо-западе Красноярска есть заповедник, который тогда назывался «Столбы». Над ним и сейчас возвышаются живописные скалы, похожие на гигантские столбики. Амосовой и ее подругам как-то удалось забраться на один из них, посмотреть на округу с большой высоты, на небо. Возможно, именно тот случай или все же мода на профессию пилота привели девушку в планерную школу Осоавиахима. Затем ее направили в Тамбовское авиационное училище, которое она окончила в 1936 году. Поступила на службу в гражданскую авиацию. Водила воздушные машины на магистрали Москва — Иркутск.

kukuruznik

4–7 полетов за ночь

В январе 1941-го в связи с обострением международной обстановки при Главном управлении гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) начали создавать учебные эскадрильи. Серафиму направили обучать будущих советских пилотов. Но после начала войны, в июне 1941 года, летчица подала рапорт, в котором просила отправить ее на фронт. Девушке отказали, убеждая, что в качестве инструктора она принесет больше пользы. Второй рапорт тоже не дал результата. Только в третий раз, когда Амосова лично привезла бумагу в ГУ ГВФ, она получила одобрительный ответ. После курсов в Энгельсской авиационной школе ее зачислили в 46-й гвардейский бомбардировочный полк под командованием Евдокии Бершанской. Серафима сразу стала командиром первой эскадрильи. Ей было 27 (всего на год младше Евдокии), а возраст остальных 115 девушек — от 17 до 22 лет. Полк укомплектовали самолетами У-2. Пилоты Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова вспоминали: «Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскостью самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР («Проще Пареной Репы»). Масса бомбового груза менялась от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150–200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика». До августа 1943-го летчицы не брали в небо парашюты, чтобы можно было прихватить дополнительные 20 кг бомб. Иногда они совершали 4–7 вылетов за ночь.

Гитлеровцы прозвали их ночными ведьмами за полеты в темноте над вражескими окопами и за пикирование с выключенными моторами перед бомбометанием, когда крылья создавали тихий шелест, подобный звуку метлы.

serafima amosova sleva i rufina gashaeva

Семь раз отмерь

В ночь на 12 июля 1942-го в Донецкой области в районе Никифоровки Амосова заметила передвижение колонны вражеских бензовозов. Но сопровождавшие груз зенитчики на бортовых грузовиках окрыли огонь по ее самолету. Несколько осколков угодили в машину. Она юркнула за холмы, будто в бегстве. А потом неожиданно появилась с обратной стороны колонны и сбросила смертельный груз на бензовозы.

В том же 1942 году в Донбассе, на рубеже реки Миус, Серафима не могла найти вражеский штаб, обозначенный на карте. Кружила над местностью. Немецкие зенитчики в заданном квадрате молчали, хотя при наличии там штаба должны были открыть огонь. С третьего захода пилот сбросила бомбы в темноту на свой страх и риск, руководствуясь топографическими отметками. Несколько секунд тишины. Раздались взрывы. И тут же обнаружили себя зенитчики! Не хотели раньше времени демаскировать местоположение. Цель была поражена!

Амосову назначили заместителем командира полка по летной части. Она учила подруг: «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Повторяла: даже из самого катастрофического положения может быть верный выход. Обучала молодых технике ночного пилотирования. Проверяла в небе летные качества каждого начинающего пилота. В поисках районов перебазирования части более 60 раз летала в разведку днем, что для У-2 смертельно опасно. Освобождая Новороссийск, ее пилотная группа совершила 223 боевых вылета. Лично Серафима поднималась в воздух на задания более 550 раз. Участвовала в Северо-Кавказской, Краснодарской операциях, в сражениях на Кубани, в Крыму, Тамани.

В БССР ее полк освобождал Могилев, Червень, Минск. Нужно отметить: вытесняя гитлеровцев из Польши, советские летчицы совершили 5 421 вылет! Вернулись не все. В апреле 1945 года Амосова с командой прорывала оборону противника на Одере.

После победы Серафима Тарасовна вышла замуж за пилота Ивана Тараненко. Двое детей, родившихся в семье, стали кадровыми военными. Легендарная летчица прожила долгую жизнь, редактировала журнал «Боевая подруга», вела общественную работу. Ее не стало в декабре 1992-го.

Еще материалы рубрики:

Чем известен самый молодой генерал Советской армии, и почему смерть обходила его стороной

«Горбатова могила исправит». Принципиальный генерал, который освобождал Беларусь

Путь от рабочего до танкиста. Как белорусский мальчик из села стал Героем Советского Союза

Даже став генералом, комкор кавалеристов Исса Плиев периодически седлал коня и первым мчал в бой

Предала лучшая подруга. История разведчицы Лидии Базановой, чье имя долго оставалось неизвестным для масс

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Музыканты Президентского оркестра провели мастер-класс на «Марафоне единства»

Музыканты Президентского оркестра Беларуси провели в Могилёвской детской школе искусств № 1 им. И. М. Лученка мастер-класс 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 48 kopiya

Это событие в программе «Марафона единства» стало, пожалуй, самым уютным и трогательным. В музыкальной школе собралась преимущественно детская публика — мальчишки и девчонки, которые мечтают стать знаменитыми музыкантами. Общение с артистами Президентского артиста вызвало у них искренние эмоции.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 58 kopiya

— Выступать перед детьми всегда волнительно. Они оценивающе на нас смотрят, и мы не должны их подвести. Это уже второе выступление в рамках «Марафона единства», и я думаю, что мы будем продолжать встречи с молодыми музыкантами, потому что для них это очень важно и интересно. Бывает непросто задать профессионалу какой-то вопрос. А здесь такая теплая встреча, открытый диалог, — сказал главный дирижер и художественный руководитель Президентского оркестра Виталий Кульбаков.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 65 kopiya

Было немало интерактива. Музыканты решили поставить новый рекорд в исполнении «Полёта шмеля» — предыдущее время 57 секунд. В этот раз композицию исполнили за 54 секунды.

На мастер-классе коллектив исполнил композиции Оловникова, Баха, Римского-Корсакова, Пахмутовой, Чайковского и др.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 67 kopiya

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 57 kopiya

Самым трогательным моментом стало исполнение мечты учащейся школы Александры Смирновой. Девушка играет на домре седьмой год, и ее заветным желанием было сыграть с Президентским оркестром. Александру пригласили на сцену, и мечта девочки исполнилась. Также ей вручили подарок и пожелали поскорее начать карьеру профессионального музыканта.

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 60 kopiya

politika marafon edinstva prezidentskij orkestr stolyarov 50 kopiya

— Историю с мастер-классами мы начали с Бобруйска. Это самое теплое мероприятие, которое только может быть, ведь дети — аудитория, у которой нет поддельной реакции. Если им нравится — значит, нравится, если нет — значит, нет. Сегодня мы расширили наш состав, сыграли «Полёт шмеля» и побили рекорд, проиграли с ребятами новую историю, — сказал представитель рабочей группы по организации и проведению акции «Марафон единства», директор Дворца Республики Максим Приходовский.

Фото Алексея Столярова

Новый виток российско-украинского конфликта обсудили на «Радио-Минск»

Новый виток российско-украинского конфликта и события в стране обсудили в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» депутат Палаты представителей Анатолий Булавко и ведущие Алёна Родовская и Кирилл Казаков. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

⚡️ Военные реалии и безопасность Беларуси – исторический и современный контекст⚡️ Военные реалии и безопасность Беларуси – исторический и современный контекст

Украинский конфликт

Кирилл Казаков: — После разрешения США Украине наносить удары вглубь России последовала незамедлительная атака на Брянскую область — были сбиты пять выпущенных ракет ATACMS. Повлияет ли этот фактор на характер военных действий?

Анатолий Булавко: — С точки зрения практики угроза сильно переоценена. Поставки Запада Украине начались с «нелетальной помощи», затем программу предоставления оружия постепенно расширяли. Самое главное в этих условиях то, что и у нас, и у России есть средства, способные бороться с американскими ракетами. Украинское руководство говорит, что ракеты им нужны для защиты территории, однако возникает закономерный вопрос: «Как удары вглубь России спасут жизни украинцев?» Никак. При этом сейчас приходят сообщения о закрытии посольства США в Киеве. Это свидетельствует о том, что американцы опасаются ответного удара России.

Кирилл Казаков: — Стоит обратить внимание на то, что официально войну между Россией и Украиной никто не объявлял. Последняя ввела военное положение, которое постоянно продлевает. Если же руководство страны решится на объявление войны, тогда будут пересмотрены отношения со всеми международными структурами, включая МВФ и Всемирный банк.

Анатолий Булавко: — Конфликт на Украине продолжит существовать до тех пор, пока это будет кому-то выгодно. Поступает противоречивая информация о наличии у Украины большого количества дальнобойных ракет. Если на выпуске артиллерийских снарядов для самоходных орудий военные заводы разных государств получают колоссальную прибыль по сравнению с тем, что было до начала СВО, то производители ракет ATACMS тоже хотят увеличить свой доход. Поэтому разрешение Штатов Украине наносить удары вглубь России играет им на руку.

Кирилл Казаков: — За два месяца до окончания срока на посту Президента США Джо Байден решил вплотную приблизить мир к войне. К сожалению, украинский народ стал разменной монетой в попытках Байдена и американской администрации ослабить Россию.

Анатолий Булавко: — Большинство украинцев не интересуются политикой: они хотят жить и трудиться на своей земле, но им не дают это делать. В первую очередь они страдают от того, что их власти диктуют им навязанную политику. При этом у России есть огромные военные возможности, которые она не использует в полную силу, потому что не хочет уничтожать украинскую экономику, производственную и логистическую инфраструктуру.

000019 1732187964 677146 big

Фото БЕЛТА

Массовое помилование

Алёна Родовская: — Александр Лукашенко помиловал еще 32 человека, осужденных за экстремистские преступления, — 8 женщин и 24 мужчины. Из них 17 граждан имеют хронические заболевания, у многих есть дети, даже несколько. Сейчас у них появилась возможность начать жизнь с чистого листа.

Анатолий Булавко: — В таких ситуациях возникает вопрос: «Когда люди участвовали в протестах, они думали о своих детях?» Видимо, нет, иначе подумали бы дважды. Уверен, что наш Президент, принимая такое нелегкое решение, учел наличие у этих граждан детей.

Кирилл Казаков: — В 2020 году во время протестов на марши выходили женщины с детьми в колясках. Как многодетные семьи, они получили квартиру от государства — их обеспечили жильем, однако вышли протестовать против тех, кто им это жилье предоставил. В последующем многие уехали из Беларуси, видимо, решив, что на Западе им будет лучше, чем здесь.

Алёна Родовская: — Те, кто брал с собой на протесты маленьких детей, не осознавали, насколько это может быть опасно. В толпе могли находиться провокаторы, принесшие с собой взрывчатые вещества.

Анатолий Булавко: — Они гнались за сиюминутной выгодой и не думали о завтрашнем дне для себя, своих детей или тех, кому они навредили. Их можно сравнить с дрессированными животными, которые за лакомство сделают что угодно. В своих нереализованных амбициях и устремлениях они готовы винить всех, в том числе государство, кроме себя. К сожалению, есть категория людей без моральных принципов и устоев.

Дело Смовского

Кирилл Казаков: — Сейчас проходит суд по делу Константина Смовского, которого обвиняют по 26 эпизодам преступной деятельности. Он возглавлял 118-й карательный батальон, известный прежде всего тем, что сжег деревню Хатынь.

Алёна Родовская: — После окончания Второй мировой войны он проживал в Германии и США, однако власти этих стран предпочли не интересоваться прошлым Смовского или же просто закрыли глаза на его участие в массовом геноциде.

Анатолий Булавко: — В таких случаях мы должны помнить не только подвиги своих героев, но и поступки недругов. То, что спустя 80 лет проходит суд, на котором оглашаются факты геноцида белорусского народа, говорит о том, что мы не забываем тех страшных событий. Память о них нужно передавать из поколения в поколение. Подвиги ветеранов останутся в нашей истории, но, к сожалению, через несколько лет уже почти не будет свидетелей тех событий.

Современные нацисты

Анатолий Булавко: — Между людьми, которые 80 лет назад совершали убийства белорусов, и теми, кто сейчас в Польше и Литве заявляет о смене власти в нашей республике, нет разницы. Если они предпримут какие-то действия в отношении нашей страны, после них останется только выжженная земля. Они прекрасно понимают, что с хлебом и солью их встречать не будут.

Алёна Родовская: — Они много говорят об освобождении Беларуси, хотя на самом деле преследуют только одну цель — уничтожить ее.

Кирилл Казаков: — Нынешний европейский либерализм позволил активному меньшинству, которое призывает к эскалации напряженности в отношениях между нашими государствами, победить и диктовать Европе навязанную политику.