1200 90

Жалеем, но штрафуем… Один день из жизни контролеров общественного транспорта

Про ревизоров существует немало шуток и историй. Им нередко приписывают такие качества, как жестокость, черствость, слепое следование инструкции. О том, как на самом деле проходит рабочий день, рассказали сами представители этой профессии. На передовой побывали и корреспонденты агентства «Минск-Новости».

gorod transport kontrolery stolyarov 7 kopiya

Утром в будний день с ДС «Кунцевщина» отправляемся в рейд с контролером Аллой Пилипец и стажером Иваном Куриленком. Сотрудники «Минсктранса» на станцию приходят засветло, как правило, в 5:30. После медицинского освидетельствования получают видеорегистраторы, необходимую документацию, и работа начинается.

Буквально выпрыгивают из салона

Маршрут всегда планируют заранее. Так, сегодня оплату проезда проверяют в районе станции метро «Каменная Горка». После каждого обхода все детали фиксируют в специальном документе — наряде-задании. Здесь отмечены время начала и окончания проверки, маршрут, принадлежность к парку, регистрационный номер, а также протокол штрафа или квитанции.

gorod transport kontrolery stolyarov 29 kopiya

— Сколько безбилетных пассажиров вы обычно ловите за день?

По-разному, — отвечает И. Куриленок. — Вчера было человек 15. Сегодня утром задержали двоих — мужчину и женщину в состоянии алкогольного опьянения. Раз на раз не приходится.

Именно привычка перемещаться на общественном транспорте без оплаты проезда является основой предвзятого отношения к контролерам, которые просто выполняют свои служебные обязанности, при этом стараясь вежливо обращаться к пассажирам. Но, увы, для некоторых быть зайцем стало уже привычкой. По словам А. Пилипец, таких граждан видно сразу: из окна салона они нервно рассматривают собравшихся на остановке людей и держатся ближе к двери, чтобы успеть покинуть салон транспорта. Во время рейда и нам удалось наблюдать такую ситуацию: женщина, заметив приближающихся сотрудников «Минсктранса», едва ли не на ходу выпрыгнула из автобуса. Стало понятно, почему безбилетников называют зайцами.

gorod transport kontrolery stolyarov 10 kopiya

Выдал год рождения

А как общаетесь с иностранцами? Они ведь могут просто не знать языка или правил оплаты проезда в Беларуси.

Используем приложение в телефоне, чтобы объяснить иностранному гостю, как осуществляется оплата, и стараемся идти навстречу.

Сейчас школьные каникулы и ребята активно ездят по городу. Каким образом они могут подтвердить право на бесплатный проезд, если карту учащегося и справку выдают в сентябре? К тому же многие школьники выглядят старше своих лет, а некоторых взрослых, наоборот, можно принять за подростков.

Тогда спрашиваем любой документ, удостоверяющий личность: паспорт, фото паспорта, иногда даже дневник. Если таковых нет вообще, уточняем возраст и дату рождения. Часто взрослые зайцы сыплются именно на таких вопросах. Например, в прошлом году был случай, когда выдававшая себя за школьницу девушка на автомате назвала свой год рождения — 1996-й.

gorod transport kontrolery stolyarov 18 kopiya

— Говорят, контролеры строгие, без эмоций, не способные к сочувствию. Бывает ли, что вам жалко тех, кого вы штрафуете?

— Конечно, все мы люди. Однако всегда поступаем в соответствии с инструкцией — жалеем, но штрафуем.

Из плюсов — оклад, график и… молодость

А. Пилипец признается, что любит свою работу. Контролером она трудится с 2013 года. До этого работала и коммерческим агентом в фирме, и на заводе «Горизонт», даже торговала на рынке. Женщина продолжает трудиться, хотя уже и достигла пенсионного возраста, чего по ней не скажешь. Контролер признается: именно непростая работа помогает поддерживать себя в форме и всегда быть в хорошем настроении.

gorod transport kontrolery stolyarov 11 kopiya

Праздное времяпрепровождение отрицательно сказывается на самочувствии. А здесь свежий воздух, мне нравится общаться с людьми. Иногда бывают неприятные ситуации, — говорит собеседница, — но со временем становишься стрессоустойчивее, учишься абстрагироваться от негатива. Есть и забавные случаи. Например, заходя в транспорт, я всегда здороваюсь, говорю: «Доброе утро». Пассажиры отвечают: мол, не такое уж оно и доброе, раз вы зашли. «Скажите, пожалуйста, — спрашиваю, — а вам кто-нибудь еще пожелал сегодня доброго утра?» В ответ тишина. «Вот видите, — говорю, — а контролер пожелал». Улыбаются тогда, довольные.

— Влияет ли работа на обычную жизнь? Что помогает избежать выгорания?

— Дома я просто не думаю о том, что происходило на работе. Там другие заботы. У меня два кота, снимаю их и выкладываю видео в TikTok. Общение с питомцами заряжает позитивом.

gorod transport kontrolery stolyarov 8 kopiya

К слову, профессия контролера становится все более популярной и у молодежи. Большую помощь летом оказывают студенческие отряды. Для многих ребят это прекрасная возможность заработать на собственный гаджет или путешествие. Мы также поинтересовались у Ивана Куриленка, почему он выбрал именно такой вариант подработки. Кстати, сегодня у него последний день стажировки. Завтра парень станет полноценным контролером.

Из всех предложенных вакансий эта мне показалась лучшей, — отвечает первокурсник. — Понравилось то, что трудовой договор заключается на 18 дней. Надеюсь, оставшееся время пройдет продуктивно.

gorod transport kontrolery stolyarov 20 kopiya

Рабочий день, по словам Ивана, проходит незаметно, несмотря на то что начинается в 6:00 и длится 8 часов. Причем нередко приходится сохранять хладнокровие в непростых ситуациях. Что касается графика, то и здесь руководство идет навстречу: смены обсуждаются заранее, есть возможность работать на 0,5 ставки. При этом заработная плата будет достаточно высокой. Можно трудиться и на 0,25 ставки — только в выходные.

gorod transport kontrolery stolyarov 36 kopiya

Компетентно

Сергей Милашевский, начальник контрольно-ревизорской службы филиала «Минский автовокзал» государственного предприятия «Минсктранс»:

С контролерами постоянно работают как руководство контрольно-ревизорской службы, так и приглашенные организации. И это дает свои результаты. В 2023-м жалоб от пассажиров поступает значительно меньше. Они касаются не только привлечения к ответственности за безбилетный проезд, но и этики общения. Жалобщики часто искажают события, выгораживая себя. Но камеры в салоне и видеорегистраторы на жилетах контролеров позволяют объективно оценить ситуацию.

Справочно

502 182 транспортных средства проверили столичные контролеры за минувшее полугодие. Это на 101 353 больше, чем за аналогичный период 2022-го. При этом число контролеров выросло на 10 %, а безбилетников стало меньше, что позволяет сделать вывод: минчане становятся более сознательными. Подтвердилось это и во время нашего рейда — был выявлен только один безбилетник.

Фото Алексея Столярова

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Скорее лопнет шина: краш-тест топора BELARUS собирает миллионы просмотров

Минский тракторный завод оригинальным способом доказал надежность нового брендированного топора BELARUS. За пару дней видео краш-теста собрало миллионы просмотров в TikTok, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

7438988479175953719.00 00 18 18.still001

Видео опубликовано в TikTok-аккаунте Минского тракторного завода. Между бордюром и проезжей частью положили топор и наехали на него трактором «Беларус 921.3» весом почти 4 тонны. Изделие прогнулось, но выдержало нагрузку колеса в 750 кг.

@belarustractors_official Трактор BELARUS наехал на топор BELARUS 🔥 Выдержал 750 кг 😮 #минскийтракторныйзавод #тракторныйзавод #mtz #belarustractors #tractor #minsktractor #tractrormtz #mtztractor #трактор #трактормтз #минсктрактор #завод #мтз #минск #minskcity #minsk #belarus #топ #топор #топормтз #топорbelarus #тракторныйтопор #мтзтопор #топорпрезидента #краштестсмтз #краштесттопора ♬ оригинальный звук — Belarustractors_official

Reels вызвал бурную реакцию пользователей социальной сети, которые написали почти тысячу комментариев. Одни сомневались, что топор выпускают в Беларуси, другие заподозрили небольшой обман — дескать, колесо у трактора спущено. На каждый из этих комментариев предприятие сняло опровержение. Ролик, на котором топор переехали и передним, и задним колесом, собрало более 4,8 млн просмотров и стало самым просматриваемым в канале МТЗ.

@belarustractors_official Ответ пользователю @Виталий ♬ оригинальный звук — Belarustractors_official

Напомним, производство топоров Минский тракторный завод запустил по поручению Президента. Модернизированную новинку Глава государства опробовал на недавнем чемпионате по колке дров среди СМИ. По словам А. Лукашенко, изделие получилось неплохим, но чуть тяжелее импортных аналогов.

Кстати, в комментариях многие интересовались, где можно купить топоры BELARUS. Подсказываем — в фирменных торговых объектах МТЗ и строительных магазинах. Минимальная цена — 110 рублей.

Двум новым улицам столицы присвоили названия

Решение присвоить названия некоторым новым улицам столицы принято на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 775 kopiya

Цель решения — наименование составных частей города для регистрации отдельных объектов и оформления всех предусмотренных законодательством документов с адресной привязкой, — отметила начальник управления культуры Мингорисполкома Екатерина Лучина. — Предложения о присвоении наименований в сентябре были опубликованы в газетах «Минский курьер» и «Вечерний Минск». Замечания и другие предложения от жителей столицы не поступали.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 886 kopiya

Проектируемая улица № 6 на территории жилого района Лошица будет носить имя подпольщицы времен Великой Отечественной войны Надежды Моисеевой (вуліца Надзеі Маісеевай), а проектируемая улица № 12 в этом же районе — имя основателей Лошицкого усадебно-паркового комплекса: переулок Любанских (завулак Любанскіх).

Фото Ирины Малиновской

Читайте также:

Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.