Жалеем, но штрафуем… Один день из жизни контролеров общественного транспорта
Про ревизоров существует немало шуток и историй. Им нередко приписывают такие качества, как жестокость, черствость, слепое следование инструкции. О том, как на самом деле проходит рабочий день, рассказали сами представители этой профессии. На передовой побывали и корреспонденты агентства «Минск-Новости».
Утром в будний день с ДС «Кунцевщина» отправляемся в рейд с контролером Аллой Пилипец и стажером Иваном Куриленком. Сотрудники «Минсктранса» на станцию приходят засветло, как правило, в 5:30. После медицинского освидетельствования получают видеорегистраторы, необходимую документацию, и работа начинается.
Буквально выпрыгивают из салона
Маршрут всегда планируют заранее. Так, сегодня оплату проезда проверяют в районе станции метро «Каменная Горка». После каждого обхода все детали фиксируют в специальном документе — наряде-задании. Здесь отмечены время начала и окончания проверки, маршрут, принадлежность к парку, регистрационный номер, а также протокол штрафа или квитанции.
— Сколько безбилетных пассажиров вы обычно ловите за день?
— По-разному, — отвечает И. Куриленок. — Вчера было человек 15. Сегодня утром задержали двоих — мужчину и женщину в состоянии алкогольного опьянения. Раз на раз не приходится.
Именно привычка перемещаться на общественном транспорте без оплаты проезда является основой предвзятого отношения к контролерам, которые просто выполняют свои служебные обязанности, при этом стараясь вежливо обращаться к пассажирам. Но, увы, для некоторых быть зайцем стало уже привычкой. По словам А. Пилипец, таких граждан видно сразу: из окна салона они нервно рассматривают собравшихся на остановке людей и держатся ближе к двери, чтобы успеть покинуть салон транспорта. Во время рейда и нам удалось наблюдать такую ситуацию: женщина, заметив приближающихся сотрудников «Минсктранса», едва ли не на ходу выпрыгнула из автобуса. Стало понятно, почему безбилетников называют зайцами.
Выдал год рождения
— А как общаетесь с иностранцами? Они ведь могут просто не знать языка или правил оплаты проезда в Беларуси.
— Используем приложение в телефоне, чтобы объяснить иностранному гостю, как осуществляется оплата, и стараемся идти навстречу.
— Сейчас школьные каникулы и ребята активно ездят по городу. Каким образом они могут подтвердить право на бесплатный проезд, если карту учащегося и справку выдают в сентябре? К тому же многие школьники выглядят старше своих лет, а некоторых взрослых, наоборот, можно принять за подростков.
— Тогда спрашиваем любой документ, удостоверяющий личность: паспорт, фото паспорта, иногда даже дневник. Если таковых нет вообще, уточняем возраст и дату рождения. Часто взрослые зайцы сыплются именно на таких вопросах. Например, в прошлом году был случай, когда выдававшая себя за школьницу девушка на автомате назвала свой год рождения — 1996-й.
— Говорят, контролеры строгие, без эмоций, не способные к сочувствию. Бывает ли, что вам жалко тех, кого вы штрафуете?
— Конечно, все мы люди. Однако всегда поступаем в соответствии с инструкцией — жалеем, но штрафуем.
Из плюсов — оклад, график и… молодость
А. Пилипец признается, что любит свою работу. Контролером она трудится с 2013 года. До этого работала и коммерческим агентом в фирме, и на заводе «Горизонт», даже торговала на рынке. Женщина продолжает трудиться, хотя уже и достигла пенсионного возраста, чего по ней не скажешь. Контролер признается: именно непростая работа помогает поддерживать себя в форме и всегда быть в хорошем настроении.
— Праздное времяпрепровождение отрицательно сказывается на самочувствии. А здесь свежий воздух, мне нравится общаться с людьми. Иногда бывают неприятные ситуации, — говорит собеседница, — но со временем становишься стрессоустойчивее, учишься абстрагироваться от негатива. Есть и забавные случаи. Например, заходя в транспорт, я всегда здороваюсь, говорю: «Доброе утро». Пассажиры отвечают: мол, не такое уж оно и доброе, раз вы зашли. «Скажите, пожалуйста, — спрашиваю, — а вам кто-нибудь еще пожелал сегодня доброго утра?» В ответ тишина. «Вот видите, — говорю, — а контролер пожелал». Улыбаются тогда, довольные.
— Влияет ли работа на обычную жизнь? Что помогает избежать выгорания?
— Дома я просто не думаю о том, что происходило на работе. Там другие заботы. У меня два кота, снимаю их и выкладываю видео в TikTok. Общение с питомцами заряжает позитивом.
К слову, профессия контролера становится все более популярной и у молодежи. Большую помощь летом оказывают студенческие отряды. Для многих ребят это прекрасная возможность заработать на собственный гаджет или путешествие. Мы также поинтересовались у Ивана Куриленка, почему он выбрал именно такой вариант подработки. Кстати, сегодня у него последний день стажировки. Завтра парень станет полноценным контролером.
— Из всех предложенных вакансий эта мне показалась лучшей, — отвечает первокурсник. — Понравилось то, что трудовой договор заключается на 18 дней. Надеюсь, оставшееся время пройдет продуктивно.
Рабочий день, по словам Ивана, проходит незаметно, несмотря на то что начинается в 6:00 и длится 8 часов. Причем нередко приходится сохранять хладнокровие в непростых ситуациях. Что касается графика, то и здесь руководство идет навстречу: смены обсуждаются заранее, есть возможность работать на 0,5 ставки. При этом заработная плата будет достаточно высокой. Можно трудиться и на 0,25 ставки — только в выходные.
Компетентно
Сергей Милашевский, начальник контрольно-ревизорской службы филиала «Минский автовокзал» государственного предприятия «Минсктранс»:
— С контролерами постоянно работают как руководство контрольно-ревизорской службы, так и приглашенные организации. И это дает свои результаты. В 2023-м жалоб от пассажиров поступает значительно меньше. Они касаются не только привлечения к ответственности за безбилетный проезд, но и этики общения. Жалобщики часто искажают события, выгораживая себя. Но камеры в салоне и видеорегистраторы на жилетах контролеров позволяют объективно оценить ситуацию.
Справочно
502 182 транспортных средства проверили столичные контролеры за минувшее полугодие. Это на 101 353 больше, чем за аналогичный период 2022-го. При этом число контролеров выросло на 10 %, а безбилетников стало меньше, что позволяет сделать вывод: минчане становятся более сознательными. Подтвердилось это и во время нашего рейда — был выявлен только один безбилетник.
Фото Алексея Столярова
Смотрите также: