Журналист вышла с бригадой электромонтеров на дежурную смену
8.00. Как только одна команда возвращается с ночного дежурства, на смену им приходит наша — вместе с Третьяковым в оперативно–выездной бригаде водитель Владимир Шамшиев и электромонтер Юрий Руденко.
— Сегодня запланирована покраска РП (распределительного пункта) 19, а там проходят воздушные линии 10 кВ, — объясняет по пути Евгений Третьяков. — Чтобы обеспечить людям безопасность и комфорт, проедем по нескольким подстанциям, подготовим схему в обход, а потом отключим от напряжения и заземлим здесь участок линии. Работа плановая.
Но случись авария, бригаду тут же отправят на ее устранение. Это и нравится в работе — одинаковых смен не бывает.
— Это только кажется, что тут все безопасно. Пришли, мол, на кнопку нажали, рубильник переключили в другое положение и все… — Юрий Жоржевич говорит, что 10 тысяч вольт — не шутки. — Бывает, в момент переключения даже кабельные отсеки взрываются. Такое пламя летит!
Несколько лет назад нелепо погиб молодой парень из другой бригады, года еще не проработавший в электросетях. Полез на опору ЛЭП и дотронулся до проводов — думал, линия обесточена, а она еще под напряжением была… Электричество ошибок не прощает. Шамшиев объясняет:
— Пока напряжение 220 вольт пальцем не тронешь, и оно тебя не тронет, а 10 тысяч вольт может достать и на расстоянии. Безопасное — не менее метра. А если возникнет электродуга, можно, как говорят в народе, «зайчиков поймать», как от сварки. Пару секунд ничего не видно…
РП 19. Электромонтеры отключают напряжение и устанавливают переносное заземление. Все, можно безопасно выполнять малярные работы.
Про кабели в земле люди тоже частенько забывают: начинают строительные работы во дворе, роют ямы, не задумываясь о последствиях… Случаются аварийные повреждения линий и во время уборки урожая. Однажды, например, МАЗ, ехавший рядом с комбайном, зацепил опору ЛЭП. Она покосилась, и провода легли на грузовик. Пытаясь предотвратить еще большие проблемы, молодой водитель погиб на месте.
— А после нужно было пешком идти вдоль ЛЭП, искать проблему и затем отсоединять поврежденный кабель. В снежные зимы это особенно тяжело. Года 3 — 4 назад нам даже лыжи выдали. Но и они не всегда помогали.
Что в дневную, что в ночную смену нагрузка у бригад примерно одинаковая. Добавляет ее разве что погода — очень плохая или… очень хорошая. В жару ведь тоже, бывает, кабели «выстреливают», муфты не выдерживают, горят… А случается, птичка сядет на ЛЭП клюв почистить и устроит короткое замыкание. И везде первыми с проблемой разбираются электромонтеры ОВБ — они всегда на передовой.
Кстати
Всего в обслуживании Заславских районных электросетей около 1.000 подстанций, от Ракова до МКАД.
Вопрос ребром
Сегодня диспетчерскую службу Заславского РЭС стараются укомплектовать именно молодыми специалистами. Почему? Они легче адаптируются к работе с новыми технологиями, которые все больше применяются в электросетях. Планируется, что до конца года будет сформировано уже 6 бригад. Между тем готовят электромонтеров ОВБ прямо на предприятии, озвучивает проблему начальник РЭС Николай Лапицкий. А нужно было бы и в учебных заведениях.