1200 90

Журналист вышла с бригадой электромонтеров на дежурную смену

В современном высокотехнологичном мире малейший сбой в электроснабжении доставляет массу проблем, а уж масштабное отключение способно парализовать даже целые города.

Впрочем, пока все исправно работает, кто об этом задумывается? Кроме специалистов, занятых обслуживанием электросетей. Круглосуточно, без праздников и выходных, нередко с риском для жизни. Электромонтеру Евгению Третьякову — 29. В оперативно–выездной бригаде районной диспетчерской службы Заславского РЭС филиала «Минские электрические сети» РУП «Минскэнерго» он с 2010–го. А по итогам прошлого года был признан лучшим работником топливно–энергетической сферы в Минском районе. Корреспондент «СБ» вышла с Евгением и его коллегами по бригаде на дежурную смену.
 
e34e1bc6fb1b87883d3e9c49c942aeb6

8.00. Как только одна команда возвращается с ночного дежурства, на смену им приходит наша — вместе с Третьяковым в оперативно–выездной бригаде водитель Владимир Шамшиев и электромонтер Юрий Руденко.

— Сегодня запланирована покраска РП (распределительного пункта) 19, а там проходят воздушные линии 10 кВ, — объясняет по пути Евгений Третьяков. — Чтобы обеспечить людям безопасность и комфорт, проедем по нескольким подстанциям, подготовим схему в обход, а потом отключим от напряжения и заземлим здесь участок линии. Работа плановая.

Но случись авария, бригаду тут же отправят на ее устранение. Это и нравится в работе — одинаковых смен не бывает.

5382e8037324205ca2760c2e5ca18ac9
И вот первая подстанция. Специалисты в дополнение к спецодежде надевают каски и резиновые перчатки, чтобы в случае чего защититься от тока и огня. Внутри снимают сигналы микропроцессоров на оборудовании, где фиксируются перепады напряжения, аварийные отключения… Третьяков, сегодня он старший по смене, звонит диспетчеру, докладывает, получает задание и фиксирует выполнение работы на видео. Во избежание несчастного случая. Так меньше вероятности совершить ошибку.

— Это только кажется, что тут все безопасно. Пришли, мол, на кнопку нажали, рубильник переключили в другое положение и все… — Юрий Жоржевич говорит, что 10 тысяч вольт — не шутки. — Бывает, в момент переключения даже кабельные отсеки взрываются. Такое пламя летит!

Несколько лет назад нелепо погиб молодой парень из другой бригады, года еще не проработавший в электросетях. Полез на опору ЛЭП и дотронулся до проводов — думал, линия обесточена, а она еще под напряжением была… Электричество ошибок не прощает. Шамшиев объясняет:

— Пока напряжение 220 вольт пальцем не тронешь, и оно тебя не тронет, а 10 тысяч вольт может достать и на расстоянии. Безопасное — не менее метра. А если возникнет электродуга, можно, как говорят в народе, «зайчиков поймать», как от сварки. Пару секунд ничего не видно…

РП 19. Электромонтеры отключают напряжение и устанавливают переносное заземление. Все, можно безопасно выполнять малярные работы.

Когда со «схемой в обход» закончили, отправляемся к деревне Приморье, вблизи которой электромонтеров ОВБ уже ждет другая бригада. Ее задача — подрезать деревья рядом с высоковольтными линиями. Наша — проверить заземление и дать допуск к работе.
b68c52004c19914ae9dd0c31ae7f51f9
Неожиданная остановка по дороге у одного из каналов Минского моря. «Рыбная ловля вблизи линий электропередачи запрещена», — предупреждают объявления: над водой висят провода. А на них десятки крючков болтаются…

— Сколько бы мы ни предупреждали, сколько бы ни разговаривали с людьми, они свое твердят, дескать, тут клюет хорошо… — сетует Юрий Жоржевич. — А ведь удар током от высоковольтных линий можно получить даже на расстоянии.
 
f5b06ac10d2b75ad00cc954195ac836b

Про кабели в земле люди тоже частенько забывают: начинают строительные работы во дворе, роют ямы, не задумываясь о последствиях… Случаются аварийные повреждения линий и во время уборки урожая. Однажды, например, МАЗ, ехавший рядом с комбайном, зацепил опору ЛЭП. Она покосилась, и провода легли на грузовик. Пытаясь предотвратить еще большие проблемы, молодой водитель погиб на месте.

По договору с потребителями в случае аварии неисправность в электросетях должна быть устранена в течение 24 часов. Как правило, специалисты справляются раньше. Третьяков вспоминает случай с деревней Клюи. Зима, ночь, населенный пункт остался без света. Несмотря на то что ночью обычно работы не ведутся, руководство (его в такие моменты всегда ставят в известность) приняло решение не ждать до утра, а подключать деревню к электричеству от дизель–генератора, который специально доставили из Минска.
0d713570fec3f80262a5a363ec96a0ce

— А после нужно было пешком идти вдоль ЛЭП, искать проблему и затем отсоединять поврежденный кабель. В снежные зимы это особенно тяжело. Года 3 — 4 назад нам даже лыжи выдали. Но и они не всегда помогали.

13.00, а мы уже километров 100 намотали. На 12–часовой смене бригада почти все время в пути, даже обедает частенько на ходу… И вот очередной звонок диспетчера: в Ждановичах отключилась высоковольтная линия, полпоселка без света. Задачи две: как можно быстрее перезапитать потребителей и найти поврежденный участок. Электромонтеры едут по подстанциям и четко выполняют команды диспетчера, отключая и включая выключатели нагрузки. Один, второй, третий… Наконец поврежденный участок найден. Ребята вздыхают с облегчением.
654705e40efdb47f247c2c3e2e212782

Что в дневную, что в ночную смену нагрузка у бригад примерно одинаковая. Добавляет ее разве что погода — очень плохая или… очень хорошая. В жару ведь тоже, бывает, кабели «выстреливают», муфты не выдерживают, горят… А случается, птичка сядет на ЛЭП клюв почистить и устроит короткое замыкание. И везде первыми с проблемой разбираются электромонтеры ОВБ — они всегда на передовой.

Кстати

Всего в обслуживании Заславских районных электросетей около 1.000 подстанций, от Ракова до МКАД.

Вопрос ребром

Сегодня диспетчерскую службу Заславского РЭС стараются укомплектовать именно молодыми специалистами. Почему? Они легче адаптируются к работе с новыми технологиями, которые все больше применяются в электросетях. Планируется, что до конца года будет сформировано уже 6 бригад. Между тем готовят электромонтеров ОВБ прямо на предприятии, озвучивает проблему начальник РЭС Николай Лапицкий. А нужно было бы и в учебных заведениях.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Делегация Мурманской области возложила венок к монументу Победы

Делегация во главе с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом возложила венок к монументу Победы 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 12 kopiya

Сопровождала делегацию первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 09 kopiya

Память о тех людях, что защитили, спасли Родину, живет в наших сердцах. Именно на ней воспитывается нынешнее поколение. В Мурманске есть мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», который называется «Алёша». Наши белорусские братья не раз побывали там и почтили память героев, —сказал А. Чибис. — Мы братские народы, мы едины. Чтим эту память, и благодаря ей молодежь получает правильные посылы. Нет сомнений: она готова в любой момент защитить свою страну.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 02 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 03 kopiya

А. Чибис также отметил, что для него большая честь сегодня быть здесь, в Беларуси, у Вечного огня, и почтить память всех защитников, воинов Красной армии СССР.

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 10 kopiya

lazarevich i chibis vozlozhili venok lukashov 16 kopiya

Вечная память героям. Важно, чтобы будущие поколения продолжали воспитываться на этих ценностях, — подчеркнул губернатор Мурманской области.

Фото Сергея Лукашова

Депутаты Мингорсовета утвердили Концепцию развития велосипедного движения до 2030 г.

Концепцию развития велосипедного движения в столице до 2030 года утвердили на 7-й внеочередной сессии Минского городского Совета депутатов 22 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости». 

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 511 kopiya

Необходимость принятия нового решения обусловлена развитием велодвижения, а также актуализацией данных и планов по его дальнейшему развитию, — пояснил начальник главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максим Воропай. — Реализация концепции будет способствовать обеспечению открытости, безопасности и экологической устойчивости города, интенсивному развитию велосипедной инфраструктуры, предназначенной для повышения физической активности населения, расширит возможность беспрепятственных передвижений населения с использованием велосипедов.

М. Воропай рассказал, что велосипед в столице в основном применяется как средство для отдыха и физической культуры, при этом его использование носит сезонный характер. К 2024 году протяженность велодорожек столицы составила более 293 км, из них магистральной велодорожки — 27 км, велодорожки на проезжей части — 2,1 км, обособленных и совмещенных (адаптированных) дорожек — более 264 км. Для велосипедистов в Минске установлено 5 852 светофора, создано 1 650 велопарковок, 5 навесов, 82 велогаража и 72 велобокса. В каждом районе столицы разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 974 kopiya

Основными же проблемами развития велосипедного движения остаются отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие требованиям качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, недостаток технических средств организации велосипедного движения, — уточнил М. Воропай.

В числе основных направлений развития велосипедного движения в столице значатся создание сети велосипедных коммуникаций, ее привязка и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети.

izobrazhenie viber 2024 11 22 15 01 14 946 kopiya

К 2030 году в Минске должно быть создано до 380 километров основных велосипедных путей в виде обособленных велодорожек и адаптированных для велодвижения тротуаров, — подчеркнул М. Воропай.

Кроме этого, политика по развитию велосипедного движения в Минске предполагает и такие меры, как создание более усовершенствованных конструкций велосипедов, организацию в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, организацию дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия по маршрутам велосипедного движения).

Проведение таких мероприятий, как «День без автомобиля», «Першы ровар», «В школу на велосипеде», способствует закреплению у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, а у велосипедистов — модели безопасного поведения на дорогах, — дополнил М. Воропай.

Справочно

Принятое в 2011 году решение Мингорсовета «Об утверждении Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске» признано утратившим силу.

Фото Ирины Малиновской